Липецкая область. Задонский район.
Село Ксизово. Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Ксизово Задонского района Липецкой области.

По историческим документам село Ксизово известно с 1591 года. По архивным данным заселено оно было в основном выходцами из Ельца. Село возникло на месте славянского поселения - Ксизова городища. Наименование городища является более старым, оно и стало названием села. Вероятно, слово Ксиз имеет патронимический характер (имя Ксиз или Ксизов). По документам 1620 года упоминается уже как село Никольское (по Никольской церкви). Позже - Ксизово. В 1676 г. в селе насчитывалось 65 дворов, в 1746 году - 290 дворов. Большая часть - однодворцы. До 1924 года село территориально входило в состав Задонского уезда Воронежской губернии.

История села

Историк и собиратель русской старины Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов писал: «Ксизово, в 10 верстах от Задонска, на высоком и красивом берегу реки Дона, при впадении в него реки Сновы получило свое наименование , по народному преданию, от разбойничьего атамана Ксиза, который в царствование Алексея Михайловича, с своею шайкою жил в лесах, находившихся на месте нынешнаго села Ксизова, впоследствии Ксиз прекратил свои разбои, обратился в мирнаго поселянина и положил основание селу Ксизову.

Село Ксизово принадлежало фамилии помещиков Бехтеевых, из которых многие отличались высоким христианским благочестием, как-то: Димитрий Алексеевич, Алексей Димитриевич и особенно Никандр Алексеевич. В доме господ Бехтеевых нередко бывал святитель Тихон, живший на покое в Задонском монастыре. Вокруг села Ксизова и в деревнях, принадлежащих к Ксизовскому приходу, замечательны следующие урочища, в которых находили серебряные монеты времен царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича: Плужаниново (здесь выкапывали остатки мертвецов с военными доспехами); Страшной Верх (или Калабушки, над р. Доном, где будто бы жил разбойник атаман Кудеяр и зарывал здесь клад).

Недавно
(XVIII век - прим.) в деревне Мухиной (в 3 верстах от Ксизово) найден был клад - много серебряных монет времен царя Михаила Феодоровича. Близ этой деревни в дремучем лесу, говорят старики, был татарский дворец (городище) и будто бы в нем жил татарский князь Мамай, впоследствии удалившийся в село Нережу Тамбовской губернии. Этим Мамаем был оставлен клад, зарытый им близ своего дворца. Лет 35 тому назад (сер. XIX в. - прим.) находили медныя монеты в кургане, называемом "Большой Колтук". В оврагах находят множество шкварин - остатки когда то бывших здесь кузниц. На "Кудаевой площади" в 1853 году найден был полуисгнивший гроб с остатками военнаго человека в вооружении и при нем штоф водки. По словам Ксизовцев, под "Кукиной горой" близ впадении р. Сновы в Дон будто бы было побоище русских со шведами (или с татарами)».

Николаевская церковь

«Когда была первоначально построена в селе церковь - неизвестно. Николаевская (деревянная) церковь в Ксизове существовала с 1765 года; в 1865 году хотели ее возобновить, но она обрушилась, а потому решились построить новую».

Ныне существующая (каменная) в честь свят. Николая чудотворца церковь была построена в 1867 году. Архиепископ Самбикин в документах писал: «Николаевская церковь в селе Ксизове, с приделами на правой стороне св. Алексия митрополита, на левой стороне - Тихвинской иконы Божией Матери, вновь построена в 1867 году усердием крестьянина Ивана Абанина и прихожан. Близ этой церкви есть теплый храм в честь пр. Иоанна Дамаскина, при обеих церквах одна каменная колокольня. Земли 110 десятин пахатной и сенокосной. Есть план и межевая книга. Два штата. Прихожан 1590 душ; деревни: Мухина, Замятнина (3 версты)».

Дмитрий (Самбикин) продолжает: «Николаевская церковь в длину с трапезной и олтарем - 33 аршина, в ширину олтарь настоящей церкви в 8½ аршин, а в трапезной по 9 аршин; трапеза в длину 13½ аршин, высота церкви 36 аршин. Колокольня соединена с церковью посредством трапезной; колокольня древней церкви, которая была как сказано, перестроена в 1867 году. На колокольне крест (на главе) поставлен на полумесяце, чего нет на церковной главе. В северо-западном углу трапезы устроено особое помещение для ризницы. В ризнице замечательны: риза (старинная) красной с разными цветами парчи, сделанная из придворного камзола помещика Бехтеева; риза, пожертвованная в память Гевр. Ивановича Решетова (в 200 рублей) и риза (в 160 рублей), пожертвованная помещицею Варварою Ивановною Савельевою. Из евангелий замечательно по своей величине (более пуда) евангелий времен Императрицы Елисаветы».

