Липецк. Церковь Спаса Преображения

Церковь Спаса Преображения — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в городе Липецк, ул. Папина, 1

В районе Центрального рынка Липецка, в начале улицы Папина, в тени высоких деревьев городского кладбища приютилась небольшая, изящной архитектуры церквушка. Для многих жителей города и округи этот храм особенный - именно в нём они приняли Святое Крещение. Так как Преображенская церковь, вновь открытая сразу после войны. Более сорока лет была одним из двух действующих храмов Липецка.

Предтеча этой церкви - деревянный храм Преображения Господня, построенный в период между 1775 и 1784 годами‚ после появления указа Святейшего Синода от 29 ноября 1771 года о закрытии погостов при городских церквях. Указ гласил: «...по ведению правительствующего Сената в предосторожность заразительной болезни Сенатом ... определено: чтоб по городам при церквах никого не хоронили, а отвели бы господа губернаторы для того особыя кладбища за городом ... построя при оных ... хотя небольшия деревянныя церкви». Точная дата постройки первой деревянной церкви на Преображенском кладбище пока неизвестна, впервые храм упоминается в документах 1784 года, но антиминс в неё выдан был епископом Тихоном III, возглавившим Воронежскую епархию в 1775 году.

Любопытное описание этой кладбищенской церкви оставил один из посетителей липецкого курорта в 1803 году: «Проехав за город по большой Воронежской дороге, увидели мы в правой стороне в лесу полукруглую полянку, обсаженную вокруг, как будто бы нарочно деревьями ... тут попалась нам дорожка, ведущая в лес, по которой вышли мы на круглую поляну. В средине ея представляется глазам нашим деревянная церковь: около оной лежит множество могильных камней. Уединённое такое место...»

В 1808 году вместо старого деревянного храма «тщанием прихожан» была начата постройка каменной кладбищенской церкви прежнего храмонаименования. Как вновь «выстроенный каменный» Преображенский храм обозначен на плане Липецка 1813 года. На том же плане показана стоящая намного восточнее деревянная церковь, которая должна была быть перенесена на новое место. Окончание строительных и отделочных работ на Преображенской церкви относится к 1824 году.

В 1837 году на средства вдовы–корнетши Александры Петровны Сатиной к Преображенскому храму были пристроены каменные трапезная церковь и двухъярусная колокольня (высотой до карниза 8 саж. 1,5 арш.) В тёплой, отапливаемой двумя утермартовскими печами трапезной устроены и освящены были в том же году два придельных алтаря – во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

С самого начала своего существования кладбищенская Преображенская церковь не имела самостоятельного штата священно– и церковнослужителей, так как указ Синода от 1771 г. гласил: «...при тех кладбищенских церквях ... особого же причта ... не определять». Службу в храме совершали священнослужители Вознесенского храма. Лишь в 1840 году, по прошению все той же благотворительницы А.П. Сатиной Святейшим Синодом был утверждён свой штат при храме, включавший священника, дьячка и пономаря. На его содержание Сатинская пожертвовала денежную сумму в размере 2 935 рублей, банковские проценты с которой и должны были служить этой цели. В 1837 году храмоздательница выделила землю площадью 2 десятины 350 кв. саженей, на которой к 1845 году были построены дома для священно– и церковнослужителей. Спустя 12 лет, в 1857 году‚ эти дома, вероятно, без должного ухода обветшавшие, причтом не использовались.

Здание Преображенской церкви дошло до нас практически в первоначальном виде. Лишь в 1875 и в 1892 годах она была «возобновлена» (отремонтирована) и несколько перестроена на средства Липецкого купца Ивана Ивановича Шелихова (в документах 1876 года отмечена фамилия – Шеметов), являвшегося старостой храма с 1883 по 1895 гг. За свою долговременную службу в должности ктитора Преображенской церкви и пожертвования в пользу храма крупных сумм И.И. Шелихов в 1893 году был награждён похвальным листом от Тамбовского архиерея. В 1903 году на средства другого старосты – мещанина Степана Алексеевича Котельникова вокруг кладбища Преображенского храма была устроена каменная ограда.

Описание и достопримечательности храма

В плане Преображенский храм представляет собой равноконечный крест. Объёмно-пространственная композиция храма относится к распространенному типу «восьмерик на четверике». Его архитектурная особенность – низкий восьмерик с окнами круглой формы. Граненый купол увенчан глухой восьмигранной главкой с луковкой. Апсида имеет прямоугольную форму. Фасад храма украшен угловыми пилястрами, на которые опираются треугольные щипцы с круглыми окнами второго света и тремя маленькими главками с крестами.

