Липецкая область. Задонский район.
Город Задонск. Рождество-Богородицкий монастырь

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь — православный мужской монастырь Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии, основанный в городе Задонске Липецкой области, на левом берегу Дона.

До 1924 года Задонск был центром одноименного уезда в составе Воронежской губернии.

Становление монастыря

Задонский Богородицкий мужской монастырь, именуемый ныне Рождество-Богородицкий, основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1620 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном. В дошедших до нашего времени копиях писцовых книг говорится: «За рекою Доном монастырь Тешевский.., а церковь поставлена, и в церкви образа местные, книги и ризы, у церкви колокола, и все церковное и монастырское строение двух старцев Кирилла и Герасима». Изначально монастырь получил название Задонского Тешевского Богородицкого. Доподлинно неизвестна дальнейшая жизнь основателей монастыря, но принято считать, что они продолжили там служить до конца жизни и были похоронены рядом с храмом.

XVII-XVIII века

В 1692 г. пожар уничтожил все постройки монастыря, включая архивы и имущество. Butterfly Невредимой осталась лишь святыня — икона Богоматери. С тех пор икона стала еще более почитаемой среди верующих. К 1697 году обитель и все прежние здания были восстановлены. Строительство проходило тщанием игумена Трифона, бывшего настоятелем монастыря с 1693 по 1697 годы. Спустя 44 года прежняя деревянная церковь обветшала, да и не могла уже вместить всех верующих, поэтому в 1736 году игумен Ефимий II предпринял строительство первой церкви из камня с двумя приделами: правый - в честь Рождества святого Иоанна Предтечи; левый - во имя Евсевия, епископа Самосадского. Уже в 1741 году освятили главный престол. При игумене Ефимии с западной стороны монастыря были возведены каменные забор с воротами и готическая колокольня. На первом этаже колокольни располагался храм во имя святителя Николая, а по флангам возведены двухэтажные кельи с кладовыми.

В 1769 в монастырь приходит епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколовский), уже при жизни считавшийся святым. С приходом Святителя Тихона монастырь обретает свою известность и почитаемость. С 1798 года возобновляется строительство новых зданий на территории монастыря — в том числе восточная одноэтажная келья для настоятеля и двухэтажный южный корпус для служителей, закачивается строительство каменный ограды с двумя башнями (одна сохранилась до современности). В то же время обновляется Владимирский храм — появляется настенная живопись, перекрывается крыша, достраиваются служебные дворы.

XIX век

С увеличением числа паломников в Задонский монастырь назревает объективная Butterfly необходимость строительства новых зданий и обновление существующих. Так был построен северный жилой корпус для паломников, впоследствии отданный под кельи. Корпус был позже уничтожен при строительстве нового здания Владимирского храма. Сам храм Владимирской Богоматери был вновь расписан и подновлен в 1803 году. При архимандрите Иннокентии в 1806 году была устроена каменная трапезная с богатой отделкой в виде колонн, богатых украшений и алебастровых фигур. В ней же расположилась монастырская хлебопекарня. Позже трапезную переоборудовали в зимнюю церковь. В 1815-1816 годах обновлены кельи, трапезная и прочие здания. В 1817 году к двухэтажному корпусу пристроили двухэтажную Вознесенскую церковь и помещение для больницы. В 1827 году архимандрит Самуил подал прошение в епархию о расширении Владимирского собора. Строительная комиссия одобрила план стройки нового храма, колокольни и гостиницы в 1829 году. Уже на следующий год колокольня была отстроена по второй этаж включительно; возводилась она отдельно от церкви. В 1832 году расширили и перестроили главную церковь, обновили роспись и иконостас, заменили кровлю.