Церковное кладбище

Вокруг обеих церквей (Никольской и Иоанна Дамаскина) «каменная старинной кладки ограда, очень обширная. Эта ограда, спускается вниз церкви по косогору, к лугу. В ограде, как видно из множества могильных насыпей, старинное кладбище и ныне погребают здесь более значительных прихожан, как-то: помещиков, благотворителей храма. Есть фамильные кладбища, огражденныя решотками; как например помещиков Решетовых, Савельевых, Писаревых, Бородиных и др. Здесь же погребен церковный староста Иван Абанин, на свои средства перестроивший каменную Николаевскую церковь. За олтарем каменной церкви могилы большей частью священников, служивших при сей церкви. На одной каменной плите надпись, из коей видно, что здесь покоится тело священника Ксизовской церкви Леонтьева, умершаго в 1787 году (74 лет). Лучший памятник - мраморный с положенным верху его подобием Евангелия, раскрытаго на словах : "блажени милостивии, яко ти помиловани будут". По сторонам памятника - отличныя скульптурныя (в медальонах) изображения апостолов Петра и Павла. Под этим памятником погребено тело помещика Петра Савельева. Под колокольней - родовая усыпальница помещиков с. Ксизова Бехтеевых. Над одной могилою видна на стене надпись, из которой видно, что на этом месте погребено тело Гервасия Алексеевича Бехтеева, умершаго в прошлом столетии» (XVIII век - прим.). «Близ ворот, ведущих в ограду со стороны села, устроена каменная часовня, в которой находится свято чтимая прихожанами старинная икона св. Николая - путеводителя. Пред иконою неугасимая лампада».

Реликвии и святыни храма

Архиепископом Самбикиным упоминаются иконы, находившиеся в Ксизовском храме: «местоночтимая чудотворною икона Тихвинской Божией Матери; эта икона приобретена в храм Бехтеевым, икона живописи старинной; думают, что эта икона написана более ста лет тому назад. В честь ея устроен левый придел, в иконостасе котораго она помещена. Величина ея 5 четвертей в длину и около аршина в ширину. На иконе надпись "образ Пресв. Богородицы мерою и подобием с самаго чудотворнаго образа Тихвинския". На иконе шелковая пелена и риза серебрянная, унизнная драгоценными камнями; на ней есть разнаго рода привески, свидетельствующия об исцелении больных. Пред сей иконою преимущественно молятся об исцелении глазных болезней. Начало прославления этой иконы относят к 1820 году.

Сын Ксизовскаго священника отца Якова Филипповича Федотова и также священник отец Алексей Яковлевич Федотов, временно проживавший в Таганроге, где ему пришлось быть духовником Императора Александра (1-го) Павловича, одной больной глазами казачке, долго страдавшей, посоветовал молиться о своем исцелении Божией Матери, говоря, что на его родине (в с. Ксизове) есть чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, пред которою по вере больные получают исцеления. Чрез несколько времени отцу Алексею понадобилось отправиться на родину. В день отъезда явилась к нему больная казачка и заявила сильное желание отправиться с ним в село Ксизово на поклонение Тихвинской иконе Божией Матери, так как во сне Матерь Божия приказала для исцеления от болезни отправиться в это село. И по прибытию в село, после молебна пред иконою Тихвинской Божией Матери, больная исцелилась.

Икона Божией Матери Троеручницы - вышитая шелком, она украшена жемчугом и драгоценными камнями. Замечательны по старинному письму иконы: Нерукотворенный образ Спасителя в олтаре главного престола. Из недавно приобретенных икон замечательна икона Божией Матери, присланная из Афонской горы»
.

Священники церкви

«Из священников, служивших в Ксизовском храме известны: Леонтий Стефанов (†1787), Филипп Леонтьев (†1800), Автоном Евфимов (†1801), Иаков Филиппович Федотов (†1831), сын его Алексей Яковлевич Федотов был духовником Императора Александра 1-го в 1819 году. Родион Дмитриевич Архиппов (в 1857 году был переведен в с. Балахну Задонскаго уезда), Димитрий Архипов (до 1830 г.), Афанасий Федотов (†1827), Алексей Филиппович Федотов (†1854), Иоанн Матвеевич Курбатов (с 1836 по 1871 годы), Димитрий Попов, Евгений Юркевич. В настоящее время (1880-е годы - прим.) в Ксизовской церкви священствуют: отец Алексей Иванович Долгополов (с 1857 года) и Георгий Андреевич Вележев (с 1871 года)».

