Курская область. Горшеченский район.
Село Ясенки.
Церковь Воздвижения Креста Господня (утрачена)

Воздвижения Креста Господня — православный храм Щигровской и Мантуровский епархии Курской митрополии. Расположена в селе Ясенки Горшеченского района Курской области.

Когда в Ясенках началось возрождение литургической жизни, церковной общине для совершения богослужений передали здание бани. А когда-то здесь храм разрушили, чтобы построить баню… И какой храм! Еще в XIX веке сразу же после постройки ясеновскую церковь отмечали как выдающуюся «по замечательной красоте своей архитектуры».

Основание села

Само село Ясенки ведет свою историю с XVIII в., когда в этих краях обосновались выходцы из Московской и Черниговской губерний. По другой версии, село Ясенки обязано своим появлением на карте переселенцам из другого села Курской губернии с похожим названием – Ясенок. К середине XVIII века в Ясенках появился храм. Это была деревянная церковь во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. Сначала маленькая. С 1777 года - побольше.

Каменный храм

Butterfly К началу XIX века и большой деревянный храм не мог вместить всех прихожан. Пришлось с 1828 г. взяться за постройку новой каменной церкви. Через 17 лет основные работы были закончены, и в 1845 году состоялось в Ясенках освящение каменного двухпрестольного храма. Главный престол был освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Но и мученицу Параскеву ясеновцы не забыли, освятив в ее честь южный придел храма.

Однако на этом строительство не закончилось. В 1857 году в Ясенках снова были торжества – освящали еще один придел (северный) в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вот что писал об этом событии архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов: «Церковь в Ясенках, Нижнедевицкого уезда, каменная с колокольнею, замечательна красотою архитектуры, построена в 1845 году с приделами св. Параскевы Пятницы (с правой стороны) и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Прежде существовавшая церковь была посвящена св. вел. Параскевы - Пятнице. Один причт. Земли 66 десятин. Прихожан 1380 душ; деревни: Сомовка и Пятницкая».

Закончив стройку, занялись благоукрашением. К концу XIX века устроили в каждом приделе иконостас. На это благое дело благотворители, среди которых были не только помещики, но и простые благочестивые крестьяне, не поскупились – потратили около 5.300 рублей. Сумма по тем временам немалая. Да и колокола никогда не отличались дешевизной. А их на колокольне был полный комплект – семь штук. Главный весил 127 пудов 27 фунтов. Его звук, говорят, доносился аж до самого Воронежа. Дворов в приходе в 1900 году было 389, в них проживало 3283 человека.

Butterfly С особым благоговением относились прихожане к одной святыне, выделявшей ясеновскую церковь из ряда окрестных храмов. Это была деревянная статуя Спасителя в терновом венце. Что стало с ней после революции – неизвестно. В список исчезнувших святынь следует включить и три Евангелия. Самое древнее из них было напечатано еще при Петре Первом в 1697 г. Два других – во второй половине XVIII века. В 1865 году в соседней Кулевке была построена Тихвинская церковь и священноначалие приняло решение оставить в штате ясеновского храма одного священника (с 1798 года их было двое). Но к концу XIX века стало ясно, что одному священнику в Ясенках не справиться со всеми приходскими заботами. Второй штат был снова открыт в 1899 году.

Священство

В конце XIX в. была предпринята попытка перечислить всех священников, которые ранее служили в Ясенках. Некоторым из них даже давалась краткая характеристика. Не всегда лестная.

Отец Михаил Гаврилович Владимиров был первым священником, о котором сохранились хоть какие-то данные. Впервые упоминается он в церковных документах в 1780 году. Известен и год его упокоения – 1792-й. После смерти отца Михаила в Ясенки был определен священник Иаков Никифоров, с некоторыми перерывами служивший здесь до 1814 года. В 1798 году, когда в ясеновской церкви было открыто второе штатное священническое место, на его место определили отца Гавриила Георгиевича Попова, прослужившего в Ясенках до 1826 года и умершего в 1831 году.

Недолго прослужил в ясеновском приходе отец Андрей Иванович Песков: с 1814 по 1819 год. А вот священник Никанор Иванович Владимиров связал свою судьбу с Ясенками на длительный период времени. С 1819 по 1838 год он предстоял престолу в местном храме, затем уступил штатное место своему зятю священнику Василию Ильичу Полянскому, который служил в Ясенках четверть века. В 1863 г. отец Василий по возрасту вышел за штат и просил, чтобы его место досталось зятю – священнику Иоанну Петровичу Смирницкому.

