Липецкая область. Задонский район.
Село Заречный Репец.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Заречный Репец Задонского района Липецкой области.

История села Репец начинается с первой четверти XVII века и известно, что в это время оно являлось владением патриарха Филарета. С тех пор много владельцев сменилось на его веку, но ярким напоминанием об одних из них служит сохранившийся усадебный комплекс. На высоком правом берегу реки Репец красиво расположилась усадьба, от которой сегодня сохранились дом, роскошная церковь и парк в английском стиле помещиков Кожиных. Первым из рода Кожиных на Липецкой земле появился Иосиф Иванович Кожин (1714-1779) – лейб-гвардии капитан поручик Семеновского полка, который купил это имение в 1761 году. Им было начато, а его сыном, Иваном Иосифовичем (1746-1823), продолжено строительство усадьбы, жемчужиной которой является церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Строительство Покровской церкви началось в 1767 году, или около того, а освящена она была в 1770 г. преосвященным Тихоном. Имя архитектора, по проекту которого строилось столь замечательное сооружение неизвестно.

Butterfly Ректор Воронежской Семинарии Архимандрит Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Репце, Задонскаго уезда, с приделами на правой стороне святых безсребренников Косьмы и Дамиана, на левой – святого мученика Иоанна воина, каменная, построена в 1767 году на средства помещика Кожина. На помещицкой земле – дома причта (у священника каменный, у причта – деревянный). Земли пахатной 33 десятины. Прихожан 1620 душ. Деревни: Старо-Воскресенское (4 версты), Ново-Воскресенское (2 версты), Марьино, Васильевское и Немерзи (5 верст). При церкви села Репца отдельно и вдали от нея находится замечательная своею древностью и легендарная о ней сказаниями каменная колокольня. По народному преданию, эта колокольня "заклята" святителем Тихоном, за то, что строитель ея, помещик Кожин, раздраженный в беседе с святителем, ударил его в щеку. Колокольню от церкви разделяет помещичий дом, так что она находится в помещичьем дворе; ныне в полуразрушенном состоянии».

Как отмечается в «Указателе храмовых празднеств Воронежской Епархии», «Церковь в Репце замечательна своею оригинальною архитектурою, замечательна и внутренним расположением своим. Построена она на средства бригадира Ивана Осиповича Кожина. Строил этот храм архитектор весьма искусный и, вероятно, из иностранцев, или получивших образование за границею. Первоначальный план храма был ротонда, или вернее полуовал, но впоследствии сделаны были пристройки с восточной стороны – небольшой четвероугольник (для олтаря) и с западной стороны – также четвероугольник, изображающий из себя паперть. Близ церкви нет колокольни, ее заменяет деревянная (на козлах) звонница. Упомянутые пристройки исказили первоначальный вид храма и придали ему странную форму (соединение артистичного художества с грузным и некрасивым пристроем). Вокруг храма – колонны. Замечательны входныя боковыя в церковь двери (главныя, при пристройке трапезы, были уничтожены). Для боковой двери сделан выем (внутрь храма), и нет обыкновенных навесов над входами в церковь. Butterfly В нишах – в боковых углублениях, по обеим сторонам дверей, поставлены по две статуи. С южной стороны поставлены два рельефных изображения (в рост человека) Архангела Михаила (который на цепи держит диавола) и великомученика Георгия, который поражает дракона. С северной стороны – в подобный нишах – рельефные изображения (статуи) двух воинов в доспехах (может быть, они изображают святых мучеников воинов или каких рыцарей). Подобныя же статуйныя изображения были и при западных дверях».