В 1839 году было принято решение о строительстве нового главного Собора взамен Butterfly ветхого, чуть севернее существовавшего на тот момент Владимирского храма. Параллельно планировалось убрать все ветхие здания монастыря, заменив их современными каменными. В 1841 году Владимирский храм пришел в полную негодность, о чем свидетельствует послание архимандрита Маркирия в епархию: «из монастырских зданий в трапезной церкви Владимирской Богоматери, она же и летняя соборная, трещины в сводах, на братском корпусе, где училище, течь; на сараях и конюшнях крыша совершенно разрушается». В том же году храм опечатали и закрыли. В 1845-1853 годах по проекту архитектора К.А. Тона (автор храма Христа-Спасителя в Москве) был построен новый величественный пятиглавый собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. Иконостасы для него предоставлены художником Т.Е. Мягковым. Новый трехэтажный храм имел три входа, центральный купол и четыре башни, укрытые белым железом с изображением крестов и яблок из червоного золота. По сторонам входов храм был украшен десятью колоннами с пилястрами. Алтари и пространство для богослужений поднимается над полом на 1 метр. Храм имел восемь престолов: в честь Владимирской Богоматери, Покрова Божией Матери («на правой стороне во 2-м этаже»), во имя митрополита Алексия и Симеона Столпника («левый во 2-м этаже»), св. мучен. царицы Александры («на правой стороне на хорах»), св. первомученика архидиакона Стефана («на хорах на левой стороне»), во имя Пресвятой Троицы, святой праведной Анны («правый в нижнем этаже; устроен в честь ангела А.А. Орловой-Чесменской на память ея благотворений этой обители; графинею в 1851 г. было устроено серебрянное надгробие в 5376 рублей на раку святителя Тихона»), святой великомученицы Екатерины («на левой стороне в нижнем этаже»). Снаружи храм был отштукатурен и покрыт голубым цветом, при этом алтарь, трапезы и фронтоны под крышей были выкрашены в зеленый. Одной из главных святыней храма является чудотворная Владимирская икона, которая была помещена у клироса. Риза иконы выполнена из серебра с позолотой и украшена жемчугом и драгоценными камнями. Икона уцелела при пожаре 1692 года, помогла в эпидемии холеры в Задонске в 1830-1831 и 1848 гг. (в монастыре болезнь свирепствовала, но никто не умер от нее), спасла Задонск в июне 1861 и августе 1869 годов от уничтожения огнем (икону приносили к пожарищу с молебном и огонь стихал, что давала возможность потушить его). Также к особо почитаемым относятся следующие иконы Собора: Спасителя и Богоматери, святого благоверного князя Александра Невского, Спасителя, Богоматери, жертвоприношение Авраама и видение пророка Исайи, святой мученицы Валентины, Марии Египетской.

Храм торжественно заложили 10 июня 1845 года с благословения архиепископа Butterfly Антония II и настоятеля архимандрита Илария. Плита, заложенная у основания, гласит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Основана сия церковь в честь и память Владимирской Божией Матери, при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего императора Николая Павловича, при святительстве же господина Высокопреосвященного Антония, епископа Воронежского и Задонского, и священного архимандрита Илария, 1845 год июня 10 дня; при чем заложены мощи, иже во Святых Отца нашего Митрофана I, епископа Воронежского и чудотворца». Нижний этаж освятили в 1848 году, прочие 13 августа 1853 года. Храм перекрыли английской жестью в 1858 году.

Обретение мощей Святителя Тихона Задонского

В 1846 году при разборе старой деревянной Владимирской церкви было обнаружено, что склеп, в котором покоился Святитель Тихон был частично разрушен, а его гроб, нарушенный упавшими кирпичами, сильно обветшал. Тогда и было замечено, что почивший архипастырь, проведя 63 года в сыром месте, не был тронут тленом. Тело было переложено в другую гробницу, которую поместили в теплом храме. Об этом факте, а также о чудесах исцеления у гробницы, архиепископ Воронежский Антоний сообщил Священному Синоду, а также в день своей кончины написал письмо об этом императору Николаю I. В дальнейшем для установления факта обретения мощей была создана комиссия, в которую входили митрополит Киевский Исидор, местный преосвященный архиепископ Иосиф и архимандрит московский Покровского монастыря Паисия, два человека из Задонского духовенства и два иеромонаха Задонского монастыря. 19 мая ими было засвидетельствован факт нетленности мощей и облачения Святителя Тихона. После этого Священный Синод направил императору Александру II прошение о причислении Тихона Задонского к лику святых и сделать памятным днем 13 августа.