К достопримечательностям храма в начале ХХ века относился небольшой серебряный вызлащенный крест с частицами мощей свв. Петра и Февронии Муромских, пожертвованный устроительницей храма А.П. Сатиной, которая унаследовала его от своих предков. Долгое время в храме, как реликвия хранился парусиновый антиминс, выданный епископом Воронежский и Задонским Тихоном III [Ступишиным-Малининым) во вновь построенную деревянную Преображенскую церковь для освящения алтаря. Но в середине ХIХ в. эту древнюю реликвию забрали в Тамбовскую архиерейскую палату.

В 1899 году храм посетил Преосвященный Георгий, епископ Тамбовский и Шацкий. В 1910 году событием для клира Преображенского храма стало посещение его Тамбовским епископом Кириллом при обозрении епархии. В отчете о пребывании Владыки Кирилла в храме сказано, что Преображенская церковь «... зданием каменная, размером небольшая, чистая и во всех частях благолепная. Утварью и разницей снабжена в нужном количестве». В это время храмовая небольшая библиотека насчитывала 37 томов.

Преображенская церковь по-прежнему находилась на самой окраине города, от которого её отделял глубокий отвержек Каменного лога. К храму можно было пройти по арочному белокаменному мосту, ныне засыпанному вместе с оврагом.

Священники церкви в XIX веке

Как уже отмечалось, все время своего существования вплоть до самой революции Преображенский храм не имел своею прихода и долгое время считался приписным к Вознесенской церкви. Штат его в начале ХХ века состоял из священника н псаломщика. С 6 августа 1848 года настоятелем Преображенской церкви служил Василий Тихонович Сеславинский, родившийся в 1821 году в семье диакона. По окончании Тамбовской духовной семинарии он был рукоположен Преосвященным Николаем (Доброхотовым), епископом Тамбовским, в священника Преображенской церкви г. Липецка, в качестве настоятеля которой и скончался 21 января 1876 года. За время служения он неоднократно избирался депутатом от городского духовенства на епархиальных съездах, был награжден набедренником и скуфьёй. Погребён Василий Тихонович Сеславинский на Преображенском кладбище близ храма.

Помощником отца Василия в 1876 году числился священник Владимир Иванович Архангельский (рукоположен в 1861 году). Сверхштатным священником в том же, 1876 году, отмечен Михаил Трофимович Сеславинский (рукоположен в 1862 году).

С 1876 по 1910 годы настоятелем Преображенского храма был Александр Иванович Смолеев, родившийся в 1847 году в селе Александровна Козловского уезда в семье священника. По окончании Тамбовской семинарии в 1867 году он был рукоположен (29 октября 1867 г. – прим. адм. сайта) в священника села Иловай Рождественский Козловского уезда, а в 1876 г. по ходатайству липчан переведен в Преображенский храм. Отец Александр, побывавший за время службы в храме в должности члена Липецкого отделения училищного совета, члена благочиннического совета, благочинного 1-го Липецкого городского округа, члена правления Липецкого духовного училища, законоучителя приходского училища и заведующего Воскресной церковноприходской школой, имел следующие награды: набедренник (1871 г.), скуфья (1884 г.), камилавка (1891 г.), наперсный крест (1898 г.), сан протоиерея (1905 г.). Скончался протоиерей Александр Смолеев 20 февраля 1910 года и был похоронен на Преображенском кладбище возле храма.

Псаломщиком в 1893 году отмечен Василий Александрович Димитревский (41 год, определен в 1869 году).

В 1911 году штат церкви состоял из священника и псаломщика. В храме имелась опись церковного имущества. «Братский годовой доход 1000 руб. Причтоваго капитала 3060 руб. Церковнаго капитала 2876 руб. Дома у причта собственные».

Храм в годы советской власти

Первые годы советской власти Преображенская церковь продолжала действовать. Март же 1922 года стал для Преображенской церкви, как и для других липецких храмов, временем ограбления со стороны советской власти: из храма была изъята серебряная утварь весом 4 фунта 45 золотников 90 долей на сумму 960 000 рублей.

Но ещё 15 лет прихожане всем миром держали напор местных властей, искавших любой повод и предлог для закрытия храма. Преображенская церковь в середине 1930-х годов осталась единственным храмом в этой части города, который продолжал действовать несмотря ни ни что. Более того, штат её в это время включал в себя почти десяток священников, изгнанных из своих городских и пригородных церквей. Лишь в 1937 году властям наконец-то удалось закрыть кладбищенский храм, а заодно в течении этого и следующего годов репрессировать и многих из служивших в ней священников – Петра Михайловича Баталина, Владимира Дмитриевича Гумилевского, Николая Дмитровича Данилова, Павла Васильевича Щеголева, Александра Семеновича Ушакова, Ивана Яковлевича Цебрикова, Серафима Семеновича Крылова и других.