Отец Симеон Гавриилович Дубровский, упоминавшийся в качестве клирика храма с 1827 года, умер в 1836 году. «Место его было зачислено за семьей, а требы исправлял безместный священник Иоанн Богомолов, - сообщает дореволюционный историк. – Так как к дочери о. Дубровского не нашлось жениха, то место было представлено в 1847 году Аристарху Андреевичу Ингеницкому». В синодальную эпоху (и это один из ее минусов) священническое место иногда оказывалось наследством, а то и приданным. В 1868 году отца Аристарха сменил его сын Андрей, который и священствовал в Ясенках до 1902 года. В 1904 году в ясеновской церкви служили священники Георгий Николаевич Кузнецов и Иоанн Николаевич Белозоров, определенный на вновь открытую вторую вакансию в 23 июля 1899 года. Имелись при храме два штатных псаломщика, а периодически появлялись и диаконы. В 1900 году упоминается диакон Митрофан Дубянский и псаломщик Василий Попов.

Среди прочих духовных лиц дореволюционного периода, служивших в Ясенках, хотелось бы выделить отца Иоанна Федорова. Его послужной список чрезвычайно разнообразен. Довелось ему служить простым приходским священником в глубинке России и полковым духовником в Персии, окормлять казаков и моряков, получать награды от одних государственных мужей и спасаться бегством от других. Родился протоиерей Иоанн Семенович Федоров в 1872 г. в Острогожском уезде Воронежской губернии. А умер в 1940 году в Югославии. Последние двадцать лет жизни этого священника прошли в эмиграции. Начинал же он свое церковное служение в нашем крае. 4 декабря 1895 г. выпускник Воронежской духовной семинарии Иван Федоров был рукоположен в сан диакона к храму в селе Ясенки Нижнедевицкого уезда и служил здесь до 25 марта 1900 года.

С 1920 по 1925 гг. в Крестовоздвиженском храме села Ясенки служил священник Алексий Макарович Гришин (1877-1958), уроженец Воронежа. Старожилы Дмитриевской церкви села Болото еще помнят этого батюшку, так как последний период своей жизни он жил там.

О том, кто служил в Ясенках в годы гонений, и кто был последним настоятелем впоследствии разрушенного храма, в настоящее время сведений не имеется. В материалах одного из следственных упоминается без инициалов некий священник Кущнев, который мог служить в Ясенках в начале 1930-х гг. Но точной информации на этот счет пока не имеется.

Перед закрытием

Butterfly Подробное повествование об истории ясеновского прихода в дореволюционный период оканчивается 1904 годом. Документы последующего периода еще мало изучены и систематизированы, а большей частью утеряны. В начале XX века приход ясеновского храма входил в первый благочиннический округ Нижнедевицкого уезда Воронежской епархии.

Надо полагать, что в 1922 году храм в Ясенках не избежал печальной участи быть ограбленным под благовидным предлогом изъятия церковных ценностей для нужд голодающих Поволжья.

В конце 1920-х – первой половине 1930-х годов по Центральному Черноземью прокатилась лихорадка районирования. В результате перекраивания края село Ясенки дало имя Ясеновскому району, хотя центр этого района власти выбрали село Нижнее Гнилое, ныне Сосновка. Возможно, именно выделение Ясенков из общего списка сел стало причиной того, что власти с удвоенной энергией взялись за уничтожение храма. К концу 1930-х годов приходская жизнь в селе замерла на долгие семь десятков лет…

Закрытие храма

Butterfly 28 июля 1939 года храм был взорван. По свидетельству местных жителей, окончательно останки храма в Ясенках были сметены в 1950-е годы. Когда читаешь документы о закрытии церквей, складывается впечатление, что в 1930-е годы в СССР не было никакого иного стройматериала, кроме добытого при разрушении храмов. Ведь строительство большинства объектов советской культуры велось исключительно из обломков «культовых зданий», многие из которых являлись, кроме всего прочего, настоящими памятниками архитектуры. Храм Воздвижения Креста Господня в Ясенках был из их числа. Увы, восстановить его в прежних размерах едва ли теперь удастся. Ясенки уже не те, что полтора века назад.

Век XXI: возрождение прихода

Однако церковь – это не только архитектурное сооружение. И в Ясенках всегда были люди, которые не скрывали своей веры и принадлежности к церкви. Они ходили по праздникам в соседнюю Кулевку, где храм уцелел в лихолетье. А в начале XXI века по благословению митрополита Курского и Рыльского Ювеналия образовали местную церковную общину в родном селе.
Существенную поддержку новообразованному приходу оказал Александр Викторович Гусев, руководитель местного сельхозпредприятия – председатель колхоза, как его здесь называют по привычке. В бессрочное пользование верующим было передано здание бывшей бани. Пришлось, конечно, потрудиться, чтобы приспособить его для совершения богослужений. Но и тут приходскую общину, состоящую в основном из пожилых женщин, не оставили. На Вербное Воскресенье 4 апреля 2004 г. открылась новая страница в истории ясновского прихода. В этот день впервые после долгого перерыва в Ясенках была совершена Божественная Литургия.



Использованы материалы сайтов: apochki.prihod.ru, gorshechnoe.ru
Использованная литература:
Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
Яндекс-фотки

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Яндекс.Метрика