День сегодняшний

К началу XX века Задонский монастырь представлял собой целый городок, состоящий Butterfly из 6 храмов, колокольни, странноприёмного дома, больницы, аптеки, двух кирпичных заводов, одного свечного, церковно-приходской школы. Братия монастыря насчитывала около 300 человек. В 1970-1980-х годах на территории монастыря, во всех его зданиях, располагался консервный завод, а сам собор был переделан под склад продукции. В 1990 году Владимирский собор и часть построек монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. Первое архиерейское богослужение в соборе состоялось 26 августа 1990 года, в день памяти святого Тихона Воронежского, Задонского чудотворца. В настоящее время монастырь восстановлен; управление монастырской братией в числе более 200 послушников и 60 монашествующих осуществляет наместник игумен Трифон.

Храмы монастыря


  • Владимирский собор
  • Нынешний Владимирский собор Задонского монастыря является, по крайней мере, четвертым по счету храмом в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери на территории обители. Первым была деревянная церковь, срубленная старцами Кириллом и Геннадием при основании монастыря. Эту церковь уничтожил пожар 1692 года, но вскоре появилась новая деревянная Владимирская церковь, построенная в 1693 году игуменом Трифоном. «По прошествии 44 лет она сильно обветшала и требовала значительной поправки» и её в 1741 году сменил каменный соборный храм «с главным престолом в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери и двумя приделами: в имя рождества св. Иоанна Предтечи (правый) и во имя Евсевия Самосадского (левый). Улучшению Задонской обители много способствовали благочинные поклонники и особенно казаки войска Донскаго, как-то: Иван Васильевич Фролов и жена его Варвара. (Фролов на пути из Москвы в Новочеркасск умер в Задонске и погребен в Задонском монастыре под алтарем соборной церкви в 1742 г.)». Этот храм простоял чуть более века, до 1840-х годов. Впрочем, проблемы с ним выявились гораздо раньше. Уже в 1820-е годы собор не был в состоянии вмещать всех паломников, устремлявшихся в монастырь, о чем тогдашний настоятель сообщал в 1827 году воронежскому архиерею. Тот настоятельно советовал подумать о возведении нового храма, но спустя пять лет обошлись лишь расширением и поновлением прежней церкви. Вновь встал вопрос о ее замене в 1841 году, когда епархию известили об угрожающих трещинах, появившихся в сводах. Епархиальное начальство приказало опечатать храм. Спустя четыре года наконец-то приступили к разборке старого Владимирского собора. Одновременно началось строительство нового просторного соборного храма — с некоторым смещением на север по отношению к прежнему, дабы соблюсти симметрию архитектурного ансамбля обители: новый собор должен был располагаться ровно напротив возведенной в 1830-х годах колокольни. Его закладку совершили 10 июня 1845 года. Проект соборного храма был выполнен в том русско-византийском (или псевдорусском) стиле, который настоятельно пропагандировал К. Тон и который как раз в это время был признан образцовым в русской церковной архитектуре. Высочайше утвержденный закон 1841 года провозглашал, что «могут с пользой принимаемы быть в соображении чертежи, составленные на построение православных церквей профессором Тоном». Был издан даже альбом чертежей построенных К. Тоном церквей и проектов храмов, рекомендованных в качестве образцовых для повсеместного применения. Один из этих проектов и использовался при возведении Владимирского собора.

    Пятикупольный, трехэтажный, восьмипрестольный храм вышел на славу — он вполне соответствовал тому высокому статусу, который готовилась приобрести Задонская обитель. В 1853 году новый Владимирский собор освятили. С 1861 года, когда был канонизирован святитель Тихон Задонский, в теплое время в соборном храме почивали мощи святого (на зиму их переносили в теплую церковь Рождества Пресвятой Богородицы). Там же хранился чудотворный образ Владимирской Божией Матери, с которого, собственно, и начался Задонский монастырь. В советскую эпоху Владимирский собор в течение нескольких десятилетий эксплуатировался в качестве склада овощесушильного завода, а потом был вовсе брошен на произвол судьбы. Первые реставраторы появились здесь в 1988 году. Благодаря неустанным трудам многих людей, храм удалось довольно быстро привести в порядок (вплоть до восстановления первоначальных росписей). В августе 1991 года Владимирский собор был вновь освящен.

