Липецк.
Церковь Рождества Христова бывшего села Студёнки

Церковь Рождества Христова — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в бывшем селе Студёнки, ныне входящее в состав города Липецк.

Студёнки – историческая часть в Правобережном округе Липецка. Расположены между улицей Гагарина, рекой Студёновкой и посёлком Трубного завода. В составе Липецка с 1 февраля 1933 года. Прежде, как минимум с XVII века, тут находилось село Большие Студёнки (или просто Студёнки). Название дано по реке Студёновке. В состав Больших Студёнок входила Ниженка, которая располагалась по ту сторону дороги на Сокольск (ныне – Студёновская улица). Название Ниженки появилось потому, что она находилась в низовье реки Студёновки и, соответственно, ниже остальной части села.

XVII-XVIII века. Деревянная церковь

Христорождественский храм на улице 9 Января был закрыт при советской власти всего лишь несколько лет и первым в Липецке начал действовать в годы Великой Отечественной войны.

Правда, городским храм Рождества Христова стал уже в 30-е годы XX века, а до революции являлся приходской церковью села Студёнки. Причем нынешняя каменная церковь – не первый храм этого древнего села – ровесника Студёнок Липских Малых.

Деревянная церковь Рождества Христова в селе Студёнки Большие построена была, видимо, одновременно с одноимённой церковью в селе Студёнки Малые в начале XVII столетия. Но в документах она также упоминается впервые в 1627-1628 годах. В писцовых книгах Лебедянского уезда "Письма и межевания" писца Григория Фёдоровича Кириеевского за эти годы написано: «За Иваном Никитичем сельцо Студенки Большие на реке на Воронеже … а в нем церковь древяна клетцки во имя Рождества Христово, за попом бобылей 5 дворов, за боярином Иваном Никитичем 22 крестьянских двора и 10 дворов бобыльских».

В переписных книгах 1646 года в селе Студёнки, кроме «церкви во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», показаны 126 крестьянских дворов, в которых проживало 269 человек; 7 дворов бобыльских, в них 9 человек, и 20 дворов служилых казаков боярина Никиты Ивановича, в них 46 человек.

Поданным окладных книг Рязанской митрополии 1676 года у Христорождественской церкви в селе Большие Студёнки «… двор попа Сафрона, да попа Изота двор, двор дьячков, двор пономарев, двор просвирницын». Церкви в то время принадлежало 40 четвертей земли в трех полях, а вот сенных покосов и рыбных ловлей не было. В приходе насчитывалось 142 крестьянских двора, 50 дворов беломестных казаков и 14 дворов бобыльских.

Неизвестно, сколько простоял в Студёнках первый деревянный храм Рождества Христова постройки начала XVII века и был ли он в течении XVII – первой половины XVIII века заменен новым. Неясно пока и то, в каком месте села Студёнок он в то время находился. Точно известно, что в 1778-1779 годах вместо ветхой церкви прапорщиком Николаем Лодыгиным была построена новая деревянная в прежнее храмонаименование. Этот новый храм стоял на правом берегу реки Студёнки, выше по течению от современного моста через русло реки по улице Баумана. Возможно, что построен он был на месте предыдущего или рядом с ним. По данным 1778 года, под Христорождественской церковью и кладбищем вокруг нее было всего 468 саж. земли.

Первая половина XIX века

В 1819 году Христорождественский храм был перенесен с прежнего места на «на вновь отведенное» около села кладбище. В это время приписной к нему считалась Успенская церковь бывшей Паройской пустыни, находившаяся неподалеку от Студёнок. До 1823 года Христорождественская церковь, по всей видимости, не была закончена отделкой и еще не освящена после переноса на новое место, поэтому «службы божественныя» проводились в приписной Древне-Успенской церкви.

В 1820 году Христорождественскому храму принадлежало 33 десятины земли, в 1823 году – 49 десятин пашенной и сенокосной земли. В 1820 году в приходе храма числилось 242 двора, в которых проживало 754 мужчины и 772 женщины.

