Липецкая область. Хлевенский район.
Село Конь-Колодезь. Церковь Иоанна Богослова

Церковь Иоанна Богослова — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Конь-Колодезь Хлевенского района Липецкой области.

Конь-Колодезь возник в середине XVII века. В 1678 году воронежские стрельцы посылались в деревню Конь-Колодезь за «новоприхожими людьми». А по данным 1724 г., Конь-Колодезь — уже село с церковью. Оно было владением дворянского рода Сенявиных, к которому принадлежал вице-адмирал Наум Акимович Сенявин, командовавший в Эзельском сражении 1719 г. группой русских кораблей и разгромивший шведскую эскадру. Название село получило по небольшой речке Конь-Колодезь, впадающей здесь в Дон. В топониме колодезь — родник, источник. Первая же часть названия, видимо, имела притяжательную форму: Конев Колодезь. Она донесла до нас память о каком-то человеке с дохристианским именем Конь. Близ села имеется славянское городище. Необычное название породило массу легенд о коне, напоенном у колодца или доставившем своего седока к колодцу. До 1924 года территориально село входило в состав Задонского уезда Воронежской губернии.

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в с. Конь-Колодезь, Задонского уезда, каменная с колокольнею, с приделами: на правой стороне св. Илии (в трапезной с левой стороны), на левой - Преображения Господня, построена в 1795 году, возобновлена в 1835 году помещиком Сенявиным. Прежде в этом селе была тоже Богословская церковь и при ней в 1732 году был поп Иаков. Земли пахатной и сенокосной 40 десятин. Прихожан 1130 душ. В приходе деревни: Бестужево (8 верст) и Знаменка (6 верст)».

По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате церкви числились: священник (Андрей Яковлевич Никитин) и псаломщик (Александр Ал. Патрицкий). Церковь владела 35 десятинами земли. Приход насчитывал 321 двор, где проживало 2634 человека.

Многие годы внешний облик храма в селе Конь-Колодезь считался утраченным. Несколько лет назад местными жителями Александрой Ивановной Улановой и Верой Александровной Иньшиной был передан карандашный рисунок Богословского храма, выполненный Василием Павловичем Иньшиным в 1895. Эту реликвию родственники автора бережно хранили более ста лет. Сохранилось семейное предание, что предки Иньшиных участвовали в росписи большой трёхпрестольной церкви, колокольный звон которой, по рассказам старожилов, слышался даже в окрестных сёлах.

Как упоминалось выше, помещик села, адмирал Синявин в 1711 году построил в селе первую деревянную церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова, а через несколько лет в Конь-Колодезе красовался новый храм — каменный. Её проект, как и проекты барского дома, были разработаны в С.-Петербурге, в мастерской выдающего архитектора Коробова.

Колокольня большого трёхпрестольного храма славилась на всю округу. В хорошую погоду звон колоколов слушали не только в Конь-Колодезе, но и Дмитряшевке, Хлевном, Знаменке, Синдякино, Князево.

Барское имение располагалось через дорогу от храма. Существует легенда, что из барского дома к храму вёл подземный ход. Сенявины пользовались им, чтобы посещать храм в любое удобное для них время, не привлекая внимания жителей села. В Конь-Колодезе также существовала и часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она располагалась невдалеке от храма рядом с церковно-приходской школой. Часовню помнят старожилы села, а этот образ Пресвятой Богородицы наиболее почитаем селянами.

После Наума Сенявина имение перешло к его сыну, Алексею Наумовичу, тоже адмиралу. Вероятно, попечение Сенявиных о храме ослабло при Марии Ивановне (в замужестве графини Пален), которая редко бывала в Конь-Колодезе. Барское имение было в 1910 г. передано в аренду Воронежской епархии под нужды псаломнической школы.

Александра Ивановна Уланова, родившаяся в 1919 году, вспоминает: «Церковь наша была большая и по праздникам всегда полная народа. Я часто бегала в храм с подружками. Очень любила причащаться! Причащусь и снова в очередь, авось батюшка не замети, что второй раз подошла. Батюшку очень уважали. Отец Андрей был очень образованный. Заходил к нам в дом и часами беседовал с моим отцом. А ещё наш батюшка был врачом. Бескорыстно, по первой просьбе, оказывал медицинскую помощь любому прихожанину. Однажды я заболела дизентерией, уже умирала. Меня вынесли из дома, положили на стол и вызвали батюшку. Что делал батюшка, какие слова произносил — не помню. Однако после его молитвы я очнулась и попросила поесть творожников. Поднял меня отец Андрей, от смерти спас. А ещё другой случай. На площади в центре села была устроена карусель. Загляделась я, и выбило мне каруселью плечо из сустава. Папа меня в охапку и бегом к отцу Андрею. Быстро и умело вправил мне плечо батюшка. Чудесный был человек!» Вечная память иерею (или протоиерею) Андрею — последнему настоятелю бывшего храма. Пока неизвестна фамилия отца Андрея и можно ли его отождествлять с иереем Андреем Никитиным. Поиски достоверных сведений ещё впереди.