  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • Рождество-Богородицкая церковь стоит, если смотреть от колокольни, правее Владимирского собора. Подобно соборному храму, это не первая здесь церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Правда, трудно сказать с точностью, какая по счету. Формально — вторая, а фактически — пожалуй, и третья. В советское время церковь приспособили под консервный цех овощесушильного завода, по сути, уничтожив здание. Нынешняя реконструкция больше походит на возведение с нуля, нежели на собственно реконструкцию. Но обо всем по порядку. До 1834 года в Задонском монастыре не было теплой церкви. Летом 1834 года такой храм наконец появился и был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вот что о нем пишет отец Геронтий (Кургановский) в уже цитированной книге: «Церковь эта одноэтажная каменная... устроена попечительством архимандрита Илария из прежде бывшей братской трапезы, первоначально построенной в 1806 году и перестроенной заново в 1816 году... она занимала средину; с правой стороны была дверь в трапезу; а с левой, сзади левого клироса, была дверь в ризницу... Деревянный свод сего храма, поддерживаемый внутри 18-ю деревянными же колоннами, отштукатуренными под мрамор, был художественно расписан под руководством архимандрита Илария, любителя и знатока церковного иконописания. Церковь эта трехпрестольная: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с правой стороны во имя Митрофана, первого епископа Воронежского и чудотворца, с левой преподобных Антония и Феодосия Печерских. Иконы главного престола написаны академиком П. Васильевым; иконы праваго престола были написаны в монастырской мастерской братьями художниками, а в левом были поставлены большей частью иконы древния и все в серебряных позлащенных ризах». В 1846 году, когда гроб святителя Тихона переместили в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, количество богомольцев, приходящих в этот храм, резко увеличилось. Возникла потребность либо расширять старую церковь, либо строить здесь новую. Остановились на втором варианте. Работы развернулись весной 1862 года, а уже в конце октября архиепископ Воронежский Иосиф освятил все три престола нового храма. Он же 1 ноября перенес в него на зимнее время мощи святителя Тихона. «При этом храме замечательная (в иконостасе леваго придела) икона Спасителя на престоле с предстоящими Божиею Материю и Иоанном Предтечею; образ написан корсун. живописью и некогда принадлежал схимонаху Митрофану. Святитель Тихон при жизни своей считал эту икону за особенно благодатную; на ней серебряная позлащенная риза. Замечательна (на 2 столбе) икона св. Николая. На левой стороне между колоннами, на том месте, где по обретении мощей, стоял временно его гроб, находится под балдахином, серебряная рака, устроенная в 1863 году, из прежде бывшаго надгробия, сделаннаго на пожертвования А.А. Орловой-Чесменской. В эту раку полагаются мощи св. Тихона - по перенесении из летнего собора и почивают в ней с 5 октября по 1 мая ежегодно».

    «По внешнему фасаду храм этот, - отмечает отец Геронтий, - приведен в гармонию с летнею Владимирскою церковью». О том, что с ним сделали богоборцы в следующем веке, мы уже упомянули. В новейшее время храм воссоздают, повторяя «оригинал».

  • Трапезный корпус с Вознесенской церковью
  • Нынешний вид это здание, расположенное в южной части монастырской территории, обрело в 1862 году — в пору активного переустройства монастыря, начатого после канонизации святителя Тихона Задонского. Раньше здесь стояли возведенный в самом конце XVIII века двухэтажный братский корпус с примыкавшей к нему церковью в честь Вознесения Господня, построенной в 1817 году, и часовня. Последняя была примечательным сооружением — не столько по архитектуре, сколько по своему значению. Когда-то на этом месте находилась келья скончавшегося в 1793 году схимонаха Митрофана, духовного друга и сотаинника святителя Тихона Задонского. Под ее полом схимонах Митрофан выкопал пещеру, куда скрывался для молитвы и где был похоронен. Возраставшее в первой половине XIX столетия почитание этого подвижника привело к тому, что в 1836 году епархиальное начальство дало согласие на возведение здесь часовни — в 1842 году эту часовню построили. Рядом со схимонахом Митрофаном в «Митрофановой пещере» упокоились все те, кого принято называть задонскими праведниками (как из монахов, так и из мирян), — иеросхимонах Агапит, затворник Георгий Машурин, иеросхимонах Нафанаил, Христа ради юродивый Антоний Алексеевич, старица Евфимия Попова и некоторые другие. В 1862 году «Митрофанову» часовню разобрали. Второй этаж братского корпуса перестроили, несколько подняв его и разместив тут просторную монастырскую трапезу (ныне, к слову, она вмещает до 250 человек). Тесную Вознесенскую церковь расширили на восток, захватив и пространство ликвидированной «Митрофановой» часовни. Таким образом, усыпальница праведников оказалась прямо под алтарем реконструированного храма. Заметим, что в 1929 году богоборцы вскрыли склепы задонских подвижников, покоившихся в этой усыпальнице, и вывезли их мощи на городское кладбище. Вернулись праведники в обитель лишь в 1993 году, с тех пор они почивают в мраморной гробнице, устроенной во Владимирском соборе.