В 1838 году в приходе пригороднего села значатся отставной капитан Егор Васильев, губернский секретарь Василий Стефанов Осипов, коллежский регистратор Яков Михайлов Осипов, губернская секретарша Анастасия Стефановна Иванова, губернский секретарь Григорий Казмин Павлов с их немногочисленными дворовыми людьми, но в основном прихожанами являлись однодворцы. Всего в это время в приходе Христорождественской церкви значились 260 дворов с 1127 мужчинами и 1157 женщинами.

Вторая половина XIX века. Строительство каменного храма

Существующая ныне в районе Липецка, называемом Ниженка, каменная с колокольней Христорождественская церковь была построена в 1869 году. В трапезной части храма был устроен и действует ныне придельный престол во имя св. Николая Чудотворца.

Строительство каменного храма шло долго и непросто. Впервые ходатайство причта и прихожан Христорождественской церкви о дозволении построить им «вновь каменным зданием» церковь было подано в 1857 году. Как следует из «приговора» крестьян села, в Студёнках была «одна деревянная кладбищенская, другая каменная приходская» (имелась ввиду приписная Древне-Успенская) церкви, и жители ходатайствовали «о разрешении устроить в середине селения более вместительную новую» каменную церковь. Тамбовская духовная консистория в ответ на это прошение 1 марта 1858 года направила запрос в Тамбовскую палату государственных имуществ о разрешении сооружения храма по проекту инженера М. Савицкого. В зпросе говорилось, что поверенный государственный крестьянин Тарас Емельянов Власов подал прошение «воздвигнуть новую каменнаго здания во имя Рождества Христова церковь на том самом месте, где прежде существовала кладбищенская деревянная. Грунт земли – чернозём, тверд и способен к устроению церкви». К прошению были приложены рассмотренные строительной комиссией план с фасадом, составленные инженером палаты государственных имуществ М. Савицким.

Сообщая об источниках финансирования строительства храма, сокольский волостной голова 29 марта писал, что государственные крестьяне села Студёнки собираются строить храм на «доброхотные пожертвования» жителей села и «сборы на строение». Кроме того, жители села «мирским приговором предположили отдать в пятилетнее оборочное содержание земли 658 десятин, принадлежащих им … чтобы оброк зе неё поступал на постройку новой церкви». Приговор был составлен 26 ноября 1857 года, по нему земля была сдана в аренду крестьянину Диконской слободы Кириллу Ефимову Емельянову за 1 505 рублей ежегодно, с уплатой денег за год вперед.

2 июля 1858 года предполагаемое место было обследовано гражданским инженером, который доложил, что, во-первых, «материк земли твердый и к постройке удобный», во-вторых, «место это благовидно к возведению храма», в-третьих, «… по общему желанию крестьян требуется переселение 7 или 6 дворов». 7 февраля 1859 года епархиальное начальство дало разрешение начать постройку храма.

Строительство велось активно в течении лета и осени 1859 года. Был вырыт котлован, велась кладка фундамента, и было решено верхнюю часть цоколя выложить бутом. За ходом строительства наблюдал автор проекта, и по его рекомендациям в ходе работ исправлялись недостатки и упущения. За 1859 год стены были выведены до уровня окон. Подрядчиком строительства являлся государственный крестьянин Яков Прохоров Терпугов. На оплату работ и материалы за это время было затрачено 4 000 рублей серебром. На работы в следующем году предполагалось затратить такую же сумму. В марте 1869 года сельское общество решило для скорейшего завершения строительства взять ссуду из вспомогательной кассы волостного правления, и 28 марта приговор крестьян был зарегистрирован в Сокольском сельском управлении. Согласно приговору, деньги в сумме 500 рублей серебром должен был получить под расписку церковный попечитель государственный крестьянин Иван Сидоров Буев, но в кассе такой суммы не оказалось. Проблема эта стала не единственной: еще в апреле подрядчик поставил некачественный кирпич, и куратор строительства инженер Савицкий запретил его употребление. 31 декабря 1862 года Савицкий вынужден был даже сообщить об использовании некачественного кирпича в Тамбовскую палату государственных имуществ. 12 мая 1865 года он вновь докладывал об использовании некачественного материала и то же замечание сделал в июне.