А вот заслуга в создании первого образовательного учреждения принадлежит местному духовенству. Первую школу в селе 1 октября 1885 г. открыл иерей Андрей Никитин. Школа была церковно-приходская. В находящейся рядом с ней часовне совершались молебны учащихся. Два года А. Никитин совмещал обязанности духовника школы, директора и попечителя. А в случае отъезда поручал заботу о школе матушке или племяннице.

Храм в селе действовал до начала 1930-х годов. Сначала пострадала псаломническая школа, здание и имущество которой в 1918 году передали сельскохозяйственному училищу, позже преобразованному в агротехникум. Здание имения, в котором обосновался техникум, прослужило до 1990-х годов прошлого века, когда пришло в полное обветшание. Техникум перешёл в новое здание, а бывшее имение Сенявиных перешло во владение его последнему законному владельцу — Липецкой и Елецкой епархии.

На средства епархии и на пожертвования прихожан имение ремонтируется. Сохранился и дом, в котором жил священник. В бывшем «поповском доме» сейчас расположена аптека. Хотя храм был закрыт, но священника до поры не трогали. Но в 1930 году старого больного его выгнали из дома. Приютили его знакомые, которых по двору звали "Оладниковы". Эти люди, несмотря на бедность, были гостеприимны, звали людей на чай с оладьями. Бывший сельский священник прожил в этой гостеприимной семье недолго, его забрали знакомые в Верхнюю Колыбелку. Не оставили новые власти в покое и давших приют. Репрессированы были муж с женой, отправили их порознь в далёкие края, из которых они не вернулись. Арестовали хозяев дома во время молитвы, издевались над ними на глазах верующих, собравшихся помолиться.

С 1930 года в храме находилось зернохранилище, а часовню разобрали на кирпичи. Такая же участь ожидала и храм. Из кирпичей от двух храмов – Конь-Колодезского и Хлевенского — в райцентре построили школу. Долго ходила молва: «Сгорит такая школа!». Так оно и случилось в 1990-х годах.

Народ наш сполна испил чашу страданий за вероотступничество и вандализм, за попытку уничтожения духовных и культурных традиций. В.П. Телков рассказывал: «Был у нас такой дядя Лёша Калинкин. Всю жизнь ходил на одной ноге, сторожил капусту. Так вот он снимал с колокольни самый большой колокол — благовест. Он упал Калинкину на ногу и отрубил её. Был и ещё один молодец-отличник Пётр Крючков (по подворью "Курганов"). Тот проявил инициативу и стал разбирать на кирпичи часовню. Мой дед пригрозил ему, что за такие дела тот с ума сойдёт. И точно: умница, комсомолец, отличник, которым гордилась школа, действительно сошёл с ума».

В 2001 году в Конь-Колодезе сформировалась инициативная группа, которая стала ходатайствовать перед епархией об открытии в селе православного храма. Просьбу земляков поддержали местные власти. И 18 июня 2001 г. в здании бывшей усадьбы Сенявиных, наших храмостроителей, был отслужен первый молебен. А 2 октября 2003 года это помещение и часть бывшего барского парка с уникальными реликтовыми деревьями были официально возвращены и переданы Липецкой и Елецкой епархии. Часть второго этажа будет занимать храм, в остальных помещениях расположится первый в Липецкой области православный детский лагерь. Здание вновь будет служить образованию и культуре. А иначе и быть не должно. Конь- Колодезцы с надеждой и верой смотрят в будущее своего села.

В настоящее время усадьба Сенявиных (II пол. XVIII в.) постановлением главы администрации Липецкой области от 27.02.1992 г. № 106 является объектом культурного наследия регионального значения.



Использованы материалы сайтов: Елецкий Краевед, Липландия
Использованная литература:
Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
Моя статья в Википедии Яндекс-фотки

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Яндекс.Метрика