  • Колокольня с Никольской церковью
  • Каменная колокольня появилась в Задонском монастыре сразу после освящения в 1741 году первого каменного соборного храма — напротив него. «Внутри оной, — сообщает иеромонах Геронтий, — в первом этаже устроен был храм во имя святителя Николая». В начале 1820-х годов монастырю выделили дополнительную землю, расширившую его территорию на запад, — на ней решено было возвести новую колокольню с прилегающей с двух сторон гостиницей. Их закладка состоялась в 1824 году, но завершить строительство колокольни удалось десятилетием позже (освящена в 1835 году); гостиницу же «пустили в строй» и вовсе лишь в 1837 году. Задержка была вызвана несовершенством проекта и большими тратами на реконструкцию тогдашнего Владимирского собора. «Колокольня эта устроена отдельно от церкви соборной в три с половиной этажа с шпицем, — пишет отец Геронтий. — Первый этаж квадратный, с восточной и западной сторон имеющий колонны, а с северной и южной — вплоть пристроены корпуса гостиницы. Прочие этажи круглые... Колокольня снаружи убрана изображениями ангелов, вазами, капителями и другими белыми фигурами лепной работы... Ход на нее устроен небольшими лестницами, расположенными спирально... В среднем этаже — храм святителя Николая Мирликийского, освященный в 1838 г. Под этим храмом главные св. ворота для торжественных ходов и для встречи знатных посетителей... Вообще архитектура колокольни легкая и приятная». В советскую эпоху колокольня была обезображена и почти разрушена — на закате богоборческой власти от нее оставался лишь нижний ярус. При восстановлении старались в точности повторить колокольню 1835 года — вплоть до воссоздания внешних украшений.

  • Церковь во имя Святителя Тихона
  • Когда в 1838 году разбирали старую колокольню, оказались уничтожены примыкавшие к ней кельи святителя Тихона. На их месте поставили, на средства тогдашнего задонского городничего И. Дулова, обнесенный чугунной решеткой памятный гранитный знак с надписью: «Сей памятник показывает место келии Богоугодного пребывания преосвященного Тихона 1-го». В 1865 году здесь возвели каменную однопрестольную церковь.

    Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь устроена на месте бывше келлии святителя Тихона, в 1865 году, церковь каменная, небольшая, но красивой архитектуры; в ней иконостас из орехового дерева, просто, но изящно устроенный; живопись церковно-византийского пошиба; устроена эта церковь на средства г. Барышниковой. По стенам церкви большие живописные изображения (как то: ведение отрока Тимофея к ямщику; посещение св. Тихоном больный, заключенных в темнице и т.п.). Храм сей освящен 12 августа 1865 года Высокопреосвященным Серафимом».

    Спустя пять лет, в 1870 году, эту церковь несколько перестроили и расширили за счет добавления притвора. Ныне церковь восстановлена.