К концу 1865 года строительство храма было завершено вчерне: окончена кладка и покрыта крыша, но в ноябре при приёмке работ в столбах, на которые опираются восьмерик и своды храма, были обнаружены трещины. До конца года работали эксперты, и продолжалась переписка по этой проблеме. Было решено: подождать, пока здание храма стабилизируется, осадка его окончится, и только после этого делать окончательные выводы. Интерьеры поэтому было решено оставить без штукатурки до следующего лета. Летом 1866 года часть лесов была снята и стены оштукатурены. Однако работы вновь пришлось приостановить, т.к. лопнула одна из воздушных связей между колоннами, а другая связь изогнулась. 31 июля 1866 года волостное правление решило пригласить техника для осмотра постройки. Инженер Высокорский, осмотревший храм, рекомендовал остановить штукатурные работы и ждать до весны. Между тем возникли новые проблемы. Началась неравномерная осадка недостроенной колокольни. У пяточных кирпичей свода появились трещины, одна из арок изменила свою кривизну. В сентябре 1867 г. были обнаружены трещины в стене придела и колокольни.

В октябре того же года была создана комиссия для повторного обследования строящегося храма. Ею установлено, что стена трапезной, прилегающая к колокольне, отклонилась от вертикального положения в сторону колокольни, которая, в свою очередь, осела. В результате образовались трещины, вызвавшие обрушение одного из сводов. Причиной было названо несоблюдение строителями рекомендации, хотя скорее всего это связано с особенностями грунта. Наконец все возникшие сложности были преодолены, и в 1869 году строительство нового каменного храма завершилось. В том же году церковь была освещена.

По данным 1876 года к Христорождественскому храмы была приписана Троицкая церковь бывшего города Сокольска, построенная в 1854 году. Штат Студёновской церкви в это время состоял из настоятеля (священник Иван Платонов, рукоположен в 1842), помощника (священник Клавдий Димитриевич Орлов, 2 разряда, рукоположен в 1855 году) и двух псаломщиков. Церковным старостой числился государственный крестьянин Аленых (с 1874 года). В 1893 году в штате церкви числилось: священник (Владимир Иванович Покровский, 40 лет, рукоположен 22 июля 1890, награжден набедренником и орденом св. Анны III ст.), диакон (Иван Васильевич Романовский, 48 лет, из 1 класса семинарии, рукоположен 18 декабря 1866, имеет 15 десятин земли) и два псаломщика (Тимофей Петрович Добронравов, 48 лет, в должности с 1863; Иван Иванович Добротворцев, 21 год, студент, в должности с 1891, холост).

Описание храма и колокольни

Христорождественский храм имеет традиционного трехчастное деление. Храмовая часть построена в виде кубовидного объема, увенчанного большой центральной главой в виде восьмерика с высоким граненым куполом, главкой и крестом. С востока к основному объему примыкает низкая, ⅔ высоты, полукруглая апсида. С запада – небольшая, в три окна трапезная. Двусветный куб храмовой части украшен по углам пилястрами и карнизами, а южный и северный фасады – ложными закомарами и пилястрами. Окна, в том числе малые круглые окна второго света, декорированы наличниками с килевидным очельем. Большой дверной проем с полуциркульной перемычкой обрамлен пилястрами с опирающимся на них треугольным сандриком. Восьмигранный барабан, возвышающийся над храмовой частью, имеет на каждой из восьми граней по окну и украшен угловыми пилястрами и карнизами. На стенах трапезной скромный декор в виде легких карнизов и наличников с килевидным очельем.

