Липецкая область. Усманский район.
Город Усмань. Богоявленский собор

Богоявленский собор — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположен в городе Усмань Липецкой области.

В 1645 году была построена оборонительная крепость Усмань. По благословению Высокопреосвященнейшего Моисея, архиепископа Казанского, и под руководством воеводы Вельяминова в 1645 году жители Усмани построили Богоявленский храм. Это был первый храм в Усмани. Храм два раза перестраивался: в 1790-х годах в камне и в 1812 г.

XIX век

В документах 1876 года сказано: «Церковь Соборная Богоявленская, каменная, построена в 1812 году тщанием прихожан. При ней кладбищенская, приписная. Прихожан - душ мужского пола 1437, женскаго 1542, земли пахотной и сенокосной 96 десятин, капитал 8 билетов на 2092 рубля». В штате церкви числились: настоятель (протоиререй Василий Иванович Никольский), два священника (Иван Иванович Сперанский и Николай Андреевич Тихонравов). Церковным старостой был усманский купец 2 гильдии Винокуров (с 1873 года).

В конце XIX века упоминаются «приделы: правый - "Корсунския" Б.М., левый - в честь Усекновения Главы Предтечи».

Штат церкви в 1893 году: настоятель (продолжает службу протоиерей Василий Иванович Никольский, 61 год, рукоположен 4 декабря 1853 г., награжден орденами св. Анны 3 ст., Владимира 4 ст., палицей, вдов, имеет дом), два священника (Николай Андреевич Тихонравов, 46 лет, рукоположен 27 ноября 1868 г., имеет дом; Павел Хрисанфович Преображенский, 34 лет), два диакона (Иван васильевич Данилов, 51 год, из 1-го класса семинарии, имеет серебряную медаль за труды по народному образованию, имеет дом; Андрей Матвеевич Казминский, окончил курсы семинарии, рукоположен в 1892 г.) и три псаломщика (Владимир Иванович Димитревский, 51 Butterfly год, в должности с 1860 г., 2-я жена, имеет дом; Афанасий Егорович Лебедев, 24 лет, в должности с 1885 г., имеет дом; Василий Антонович Матвеев, окончил курсы семинарии).

При соборе имелась церковно-приходская школа в два класса, в которой обучалось 112 детей. Церковные земли насчитывали 184 десятины, причт приносил капитал около 350 рублей ежегодно.

XX век

В документах 1911 года можно прочесть: «Соборная церковь г. Усмани. Церковь каменная, теплая, построена в 1812 году на средства прихожан. Престолов три: главный - в честь Богоявления Господня и придельные - в честь чудотворной Корсунской иконы Божией Матери и в честь Усекновения главы Иоанна, Предтечи Господня. Местно-чтимая Корсунская икона Божией Матери. Приход открыт в 181 году. Дворов 520, душ мужского пола 1986, женского 2000, великороссы. Школы две церковно-приходския: 1-я Кирилло-Мефодиевская, двухклассная, мужская, 2-я Корсунско-Богородицкая, женская, двухклассная, в последней вознаграждения за преподавание закона Божия нет. Заведующий школами, он же и законоучитель в первой школе, состоит сверхштатным священником при соборе, получает 900 рублей. Опись церковнаго имущества имеется. Метрическия книги с 1808 года. При церкви три библиотеки: благочинническая, церковная и школьная».

В штате церкви числились: протоиерей, два священника, два диакона и три псаломщика. «У причта полевая земля в двух участках: 1) близ города 96 десятин 1524 кв. саженей, из них 26 десятин под топями и мелким ольховым лесом, 7- десятин пахотной»; 2) в 15 верстах от города 87 десятин 987 кв. саженей, близ деревни Мансуровой вся пахотная. Земля дает годового дохода 2130 рублей. Братский годовой доход 6800 рублей. Причтовый капитал 17570 рублей. Церковный капитал 1730 рублей».

Храм был снесен в 1930-е годы.

XXI век

Летом 2000 года с благословления митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия началось возрождение храма. 25 мая 2005 года владыка Никон освятил придел нижнего храма в честь царственных мучеников.



Реликвии и святыни храма

Историю Богоявленского храма рассказал его настоятель - протоиерей Виктор Нечаев: В 1854 году была обретена особо чтимая чудотворная Корсунская икона Божией Матери. Корсунская икона Божией Матери - одна из почитаемых святынь Липецкой епархии. Впервые она прославилась благодаря чудесной помощи, оказанной Пресвятой Богородицей через свой образ семье мещанки из Воронежа Мавры Бурлаковой. У её единственной дочери Анисьи рождались мёртвые дети. Мавра не знала, как помочь дочери в таком горе, пока однажды не увидела необычный сон: на встречу ей шла как будто знакомая женщина с образом Корсунской иконы Божией Матери. Женщина спросила Мавру: «Что же ты не лечишь дочь?» Та ответила, что не знает, как и чем её лечить, на что женщина посоветовала: «Иди в Усмань, в Богоявленский собор, там есть Корсунская икона Божией Матери, она многих исцеляет». Мавра с дочерью отправились в Усмань, где молились усердно Пресвятой Богородице. В это время Анисья была беременна, и по своим молитвам Божией Матери она родила девочку, названную Евфросиньей.

После этого случая икона продолжала являть многие чудеса. В 1871 году молитвы к этому образу Пресвятой Богородицы избавили город от холеры. Множество прихожан стали приходить в храм, узнав, что здесь находится чудотворная икона, которая исцеляет от болезней, помогает в житейских нуждах, отвечает на просьбы людей. Верующие стали жертвовать средства, на которые заменили иконостас, и обновили роспись в церкви. Храм стали посещать не только местные жители, но и паломники из других городов. С той поры память чудотворного образа стали праздновать 22 октября.

Но наступили годы лихолетий. В 1930-е годы храм был взорван, и икона на время пропала. Второе обретение Корсунской иконы Божией Матери пришлось в канун памяти царственных мучеников, 16 июля 2001 года. С той поры стала ощутима помощь Божией Матери в строительстве храма. Вопрос со зданием для богослужений решался долго. Верующие занимали комнатку в здании вечерней школы, но лишь на время богослужения, в другое время в комнате шли уроки, иконы приходилось убирать. После второго обретения Корсунской иконы, приходу Богоявленского храма отдали для богослужений всё здание вечерней школы.

В восстанавливающемся храме стали появляться и другие иконы. Иверская икона Божией Матери все советские годы пролежала в торфяном болоте в Орехово-Зуеве, изображение потемнело, и рассмотреть написанный на иконе образ оказалось сложно. В Богоявленском храме образ на иконе проявился.

Использованы материалы: Статья Анастасии Хохловой «Первый усманский храм», Одноклассники
Использованная литература:
И.А. Самоцветов "Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год"
И. М-ов "Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1893 год"
А.Е. Андриевский "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. 1911"
Моя статья в Википедии

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Яндекс.Метрика