Липецкая область. Лебедянский район. Город Лебедянь. Собор Казанской Иконы Божией Матери
(Старо-Казанский собор)

Собор Казанской Иконы Божией Матери (Старо-Казанский) — православный храм Елецкой и Лебедянской епархии Липецкой митрополии. Расположена в городе Лебедяни Лебедянского района Липецкой области.

Лебедянь впервые упоминается в 1605 году. Тогда это было сельцо «Лебедянское городище», принадлежавшее боярину Вельяминову. В 1613 году здесь уже была крепость, построенная для охраны южных окраин Русского государства. Этот год считают годом основания города, хотя обнаруженные сейчас археологические находки на Тяпкиной горе — месте строительства Лебедянской крепости — позволяют утверждать о существовании здесь славянского поселения еще в VIII-X вв. В 1662 г. Лебедянская крепость в очередной раз перестраивается: город и большой острог соединяются в одно укрепление. Лебедянь расширяется и украшается, здесь развивается торговля, растёт посад. 16 сентября 1779 года по указу Екатерины II Лебедянь получает статус уездного города и свой герб. До 1924 года Лебедянь являлась центром одноименного уезда Тамбовской губернии.

Первые церкви Лебедяни

В писцовых книгах Лебедяни 1627-1628 годов упоминается Никольская церковь, возведенная среди построек малого острога города: «… соборная церковь древяна клецки с папертью во имя Николы Чудотворца…». Эта церковь сгорела 25 апреля 1662 года. Через три года последовал царский указ о постройке соборной церкви в Лебедяни с тем же храмонаименованием. В 1703 году страшный пожар практически полностью уничтожил город. Сгорела и крепость, и все строения, находящиеся в ней. В том числе и обветшавшая к тому времени соборная церковь святителя Николая Чудотворца. Лебедянцами была выстроена новая соборная церковь, освящённая теперь «во имя Пресвятые Богородицы Казанские».

Спустя десятилетие после возведения новой соборной Казанской церкви что-то подвигло жителей города построить ещё один деревянный храм и освятить его в память прежнего собора – во имя святителя Николая Чудотворца. Произошло это около 1715 года. С этого времени оба отдельно стоящих храма – Казанский и Никольский, имевшие один общий причт, именовались соборными храмами города.

К 1768 году обе церкви пришли в такую ветхость, что «в зимнее время от мятели и в летнее время от дождя происходила немалая течь; почему вкладчики пожелали вместо оных соборных ветхих деревянных церквей построить с колокольней одну во имя Казанския Пресвятые Богородицы церковь, с приделом Николая Чудотворца, каменным зданием», которая и была освящена в 1771 году. Старые деревянные соборные храмы были разобраны.

Казанская церковь в XVIII-XIX веках

Первоначально была выстроена только храмовая часть церкви с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней. И только через несколько лет, в конце того же XVIII столетия, их соединили, расширив на запад трапезную часть. Особенностью нового храма стало отклонение его продольной оси и алтаря на 20 градусов к северу, в отличие от большинства других церквей, имевших более чёткую ориентацию восток-запад. Длина Казанской церкви с коло­кольней составила 48 аршин, ширина — 11 аршин, высота храмовой части до верха карниза — 8 аршин, высота колокольни до верхнего карниза — 37 аршин. В 1846 году к колокольне были пристроены кирпичная кладовая и караулка. Кладовая, размером 11×4 аршины и высотой 3,5 аршины, примыкала к притвору с южной стороны, караулка, 4 х 11 аршины и высотой 3,5 аршина — с северной. В каждой из пристроек было по два окна. И сторожка и кладовая в настоящее время разобраны.

Храмовая часть Казанской церкви была покрыта железом. Венчала её двенадцатигранная глава, также покрытая железом и «крашеная поясами в белый и бирюзовый цвета, с позолоченными украшениями». Крест на главе был деревянный, шестиконечный, обложенный железом. В трапезной части собора с южной стороны устроен был придел во имя св. Николая Чудотворца, в XIX веке его сделали тёплым. Он отделялся «...от главной церкви глухою стеной с пролётом в виде арки в середине, свод восьмигранный в виде круговой дуги». Пол в храме был деревянный. Прежние иконостасы, устроенные при основании храма в 1771 году, в XIX столетии заменили новыми: в 1839 году — иконостас главного престола, а в 1868 году — придельного в трапезной. Размеры главного иконостаса: длина 11 аршин, высота 12 аршин. Придельный иконостас был двусторонний. Деревянные, с вызолоченной резьбой по белому полю, иконостасы украшали колонны, полуколонны и пилястры.