Колокольня храма выстроена в три яруса. Нижние два яруса имеют вытянутые по вертикали пропорции. Декор высокого четверика первого яруса колокольни полностью повторяет декор храмовой части. Третий ярус колокольни – низкий приземистый восьмерик с угловыми пилястрами и круглыми ложными окнами на гранях по сторонам света, перекрыт граненым куполом с высоким шпилем. На звоннице храма находилось пять колоколов.

Общая длина храма с колокольней составляла 21 саж. 2 арш., ширина – 9 саж., высота 8 саж. Иконостас главного алтаря имел в длину 7 саж. 2 арш. 5 верш., высоту – 5 саж. 1 арш. 12 верш. В приделе храма были устроены хоры, а иконостас имел следующие размеры: длина – 5 арш. 2 верш., боковая стороны – 7 арш., высота 3 саж. 10 верш.

Начало XX века

В наале XX века вновь дали о себе знать последствия строительных проблем. В стенах и сводах Христорождественского храма появились трещины. Осмотрев здание, губернский архитектор Миролюбов составил акт, в котором гарантировал безопасное служение в храме в течение 3-х лет. В 1907 году церковь была оштукатурена снаружи и внутри, трещины затерты, но вскоре показались вновь, хоть и в меньших размерах. Обеспокоенный этим, притч храма летом 1908 года пригласил епархиального архитектора В.И. Фреймана осмотреть здание. Тот после осмотра не нашел ничего угрожающего в состоянии церковного здания, но в составленном акте дал гарантии лишь на два года, оговорив, что прихожане в то время должны принять меры либо к устройству нового храма, либо к капитальному ремонту существующего. Однако прихожане отнеслись холодно и с недоверием к заключению архитектора Фреймана, твердо веря в «безопасность своего храма, существующего с 1869 года».

Посетивший в сентябре 1910 года село Студёнки Преосвященный Кирилл, епископ Тамбовский и Шацкий, нашел Христорождественскую церковь «… довольно просторной, светлой, отапливается она голландскими печами. В настоящее время церковь пришла в большую ветхость и требует непременного ремонта и поновления; об этом Владыка при посещении храма убедительно просил прихожан. Содержится церковь довольно чисто. Утварь, ризница и библиотека бедны».

В последний раз Христорождественский храм был осмотрен губернским архитектором Чеботаревичем 8 июня 1914 года. В составленном им акте говорилось, что здание церкви в отношении прочности неблагонадежно и требует немедленного капитального ремонта. Проводился ли ремонт – неизвестно, но храм благополучно функционирует до настоящего времени.

В приходе Христорождественской церкви села Студёнки в 1910 году было 615 дворов с 2464 душами мужского и 2439 женского пола. Христорождественскому храму в начале XX века принадлежало 69 дес. 775 кв. саж. земли (из них 66 десятин пахотной, а остальное под усадьбой и погостом, обнесенным в 1896 году каменной стеной), находящейся в трех верстах от храма. Земли частично обрабатывалась священниками и церковнослужителями храма исполу, а частично сдавалась в аренду и приносила в итоге в год в среднем 880 руб. дохода. Храму принадлежал также дом с сенями, где жил старший священник, дровяной сарай с летником и погреб.

При храме действовала учрежденная в 1892 году вышеупомянутым священником Владимиром Ивановичем Покровским женская церковно-приходская школа. Стараниями В.И. Покровского в 1900 году для школы было построено собственное двухэтажное здание длиной 24 арш. и шириной 17 арш. с квартирой для учителя. В школе в 1916 году обучалось 113 девочек. При школе проводились вечерние воскресные чтения, работала библиотека, действовали уроки рукоделия. Священник Владимир Покровский организовал при церкви «приличный хор певчих, прочно организовал хорошее общее пение».