Долгое время после закрытия храма здание его использовалось бондарной мастерской Липецкого промкомбината. В 1943 году, в тяжелое время войны, верующие начали хлопотать о возвращении храма, обратившись с соответствующей просьбой в липецкий горсовет. Кроме этого, 17 июля 1943 года было отправлено письмо от 25 жителей города за подписью С.Д. Диогенова Председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину с просьбой об открытии Преображенской церкви. Горсовет ответил отказом, и 23 февраля 1944 года последовало обращение липчан за подписью М.Е. Смольянинова в Синод, а 14 марта 1944 года от группы верующих в количестве 200 человек - в Воронежский облисполком. Руководил сбором подписей и первым поставил подпись под этими обращениеми Митрофан Ефремович Смольянинов, проявивший удивительную по тем страшным для верующих временам смелость. Письмо из Воронежа переслали в Липецк. И хотя Преображенская церковь год уже пустовала, председатель горсовета Мазин цинично ответил, что « церковь одна есть – в селе Студёнках, близ станции Чугун, в 5 километрах от города».

Из Воронежского облисполкома прислали копию решения № 7 987 от 4 мая 1944 года, в котором верующим «за нецелесообразностью» было отказано в возвращении храма. Липчане повторно обратились 1 июня 1944 года к уполномоченному Гастаеву и в президиум Липецкого городского Совета народных депутатов. Письмо к последнему подписали 123 человека. Первая подпись принадлежит Матрёне Никитичне Князевой. Затем последовало обращение в Президиум Верховного Совета депутатов трудящихся СССР. Верующие с письмом с 80 подписями дважды выезжали в Москву в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР.

После этого 10 июля 1944 года совет рекомендовал местным властям ввиду настойчивости верующих вновь рассмотреть ходатайство, но оттуда опять последовал отказ. Тогда 21 сентября того же года М.Е. Смольянинов снова обратился в Синод, а 3 января 1945 года последовало новое письмо в СНК СССР и затем в Воронежский облисполком, который 8 мая по-прежнему ответил отказом.

В год Великой Победы, огромный вклад в которую внесли и Православная Церковь, и миллионы верующих, липчане, добивающиеся возвращения Преображенской церкви, пошли в своих мытарствах по новому кругу. В июле 1945 года было подготовлено письмо за первой подписью Таисии Ивановны Ольчук, а 21 августа письма были отправлены Воронежскому архиерею и в Воронежский облисполком уполномоченному Гастеву. При этом верующие сообщали, что готовы взять на себя расходы, связанные с проведением необходимого ремонта храма. 24 августа 1945 года об открытии церкви ходатайствовал и протоиерей Евгений Лукин.

В ответ на эти обращения 15 декабря 1945 года уполномоченный по делам Русской Православной Церкви по Воронежской области Гастев подготовил заключение: «Нахожу возможным удовлетворить ходатайство верующих об открытии церкви». А 14 января 1946 года было отменено решение облисполкома от 4 марта 1944 года‚ и все материалы отправлены в Совет по делам Русской Православной Церкви для окончательного решения. Совет решил: «Удовлетворить ходатайство верующих об открытии Преображенской церкви в г. Липецке».

Так Преображенский храм был возвращен в лоно Русской Православной Церкви и 26 апреля 1946 года его настоятелем и благочинным Липецкого округа был назначен Георгий Иванович Савченко, исполнявший эти обязанности до 29 июля 1954 года. Богослужения во вновь открытом храме начались 1 апреля 1946 года‚ а 6 мая того же года была зарегистрирована община Преображенской церкви. Старостой храма был выбран Михаил Иосифович Тарасов. 12 августа 1946 года решение об открытии храма было одобрено Советом Министров СССР за № 4877-РС.

Священники церкви в XX веке

С 1954 по 1959 годы настоятелем храма был Павел Акимович Котельников, служивший в храме ещё в 1932-1937 годах и сосланный в разгар репрессий в ссылку в Кустанай.

Со времени открытия Преображенской церкви в 1946 году и до самого выхода за штат в 1962 г. служил в ней и протодиакон Владимир Федотович Серебряков (1888-1976), начинавший службу в этом храме ещё семнадцатилетним юношей в качестве псаломщика при протоиерее Александре Смолееве в 1905 году. И до последних дней своей жизни Владимир Федотович, не представляющий своей жизни без любимого и дорогого сердцу храма, пел в хоре, иногда служил диаконом – по праздникам, или когда не было штатного диакона.