На звоннице Старо-Казанского собора в конце XIX века находилось 5 колоколов, на самом большом из которых читалась следующая надпись: «1796 года октября дня слит сей колокол в городе Лебедянь к соборной Казанския церкви куплен старанием старостою церковным Кондратием Алексеевым Булгаковым и купцом Сидором Проскуриным и священником Михаилом Проскуриным и всех той церкви прихожан. 105 п. 11 ф. Лил мастер чебокзаренин Михаил Зубков».

В 1840-х годах достопримечательностью старособорного храма считался «крест медный с чеканными изображениями, на нём» и надписью: «...месяца декабря... дня построен сей крест во святую церковь в городе Лебедяне во имя престола Николая Чудотв. По обещанию Домны Судейкиной ради поминовения мужа ея воево Петра Судейкина». В ризнице храма хранилось Евангелие, напечатанное в 1744 года.

Butterfly Штат Казанского собора первоначально составляли два священника, диакон, два дьячка и пономарь. С 1836 года, после окончания постройки и освящения Ново-Казанского собора, Старо-Казанский был сделан одноштатным с причтом в составе священника, диакона и псаломщика. В 1876 году в штате состояли: настоятель (Михаил Добротворцев) и псаломщик. В 1893 году в церкви служили: священник (продолжает службу Михаил Егорович Добротворцев, 58 лет, рукоположен 25 марта 1859 года, награжден крестом), диакон (Стефан Яковлевич Андреев, 52 лет, рукоположен 18 марта 1866 года, вдов) и псаломщик (Иванов Петр Васильевич, 56 лет, в должности с 1855 года, второй раз женат).

В приходе Старо-Казанского храма в конце XIX века насчитывалось 278 дворов с проживавшими в них 734 мужчинами и 805 женщинами.

Начало XX века

В начале XX столетия причт Старо-Казанского храма земли не имел вовсе, что объясняется, возможно, передачей всего земельного надела во владение новособорной Казанской церкви (постороена в 1836 году) и перевода туда всего причта старого собора.

Важное значение в жизни любого прихода играл церковный староста, в обязанности которого входило и личное участие в благоукрашении храма, и привлечение для этих целей средств прихожан и различных жертвователей. По меньшей мере с 1868 и до 1906 года старостой Старо-Казанского собора состоял потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии Пётр Иванович Игумнов, ко дню Святой Пасхи 1908 года на­граждённый за заслуги по духовному ведомству золотой медалью «За усердие» на Владимирской ленте. С 1907 года и вплоть до революции 1917 года, старостой храма был бывший директор Лебедянского городского банка купец Иван Афанасьевич Чурилин. В 1902-1903 гдах он пожертвовал на ремонт старого собора 4000 рублей.

После устройства в тюремном замке, находящемся поблизости от Старо-Казанского собора, домового храма во имя прославленного в 1903 году в лике святых преподобного Серафима Саровского, он был приписан к старому собору, клир которого совершал в тюремной церкви богослужения и окормлял заключённых.

Как и для любого храма, расположенного в уездном городе или сельской местности, для Старо-Казанского собора значительным событием становились посещения его правящими архиереями. Одно из последних таких посещений состоялось 3 ноября 1911 года, когда в Лебедянь приехал Преосвященный Кирилл (Смирнов), епископ Тамбовский и Шацкий. В тот же день Владыка посетил и старособорную церковь, впечатления от которой сопровождавший архиерея протоиерей Тихон Поспелов изложил следующим образом: «Церковь зданием не обширна, но весьма благолепна и чистая, особенным благолепием отличается иконостас в главном алтаре, красивого рисунка и с художественными иконами». Собравшимся в храме прихожанам Владыка Кирилл сказал поучение «о жизни по учению и руководству Святой Церкви».