Настоятель Христорождественской церкви в эти годы Владимир Иванович Покровский обладал богатым педагогическим опытом, поскольку до рукоположения в 1890 году в священника в течении 16 лет преподавал во 2-м Тамбовском духовном училище. Причем, по резолюции тамбовского епископа Виталия рукоположенный во священника В.И. Покровский был сразу же награжден набедренником «… во внимание к его 16-летней всегда успешной училищной службе». В 1903 году В.И. Покровский был награжден за свои труды в качестве настоятеля храма, заведующего и законоучителя церковно-приходской школы скуфьёй, а в 1906 году – камилавкой. 27 мая 1909 года отец Владимир скончался в возрасте 56 лет, на его место был назначен священник Петр Ефимович Троянский, исполнявший обязанности настоятеля Христорождественской церкви села Студёнки и в 1919 году.

По данным Историко-статистического описания Тамбовской епархии 1911 год, «церковь каменная, теплая, построена в 1869 на средства прихожан. Приход открыт в 1792 году. Школы: земская и церковно-приходская, законоучителю в земской школе 48 рублей в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковнаго имущества и метрическия книги с 1792 года». Штат церкви в это время: 2 священника, диакон и 2 псаломщика, «у причта 66 десятин. Причтоваго капитала 703 рубля. Церковный дом у одного священника».

Советский период

В январе 1919 года отцу Петру Троянскому пришлось впервые как настоятелю храма вступить в контакт с новыми властями – Сокольский волостной Совет провел изъятие из церкви метрических книг и исповедальных ведомостей, хранившихся в ней с 1816 года. В 1922 году новая власть описала достойное ее внимания имущество Христорождественского храма. Согласно этой описи, в храме находилось: престолов из дубового дерева – 2, жертвенников – 2, антиминсов из атласа – 2, дарохранительница серебрённая позолоченная – 1, дарохранительница мельхиоровая посеребреная – 1, дароносиц серебряных позолоченных – 2, сосуд для мира медный – 1, чаш серебряных, позолоченных – 3, дискосов серебряных, позолоченных – 3, звездниц серебряных, позолоченных – 3, лжиц серебряных, позолоченных – 3, копиев стальных – 3, тарелок серебряных, позолоченных – 4, Евангелие в серебряном окладе – 1, Евангелий – 5, крестов напрестольных серебряных позолоченных – 3, крест запрестольный в медном позолоченном окладе, икона запрестольная Божией Матери в медном позолоченном окладе, крест запрестольный в медном посеребрённом окладе, икона запрестольная Божией Матери в медном посеребрённом окладе, два креста выносных, две иконы Божией Матери выносных, кадильниц серебряных – 2, колоколов медных – 5, ковшей серебряных – 2, семисвечник медный посеребренный, люстр медных посеребренных – 2, паникадил медных – 16, ламмпад медных, посеребренных – 26, подсвечников – 30, Голгофа.

В иконостасе главного престола 5 икон в медных позолоченных ризах на Царских вратах, в алтарной преграде 10 икон на дереве в металлических посеребренных ризах, икона Спасителя на полотне, 25 икон на дереве без окладов, икона "Моление о чаше" на полотне, 13 икон в киотах, 47 икон в рамах, 64 иконы без киота и без рам, 3 иконы в Царских вратах придела, 14 икон в иконостасе придела. После составления описи вся серебряная утварь так же, как и из других храмов города была изъята.

В апреле 1935 года советская власть предприняла попытку лишить храмовую звонницу "голоса". 8 апреля президиум Липецкого горсовета рассмотрел вопрос о снятии колоколов Христорождественской церкви и постановил: «1. Учитывая значительную потребность страны в цветных металлах, санкционировать снятие колоколов. 2. Обязать депутатскую группу Студёновской пригородной слободы и горфо провести большую подготовительную работу среди населения о необходимости снятия колоколов».