«На храме большой купол (осьмерик), на каждой стороне по одному большому и одному малому окну, окна отделяются между собою небольшими, но весьма красивыми колоннами, увенчанными фронтонами. Еще оригинальнее внутреннее расположение церкви. Средняя часть храма представляет ротонду, на стенах которой поставлены большия витыя колонны (белыя, перевитыя зеленою краскою); эти колонны представляют из себя кувшинообразныя фигуры, с перехватами посередине. Butterfly Колонны эти, вероятно из гипса и внутри пустыя, а потому представляют из себя отличныя голосники, вследствие чего в храме, необыкновенно сильный резонанс, так что свякое слово, громко произнесенное, довольно сильно повторяется эхом. Между колоннами в прежнее время были поставлены статуи (резныя изображения) различных святых, но ныне их нет и заменены большими иконами; при входе из придела храма в главный оставлены две подобныя статуи апостолов Петра и Павла, весьма искусно сделанныя и позолоченныя, – особенно выразительны лица святых апостолов. Иконостас состоит из больших царских врат, среди которых находятся другия малыя врата и двух больших икон, отделенных от царских врат колоннами. Иконы эти Спасителя и Божией Матери. Плафон храма и верхния части его под сводами украшены живописными картинами, большею частью аллегорическаго содержания и написаны художественно. Обширный купол храма внутри не поддерживается столбами, а потому при входе из трапезной в главную церковь – вид храма открытый и величественный. На западной стороне храма сделано возвышение, окруженное решеткою деревянною. Здесь при богослужении обыкновенно находятся члены семьи помещика».

Butterfly «Олтарь из себя представляет две части: одна, где находится престол, представляет малого размера ротонду, так что престол окружен колоннами, которыми поддерживается надпрестольный балдахин, а другая – позднейшая пристройка – продолговатый (в ширину) четвероугольник. Из главной церкви ход под аркою в приделы; на правой стороне в честь святых мучеников Косьмы и Дамиана, а на левой – во имя святого великомученика Иоанна воина. В этом приделе погребен строитель храма бригадир Иван Осипович Кожин, умерший 63 лет, в 1803 году. Над местом его погребения устроена каменное надгробие с тумбою, на которой находится надпись, свидетельствующая о лице, здесь погребенном».

Butterfly «В ограде в северовосточном углу за олтарем построен каменный памятник в виде часовни. В этой часовне погребены тела некоторых членов из фамилии помещиков Кожиных. На передней стене часовни – большие иконы святых, имена которых, вероятно носили здесь погребенныя лица, как-то: Иоанн Богослов, равноапостольная Ольга и другия. В часовне стоит небольшой столик, покрытый сукном. Пред иконами – лампады. В ограде на северной стороне храма – другой (из мрамора) весьма красивый памятник над телом господина Панютина».

Butterfly «На одной линии с церковью, на высоком берегу большога пруда построен большой каменный помещичий дом, а за этим домом (на весьма значительной разстоянии от церкви) каменная колокольня, о которой в народе сохранилось много легенд, как о проклятой святителем Тихоном. Помимо легендарнаго сказания, эта колокольня замечательна свою красивою архитектурою; она состоит из 4-х этажей и вся в колоннах. Нижняя (и довольно высокая) часть колокольни представляет осьмиугольник, четыре стороны котораго больше других четырех сторон; второй этаж по высоте своей уступающий нижнему, также осьмиугольник, окруженный колоннами; третий этаж, еще уже втораго, и представляет четвероугольник с колоннами; четвертый этаж с колоннами вкруг. Все эти этажи вверху украшены капителями, соединенными пилястрами над окнами, а в нижнем этаже над дверями они представляют эффектный вид. Колокольня, вероятно, заканчивалась высоким шпилем, но в настоящее время это изящное здание, брошенное без всякаго надзора, как здание не нужное для храма, по отдаленности от него, представляет мрачную картину. Вероятно, со времени постройки, колокольня эта никогда не белилась, пыль от пролегающем здесь дороги, в течении целаго столетия, садилась на ней и колокольня по своему виду темная, с упадающими колоннами, разрушенным верхом, невольно внушает суеверный страх простому народу и поддерживает в неи веру в ея заклятие святителем Тихоном. Думают, что св. Тихон, без разрешения котораго и была построена эта колокольня, не благословил вешать на ней колокола, и что она устроена не для храма, а для придания более величественнаго вида помещичьему дому, на концах котораго, по фантазии владельца, построены церковь и колокольня. И действительно, вид на дом, с северной стороны, из пруда, на высоком берегу котораго находится помещичья усадьба, весьма красивый. Огромный пруд, ныне значительно запущенный, выкопан и воду в него предполагалось провести из реки Дона (в 8-10 верстах). Начаты были и земляныя работы по проведению канала из Дона в пруд, но все эти затеи были оставлены. Несмотря на суеверное отношение народа к заклятой колокольне, ея полуразрушенный вид, в нижнем этаже ея устроена кузница, придающая ей ночью вид еще более фантастический и мрачный»
.