В документах Тамбовской епархии за 1911 год можно прочесть: «Казанская старособорная церковь, каменная, теплая, построена в 1771 году. Престолов два: главный — Казанской иконы Божией Матери и придельный — св. Николая чудотворца. Дворов городских 60, душ мужского пола 108, женского 132, торговцы. В приходе пригородная Стрелецкая слобода (Стрельцы). Школа в слободе земская. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковнаго имущества и метрическия книги с 1836 года. Штат: священник, диакон и псаломщик. Братский годовой доход 700 рублей. Причтовый капитал 1598 рублей. Церковный капитал 350 рублей».

В канун революции 1917 года в приходе было 287 дворов с 824 мужчинами и 852 женщинами.

Церковь в Советское время

Butterfly Богослужения в Старо-Казанском соборе продолжались и в советское время. А 19 января 1929 года верующие обращались к местной власти за разрешением проведения крестного хода от храма на реку Дон. В 1932 году Старо-Казанский храм упоминается в документах как действующий и принадлежавший общине так называемой "тихоновской" ориентации. В это время в нём служили отец Николай Преображенский и бывший насельник Лебедянского Троицкого мужского монастыря иеромонах Феодосий (Седов). Богослужения в храме посещали и некоторые бывшие монахини Сезёновского и Троекуровского монастырей, проживавшие в Лебедяни после закрытия этих женских обителей в 1930 году.

После ареста в марте 1932 года отца Феодосия (Седова), сосланного вскоре в Северный край на три года за антисоветскую деятельность, а через год, в марте 1933 года, отца Николая Преображенского, старый собор получили в своё распоряжение обновленцы, поскольку священник Иван Вишневский, служивший до этого в обновленческом Ново-Казанском соборе, упоминается в документах 1933-1934 годах, как священник Старо-Казанской церкви.

Butterfly Закрытие храма произошло во второй половине 1937 года после ареста обновленческого причта старого собора — священника М.Л. Виноградского и В.И. Мещерякова, а также диакона Н.П. Крылова.

После этого здание храма передали на баланс райбольнице, которая использовала его как склад. В дальнейшем старый собор также использовался местными властями для различных хозяйственных нужд, а в конце 1950-х — начале 1960-х годов в нём содержали скот перед отправкой его на бойню, чем не раз возмущался историк П.Н. Черменский, поскольку Старо-Казанский соборный храм был поставлен на учёт Главмузея как памятник архитектуры ещё в 1920-е годы. В одном из своих писем в декабре 1967 года историк писал: «На днях еду в Липецк на собрание по охране памятников истории и культуры. У нас такое безобразие продолжается. Лет 5-6 назад горсовет отдал церковь старого собора больнице. А главный её врач развёл в ней свиней, и мы бессильны выгнать их из церкви».

Butterfly Решением Липецкого облисполкома от 2.11.1971 г. № 874 Казанская церковь вновь внесена в списки памятников архитектуры (объект № 4800078000). Здание храма по-прежнему находилось на балансе лебедянской районной больницы, расположенной вблизи. Однако "хозяевам" не было особенного дела до памятника, да и средств на поддержание здания в достойном состоянии никто бы больнице не выделил, поэтому к началу 1980-х годов старый Казанский собор практически полностью лишился кровли, что грозило его постепенным разрушением.

Лишь в 1985-1986 годах на памятнике силами местной строительной организации начались восстановительные работы, но далее установки деревянных лесов и устройства новой кровли из оцинкованного железа дело, к сожалению, не пошло. Планировалась и реставрация росписей конца XVIII столетия, сохранившихся в интерьере храма, но в конце 1980-х годов все работы на памятнике и вовсе остановились.

Наши дни

В настоящее время Старо-Казанский собор, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, используется приходом Ново-Казанского собора, силами которого в 2008 г. на храме заменена кровля, но богослужения в нём пока не возобновлены, а впереди предстоит ещё провести целый комплекс реставрационных работ.