Во время Великого поста в первых числах апреля 1935 года стало известно, что власти имеют намерение послать 10 апреля бригаду рабочих для снятия колоколов с Христорождественской церкви в селе Студенки. На рассвете этого дня староста храма Акулина Ивановна Титова пришла к церковному сторожу и предупредила, что в этот день приедет бригада по сбору металлолома, и попросила не давать снимать колокола. После этого она обошла с таким же предупреждением верующих женщин, а затем, взяв ключи от храма, уехала в Липецк к епископу Уару. Пришедшая в этот день бригада рабочих, найдя двери храма запертыми, отбыла восвояси, а староста, встретившись с епископом, сообщила ему, что имеет намерение ехать в Воронеж с жалобой на незаконные действия местных властей. Владыка ответил, что ее поездка окажется безрезультатной, что если власти решили снять колокола, то они их снимут. А власть что в Липецке, что в Воронеже – одна и та же.

Акулина Ивановна послушалась совета владыки и вернулась домой. 19 апреля к вечеру снова прибыла бригада рабочих. На этот раз ключи от храма были у сторожа, он отдал их, и рабочие приступили к снятию колоколов. Но поскольку время было позднее и уже стемнело, они успели лишь оторвать язык у большого колокола и сбросить его на землю. Ночью староста уговорила деревенских мужиков поднять язык на колокольню, что те и сделали.

Рано утром бригада из четырех рабочих, приступившая к сбрасыванию колоколов, обнаружила, что язык большого колокола возвращен на свое место. Рабочие стали сбрасывать колокола, начав с меньших. Тем временем около колокольни собралось около пятидесяти женщин, которые стали шумно протестовать и кричать, но поскольку это не помогало, то они разобрали инструменты, и работы из-за этого и на этот раз пришлось прекратить. Спустившись с колокольни, рабочие столкнулись с толпой женщин, которые кричали, называя их кровопийцами. Те проследовали в сельсовет и вызвали оттуда по телефону милицию. Вскоре приехали два конных милиционера с винтовками и стали угрожать женщинам расправой и применением оружия.

Затем в течение месяца власти арестовали священника, диакона, старосту храма и наиболее активных прихожан. Все они были заключены в тюрьму в городе Липецке. Оставшийся на свободе священник согласился лжесвидетельствовать против епископа Уара и арестованного собрата-священника. Под давлением следователей, сбитый с толку лжесвидетельствами, согласился давать показания против епископа и арестованный пастырь. На основании этих свидетельств 8 июня 1935 года владыка был арестован и заключен в тюрьму в городе Липецке. Допросы продолжались в течение трех недель. 11 сентября 1935 года в городе Липецке состоялось заседание выездной сессии специальной коллегии Воронежского областного суда. На суде владыка Уар сказал: «Виновным в предъявленном мне обвинении не признаю и поясняю: в доме Титовой 7 января 1935 года я был, но никакой контрреволюционной агитации среди присутствующих не вел. В 1934 году Сурнину о том, что плохо поступают верующие села Студенок, отдав церковь под хлеб, я не говорил. Почему это он говорит, я не знаю». В тот же день епископу был прочитан приговор: восемь лет тюремного заключения.

После суда было разрешено свидание с родственниками, и к владыке пришли его дети. За время тюремного заключения и следствия владыка стал выглядеть значительно старше своих лет. Но он был спокоен, как будто новые обстоятельства и предстоящий срок заключения его почти не касались. «Не плачьте и не переживайте, – сказал он детям. – Живите, как жили. Живите честно. За меня не мстите. Главное – прожить жизнь достойно». На следующий день владыку этапом отправили в тюрьму в город Мичуринск Тамбовской области, где он пробыл до марта 1936 года, а затем был отправлен в Карагандинские лагеря, куда прибыл 8 февраля 1937 года. Из лагеря он писал письма родным. Писал, что живет, слава Богу, жаловаться не на что. И физический труд на пользу. Ему приходится дороги мостить. Что касается пищи, то это щи да каша, самая наша крестьянская пища.