  • Памятник святителю Тихону Задонскому
  • К югу от Владимирского собора, на площади между соборным храмом и трапезным корпусом, возвышается памятник святителю Тихону Задонскому, торжественной открытый 26 августа 2005 года, в день памяти святого. Тогда в обители собралось несколько тысяч людей; крестные ходы шли одновременно из Воронежа, Липецка и Ельца; в Задонске они объединились в общий крестный ход. Известный воронежский скульптор Иван Дикунов (кстати, автор памятника еще одному святителю, которого очень почитают в Задонском монастыре, — Митрофану Воронежскому; этот памятник был открыт в Воронеже в 2003 году) изобразил святителя Тихона в полный рост, в архиерейском облачении. Левой рукой святитель сжимает посох, правая поднята в благословляющем жесте. Нимб вокруг головы, а также некоторые детали облачения и посоха позолочены — в солнечный день их сверкание добавляет памятнику выразительности. Высота фигуры — около четырех метров; примерно на столько же поднимается постамент, украшенный барельефами, иллюстрирующими некоторые сюжеты жития святого. Средства на создание памятника предоставили благотворители из Воронежа и Липецка, его отливку производили на одном из брянских заводов.

  • Церковь в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник"
  • Каменная часовня возле святого источника у подножия горы, за южной оградой монастыря, стояла с середины XVIII века. К 1860-м годам она совершенно обветшала. В 1869 году епархиальное начальство разрешило эту часовню разобрать, а на ее месте возвести каменный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 1870 году новая церковь в готическом стиле была построена на средства орловской помещицы А.В. Демидовой. Внутри и снаружи храм украсили росписями. Советских времен он не пережил и был заново отстроен в новейшие времена — в точном соответствии со своим предшественником. Здесь же устроена закрытая купальня.

  • Церковь Агриппины и Зосимы (утрачена)
  • Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь, посвященная совместно и святой мученице Агриппине и в честь ангела бывшаго казначея иеромонаха Зосимы, по внушению котораво госпожа Лесникова устроила над монастырским колодцем вместо часовни - церковь».

    Церковь была устроена «вне монастырской ограды, на южной стороне, на полугоре, над колодцем, из котораго вода (родниковая) проникает в реку Тешевку, текущую близ монастыря. Колодезь находится в самом храме, близ амвона, вокруг колодца устроен сруб; из этаго колодца богомольцы почерпают воду, вода на вкус весьма приятная и всегда холодная. Устроен этот храм на средства купчихи Агриппины Семеновны Демидовой, под руководством бывш. наместника Задонскаго монастыря, отца Зосимы. Церковь эта каменная, одноглавая, без колокольни и небольшого размера; в ней иконостас из дуба и устроен изящно; иконы написаны весьма хорошо; особенно замечательна запрестольная (большой величины) икона Коронования Божией Матери; написана учеником Академии художеств, в благодарность за первоначальное свое образование в монастырской иконописной (к сожалению, ныне закрытой). На правой стороне иконостаса в особом киоте местно чтимая икона Владимирской Божией Матери в серебряной позлащенной ризе. Северная сторона храма занята изображением страшнаго суда, по рисунку, составленному Зосимою; внизу страшнаго суда в особых клеймах изображения разного рода мучений грешников. К колодцу, находящимуся в этой церкви, бывают крестные ходы из монастыря 6-го января на Богоявление, на Преполовение и 1-го августа, а до 1862 г. и в пятницу на Пасхальной неделе».

    Реликвии и святыни монастыря


  • Серебряная рака с нетленными мощами свят. Тихона Задонского
  • Новая серебряная рака с искусной чеканкой сделана софринскими мастерами в 2006 году и помещена под резной сенью слева от алтаря Владимирского собора.