Жизнь храма после возвращения епархии

Многим липчанам старшего поколения запомнилась как настоящий праздник служба в кладбищенской церкви Воронежского архиепископа Иосифа. Тогда, 29 мая 1957 года‚ во время архиерейского служения в Преображенском храме присутствовало 700-800 человек. Вообще же в эти годы великие и двунадесятые праздники собирали под своды храма огромное количество верующих. По сведениям уполномоченного за 1956 год‚ на Рождество пришло в храм 2 тысячи, на Крещение 1‚5-2 тысячи, а на Пасху — 2-2,5 тысячи верующих.

Священнослужители Преображенского храма все тяжелые времена советской власти проводили огромную работу по возрождению в городе и всём Липецком крае полнокровной церковной жизни, бережно и любовно взращивая и сохраняя в народе ростки духовной жизни. Характерна в этом отношении служебная информация уполномоченного по делам религии при облисполкома за 1957 г. относительно о. Павла Котельникова и некоторых других липецких священников: «...очень активно себя проявляют в церковной деятельности, усердно исполняют церковную службу, многие читают проповеди, часто разъезжают по сёлам для исполнения религиозных треб, производят индивидуальную работу среди верующих.

Деятельность священнослужителей Преображенского храма немало способствовала тому подъему духовной жизни мппчан, который позволил в конце 1980-х – начале 1990-х годов произвести ремонт церкви, возродить и наладить активную приходскую жизнь, возвести необходимые для этого сооружения.

В 1989 году на колокольне Преображенского храма были вновь установлены колокола. В 1991-1992 гг. трудами священника Петра Митрофановича Богодеева у входа на Преображенское кладбище построено двухэтажное здание, на первом этаже которого располагается крестильный храм, на втором — воскресная школа, а в подвальном помещении — просфорная. Воскресная школа при Преображенском храме действует с 1991 года‚ в ней проводятся занятия для детей старшей и младшей групп, а также взрослых. При школе создана библиотека. Священники Преображенского храма во главе с настоятелем – протоиереем Владимиром Баязовым включили в круг своих обязанностей заботу о питомцах детского дома в 23-м микрорайоне Липецка, помогают дому инвалидов и престарелых, что на ул. Механизаторов, окормляют заключенных колонии № 5 и военнослужащих в/ч 6668.

Некрополь

При Преображенском храме сохранился самый старый некрополь Липецка, где нашли упокоение многие липчане, оставившие свой след в истории и культуре города. Здесь в конце XVIII - начале ХХ вв. хоронили прихожан Вознесенской и Троицкой церквей. К сожалению, за годы советской власти большинство надгробных плит и памятников в было варварским способом уничтожено, использовано для различных хозяйственных нужд или перетёсано для новых могил... На Преображенском кладбище сохранилась часть старых мраморных и гранитных памятников на могилах А.П. Коликова († 1909), И.П. Коликова († 1908), Н.П. Коликова († 1904), М.Я. Терпугова († 1905), М.И. Голикова († 1903), А.Д. Болховитинова († 1897), С.Н. Болховитинова († 1894), А.П. Болховитиновой († 1905), Е.А. Раковой († 1873), В.И. Шелихова († 1877), Героя Советского Союза С.Г. Литаврина († 1957).

У стен Преображенской церкви обрели свой последний приют многие священнослужители липецких храмов. В 1930-е гг. – священник Иван Михайлович Рощин. в послевоенное время – протоиерей Георгий Савченко (1878-1958), протоиерей Алексей Михайлович Казанский (1880-1961), протоиерей Александр Фенелонов (1890-1963), протоиерей Георгий Костромин, протоиерей Василий Иванович Казанский (1897-1963), протоиерей Василий Алексеевич Никифоров (1886-1965), протоиерей Михаил Землянский (1928-1991), архимандрит Даниил (Пацкан) (1940-1998), протоиерей Игнатий Стаднюк (1931-2000), бывший настоятелем Преображенского храма в 1980-1989 гг.

К сожалению, Преображенский некрополь до сих пор не поставлен под государственную охрану органами культуры, а значит, опасность окончательно потерять мемориальный комплекс старейшего липецкого кладбища сохраняется.



Священники церкви в XXI веке

Настоятель – протоиерей Владимир Баязов. Клир храма: протоиерей Иоанн Васильевич Ремизов, протоиерей Евгений Всеволодович Морозов, иерей Валерий Игоревич Легостаев, диакон Владимир Васильевич Печерский.

Использованы материалы сайта: blagochinie48.ru
Использованная литература: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. "Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Храмы Липецка". 2006 год
И.А. Самоцветов "Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год"
И. М-ов "Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1893 год"
А.Е. Андриевский "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. 1911"
Яндекс-фотки

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Яндекс.Метрика