В те же годы был арестован староста липецкого собора, который попал в тот же лагерь, что и владыка. Он писал родным: «Владыке приходится сейчас очень тяжело. Он больной и немощный, а его заставляют тяжело работать. Но вы его все знаете, он никогда не унывает, сам крепится и нас всех поддерживает».

Врачами после проведения медицинского обследования у владыки были обнаружены миокардит и пляска святого Витта. Из-за тяжелых болезней епископа перевели на должность счетовода. Все это время владыка содержался в бараке, где в основном были осужденные по политическим статьям. Но в 1938 году его перевели на участок под названием Меркеле и поместили в барак, где были собраны одни уголовники. 23 сентября 1938 года они убили владыку. Епископ Уар (Шмарин) был погребен на кладбище Самарского отделения Карагандинского лагеря; ныне это село Самарка Мичуринского района Карагандинской области.

На Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года епископ Уар прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Память священномученика Уара совершается 10 (23) сентября.

Закрытие и открытие церкви

Закрытие Христорождественского храма произошло в 1937 году – в документах 1940 года церковь значится как фактически неработающая уже в течении трех лет. Некоторое время здание церкви использовалось как складское помещение.

В 1943 году по настоятельной просьбе прихожан храм храм разрешили открыть, и в нем начали совершаться богослужения. Это был в Липецке храм, открытый в годы советской власти после многолетней борьбы с Верой и Церковью, и еще долгое время он оставался единственным, обслуживающим не только весь город Липецк, но и многочисленные районы Липецкой области. Храм был рассчитан на 400 человек и не всегда вмещал всех желающих, приезжающих порой за 100 и более километров для того, чтобы принять участие в богослужении. В большие праздники храм посещали до 1600 человек. Многие люди вынуждены были стоять на улице, так как храм не вмещал всех прихожан. Во время службы Воронежского архиепископа Иосифа 30 мая 1957 года в Христорождественской церкви присутствовало 1200 человек.

Христорождественский храм действовал и не закрывался даже в 1960-е годы – время новых гонений на Русскую Православную Церковь. Хотя в 1963 году власти планировали снести храм, а его общину объединить с общиной Преображенской церкви.

Наше время

В 1990-1991 годах Христорождественская церковь, бывшая в это время еще соборным храмом Липецка, была полностью отреставрирована и обрела свой современный вид. Тогда же начались хлопоты о возвращении здания церковно-приходской школы, стоящего в одной ограде с храмом. В октябре 1991 года администрация города распорядилась о возвращении Христорождественской церкви здания школы, но фактически оно было передано лишь в январе 1993 года: «Домовладение № 27а по улице Студеновской передано в бессрочное владение Христорождественскому храму для размещения Воскресной школы».

В 2001 году при храме усердием настоятеля протоиерея Василия Бильчука с помощью ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" было построено новое административное трехэтажное здание.

При Христорождественском храме работает воскресная школа, в которой занимаются более 150 детей. В ней преподают Закон Божий, основы Православия, проводятся занятия по интересам, семинары для родителей учащихся и всех желающих. За церковью закреплены два детских дома, в которых ведутся занятия по основах Православия. Настоятелем церкви является протоиерей Константин Гришин. Клир храма: протоиерей Николай Петрович Вербицкий, иереи Максим Евгеньевич Павловский, Алексий Владимирович Шумаков, Сергий Скороделов и Андрей Сергеевич Костин. Диакон – Кантарюк Марк Васильевич.

В настоящее время церковь является объектом исторического и культурного наследия (код памятника: 4800000362).



Использованы материалы сайта: Липецкая и Елецкая епархия, Благочиние 48.ру, Википедия
Использованная литература: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. "Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Храмы Липецка", 2006 год
И.А. Самоцветов "Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год"
И. М-ов "Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1893 год"
А.Е. Андриевский "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. 1911"
Яндекс-фотки

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Яндекс.Метрика