  • Икона старинного письма свт. Тихона Задонского
  • За ракой с мощами святителя Тихона находится так называемая «гробовая» икона святителя Тихона, где святой изображен во весь рост в полном архиерейском облачении. С 1861 года до разорения от безбожников данная икона находилась на этом же месте на стене у мощей святителя. Это единственная икона, сохранившаяся из всего дореволюционного иконного убранства шести храмов Задонского монастыря. По воспоминаниям жительницы Задонска Валентины Ивановны Пашенцевой, эта икона, с заключенной в ней частицей мощей Святителя, в 1930-1940 годах хранилась в доме ее бабушки, Евдокии Васильевны Семеновой, принадлежавшей к купеческому сословию. Евдокия Васильевна была глубоко верующей женщиной, в своем гостеприимном доме она принимала и кормила паломников, богомольцев, Христа ради юродивых, детей-инвалидов, монашествующих. Частым гостем в доме Семеновых еще до своего заключения в лагерь (1929 г.) был насельник Задонского монастыря иеродиакон Виктор (Дубинин Василий Григорьевич). Вероятно, нередко бывали здесь и другие насельники уничтожаемого монастыря. Дом Евдокии Васильевны находился в самом Задонске на нынешней улице Ленина и был первым на этой улице по левой стороне, если смотреть со стороны Дона. Недалеко от него находилась известная гостиница Осипа Ивановича Тагинцева, предок которого, по местной легенде, угощал в своей закусочной самого Пушкина. Сейчас дома Семеновых не существует. Второй его этаж представлял собой мезонин, где помимо жилых помещений находился чулан, в котором среди различных банок и ящиков Евдокия Васильевна бережно прятала «гробовую» икону святителя Тихона и еще несколько больших икон, тщательно завернутых одеялами и мешковиной. Пятилетней девочкой любознательная Валя (В.И. Пашенцева) – внучка Евдокии Васильевны – обнаружила святые иконы в таинственном чулане, причем девочка заметила, что икона святителя Тихона была внизу повреждена, один из нижних углов иконы частично превратился в труху. После возобновления богослужений в 1944 году в Успенском соборе г. Задонска гробовая икона была передана в этот храм. Быть может, это сделала сама Евдокия Васильевна Семенова, скончавшаяся в 1948 году. Впрочем, возможно, что иеродиакон Виктор (Дубинин), вернувшийся из лагеря примерно в конце 1945 года и недели на две остановившийся в доме Евдокии Васильевны, взял гробовой образ в Успенский храм, священнослужителем которого он был назначен. Икона с частицей отнятых безбожниками мощей святого Тихона была большим утешением для верующих, даже в советское время во множестве притекавших в эти места для поклонения. В 1974 году Успенский храм города Задонска был закрыт, и православная община перешла в Свято-Троицкий соборный храм, куда была перенесена вместе с прочими святынями гробовая икона святителя Тихона. Старожилы рассказывают, что примерно в это время по благословению одного из священнослужителей нижняя поврежденная часть иконы святителя была спилена рабочими, чтобы святой образ мог поместиться в новый киот. По мнению некоторых старожилов, с этим неудачным решением связаны последующие трагические события в жизни этого священника. В Свято-Троицком соборе гробовая икона св. Тихона находилась до 1990 года, а в августе того же года она была возвращена во Владимирский собор Задонского Богородицкого мужского монастыря после шестидесятилетнего перерыва. По возвращении же в 1991 году святых мощей святителя гробовая икона заняла свое «родное» место за ракой с цельбоносными останками угодника Божия.

  • Облачение святителя Тихона Задонского
  • Внутри Владимирского собора находится облачение святителя Тихона Задонского, в котором он был погребен. Облачение совершенно не тронуто временем и покоится в стеклянном ковчеге рядом с его мощами.

  • Владимирская икона Божией Матери
  • Справа от алтаря в резном киоте находится Владимирская икона Божией Матери. Это храмовая икона, небесная игуменья монастыря, его святыня и защитница, список той самой чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, принесенной на берега Дона основателями Задонской Богородицкой обители старцами Кириллом и Герасимом. К сожалению, Задонский вариант этого чтимого изображения Богоматери был утрачен в годы церковных погромов начала 1930-х годов.

  • Икона Владимирской Божией Матери со слезой
  • Еще одна икона Владимирской Божией Матери со слезой, бережно сохраненная верующими в годы безбожной власти и отреставрированная, находится в правом приделе Владимирского собора.

  • Мощи 11 задонских праведников
  • В монастыре сберегается деревянный ковчег, содержащий частицы мощей наиболее чтимых на Руси святых. Мощи 11 задонских праведников сегодня находятся в мраморной гробнице во Владимирском соборе монастыря (среди них юродивый Антоний Монкин).



    Использованы материалы сайтов: Википедия, Образовательный центр во имя святителя Тихона Задонского.
    Использованная литература:
    Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
    Яндекс-фотки

    Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
    Яндекс.Метрика