Священники и церковнослужители Казанского храма:

Иванов Феодор, 1702-1710, священник
Евсевьев Димитрий, 1703-1716, священник
Евсевьев Феодор, 1703-1716, священник
Моисеев Мартын, упомин. 1716, священник
Стефан, упомин. 1747, священник
Попов Иоанн Иоаннович, 1772-1777, священник
Захаревский Иоанн Алексеевич, 1775-1785, священник
Хлевенский Феодор, 1786-1796, священник
Проскурин Михаил, упомин. 1796, священник
Нигровский Наум Стефанович, 1787-1790, священник
Артемонов Иоанн, 1793-1814, священник
Казмин Аристарх Львович, 1796-1836, священник
Иванов Максим, 1804-1835, священник
Кузмин Иоанн Степанович, 1814, священник
Марков Тимофей, 1815-1818, священник
Казанский Федот Федотович, 1819-1836, священник
Щепотский Иоанн Амплиевич (Алексеевич), 1837-1859, священник
Казанский Феодор, 1859, священник
Добротворцев Михаил Георгиевич (Егорович), 1859-1904, священник
Синцеров Димитрий Васильевич, 1904-1932, священник
Преображенский Николай Иоаннович, 1932-1933, священник
Феодосий (Седов), 1929-1932, иеромонах
Вишневский Иоанн Павлович, 1933-1934 (с 1922 в обновленч. расколе), священник
Виноградский Михаил Лукич, 1936-1937 (в обновленческом расколе), священник
Мещеряков Василий Иванович, 1935-1937 (в обновленческом расколе), священник
Григорьев Симеон, 1786-1808, диакон
Иванов Борис, 1794, диакон
Гаврилов Пётр, 1806-1811, диакон
Казмин Стефан Львович, 1809-1824, диакон
Ракитин Иоанн Гаврилович,1813-1820, диакон
Каменский Иоанн Яковлевич, 1823-1836, диакон
Казмин Василий Стефанович, 1825-1836, диакон
Прозоровский Иоанн Афанасьевич, 1837-1865, диакон
Андреев Стефан Яковлевич, 1866-1889, диакон
Вельский Николай Тимофеевич, 1896-1911, диакон
Агафонов Матвей Матвеевич, 1912-1913, диакон
Ларин Георгий, 1914, диакон
Штанкин Александр Феодорович, 1914-1918, диакон
Крылов Николай Петрович, 1936-1937 (в обновленческом расколе, 1886 г.р., постановлением тройки УНКВД по Воронежской обл. от 05.10.37 по ст. 58-10, 58-11 приговорен к 10 годам лишения свободы, реабилитирован постановлением президиума Липецкого обл. суда от 26.10.57 года), диакон
Алексеев Степан, 1786, дьячок
Емельянов Тихон, 1819-1835, дьячок
Михайлов Антон, 1819-1836, дьячок
Петров Константин, 1827-1832, дьячок
Сокольский Матвей Алексеевич, 1835-1849, дьячок
Жданов Александр Иванович, 1837-1843, дьячок
Жданов Алексей Александрович, 1845-1863, дьячок
Красивский Иван Ефимович, 1849, дьячок
Лакедемонский Иван Алексеевич, 1864-1878, дьячок
Иванов Пётр Васильевич, 1879-1885, дьячок
Протасов Тит Моисеевич, 1703-1710, пономарь
Семёнов Николай, 1819, пономарь
Иванов Николай, 1823-1834, пономарь
Павлов Николай, 1834, пономарь
Сокольский Матвей Алексеевич, 1823-1835, пономарь
Егоров Стефан, 1849, пономарь
Левитов Александр Петрович, 1849, пономарь
Казмин Афанасий Антонович, 1837-1849, пономарь
Никольский Александр Иосифович, 1851-1862, пономарь
Иванов Пётр Васильевич, 1863-1878, пономарь
Иванов Пётр Васильевич, 1886-1900, псаломщик
Добросердов Сергей Фёдорович, 1900-1907, псаломщик
Добров Аркадий, 1908-1910, псаломщик
Никольский Василий, 1912-1915, псаломщик
Сладкопевцев Виктор Владимирович, 1915-1917, псаломщик
Огарков Сергей Михайлович, 1936-1937 (в обновленческом расколе), псаломщик

Использованы материалы сайта: Липландия
Использованная литература:
А.И. Гамаюнов, А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов "Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I" (включая архивные фотографии)
И.А. Самоцветов "Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год"
И. М-ов "Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1893 год"
А.Е. Андриевский "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. 1911"
Яндекс-фотки

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Яндекс.Метрика