В конце XIX века в штате Никольской церкви числились: настоятель (продолжает службу священник Георгий Вележев), помощник (священник Николай Алексеевич Долгополов), диакон (Иоанн Иоаннович Соколов) и два псаломщика (Тихон Митрофанович Тимофеев и Митрофан Лаврентьевич Тимофеев).

XX век

В 1900 году в селе насчитывалось 502 двора, в них проживало 3769 человек. В дореволюционное время два Ксизовских храма: Никольский и Иоанна Дамаскина собирали на богослужение всю округу: жителей сел Балахна, Замятино, Засновка, Мухино, Соловьевка и других.

В 1930-х годах намоленное место не раз осквернялось. Разбивали о землю кресты, чернили святые росписи, сдирали оклады, рубили топорами иконы. Там, где очищались души молитвами, устроили маслобойню и склад, на кладбище – автозаправочную станцию.

Известен последний священник Николаевской церкви до ее закрытия – протоиерей Вележев Георгий Алексеевич, 1847 г.р., уроженец с. Патриаршее (ныне с. Донское) Задонского района. Постановлением коллегии Воронежской Губчека от 30.01.1921 г. по обвинению в вымогательстве был приговорён к 5 годам лишения свободы условно.

До окончания века, ничего, кроме мерзости и запустения, под растерзанным куполом не было.

XXI век

Butterfly «Восстанавливать храм мы решили лет десять назад,» – рассказывает преподаватель Ксизовской школы Валентина Зыкова. «Сначала просто у кого-то собирались и молились. Потом решили: что же мы, у нас такой храм, а мы не восстанавливаем. Поехали в Воронеж, тогда ещё была Воронежская епархия. И нас благословили: "Пожалуйста, восстанавливайте. Но это дело мирян самих, у нас денег нет. Молитесь, чтобы помощь Божия была. Каждый день читайте акафист Николая Чудотворца". Помолясь, приступили к очистке святого дома. Мусор машинами и телегами вывозили. Пола не было, сплошные ямы. Положили на них доски, чтобы стоять можно было. И стояли зимой и летом, каждый день».

«Снег падает, дождь идёт, а мы молимся,» – вспоминает Валентина Андреевна. «Года три так было. Ходили матушки по деревням, собирали денежки, какие – известно: копейки. Все пенсионеры, богатых у нас здесь нет. И вот накопили на окна. Уже легче стало. А потом нам стал помогать генеральный директор ООО «Аврора» Сергей Николаевич Уваркин. Он материалы выделял, строителей дал, платил им зарплату. А мы всем селом их кормили».

«К нам иконы возвращаются» – продолжает свой рассказ Валентина Зыкова. «Вот эта икона старинная, из этого храма. Люди сохранили. Вот здесь Тихон Задонский, Митрофан Воронежский… Вот эту икону послушница из Курска принесла, а эти картины и Евангелие родственники отца Александра Дронова привезли. Вот эти большие иконы написал Сергей Боев, он тут родился, а сейчас в Задонске живёт, дай Бог ему здоровья. Вот эта иконочка тоже старинная, Николая Чудотворца. Она у нас чудотворная. Первый раз мироточила в четверг перед Великим Постом, мы это только вдвоём видели, как вот здесь вверху две капли стекли. А второй раз – летом, перед Владимирской много людей чудо наблюдали. Мы спрашивали у батюшки: к чему? А он сказал, когда что-то произойдёт, тогда мы и поймём. Но, скорее всего, это Бог говорит: Я с вами, я вас не оставляю, только молитесь, просите, и дано будет вам». Этот чудотворный образ свят. Николая был подарен в 1913 году последнему настоятелю церкви отцу Георгию, пострадавшему за веру в годы советской власти.

Сейчас продолжается внутренняя отделка Никольского храма. В настоящее время настоятелем церкви является отец Георгий.



Использованы материалы сайтов: Липландия, статья А. Галинской «Ксизовская благодать» на сайте «Липецкая газета»
Использованная литература:
Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
Яндекс-фотки

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Яндекс.Метрика