Предания, связанные с Репцом, рисуют личность Кожина в мрачных красках, отмечая его жестокость и непомерное тщеславие – качества, типичные для русского барина-самодура. Обе известные легенды повествуют о посещении строящейся усадьбы Св. Тихоном Задонским (1724-1783) и, возможно, являются разными интерпретациями какого-то одного реального происшествия. Согласно истории, описанной в «Житии» святителя, Тихон решил заступиться за крестьян, нещадно угнетавшихся И.И.Кожиным, для чего приехал в Репец с обличительными словами в адрес помещика. Речь его была столь резка, что вызвала ярость Кожина, ударившего Тихона по лицу. Покинув усадьбу, уже по дороге в монастырь, святитель понял, что сам стал виновником гнева, доведшего дворянина до греха. Тогда он вернулся в Репец, бросился на колени перед своим обидчиком и стал просить о прощении. Это произвело сильное впечатление на Кожина, после чего он залился слезами раскаяния. Барин после этого будто переродился, и жалоб от крестьян на его жестокость более не поступало. Другая легенда лишена столь счастливого финала, зато напрямую связана со строительством усадьбы. Будто бы Кожин, обдумывая расположение построек, решил сделать главный дом центром симметричной композиции. К востоку от дома он разместил церковь, а колокольню начал строить вдали от храма, по другую сторону господского жилища. На освящение оконченной церкви бригадир пригласил Тихона, бывшего тогда Воронежским епископом. Увидев явное несоответствие традициям православного храмостроения, святитель указал на него помещику. Однако это только разозлило последнего, и он дал епископу пощечину. Тихон смиренно покинул усадьбу и впоследствии отказался приехать на освящение новой колокольни, построенной уже в согласии с канонами.

Колокольня действительно существовала, она есть на редких послевоенных фотографиях усадьбы. Это была грузная постройка стиля барокко с раскреповками и пучками колонн на углах ярусов. Она стояла на месте нынешнего пустыря между церковью и домом. Вероятно, ее разрушили в период «хрущевских гонений». Рядом с церковью каменная колокольня была возведена в 1902 году, но в настоящее время и это сооружение утрачено.

На рубеже XIX-XX веков в штате Покровской церкви числились: священник (Николай Димитриевич Мишин), диакон (Петр Михайлович Марковский) и псаломщик (Митрофан Петрович Попов). Дворов в приходе в это время насчитывалось 445, в них проживало 3602 человека.

Последними священниками Покровской церкви были Зенин Андрей Архипович и Проскуряков Александр Михайлович. Зенин Андрей Архипович, 1890 г.р., уроженец д. Камышевка Задонского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 28.09.1937 по ст. 58-10-1 приговорен к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 04.04.1989. Проскуряков Александр Михайлович, l888 г.р., уроженец с. Гнилуша Задонского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 28.09.1937 по ст. 58-10-1 приговорен к расстрелу. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 27.03.1989.

В 1942 году рядом с церковью находился госпиталь. Рассказывают, что однажды какой-то солдат решил пострелять по птицам. Один из патронов оказался то ли зажигательным, то ли трассирующим, и от него загорелась крыша на куполе храма. Без крыши в храме под дождем, ветром и морозом стало всё медленно разрушаться...

В настоящее время идёт реставрация церкви. Однако темпы реставрации намного отстают от процесса разрушения…

В настоящее время церковь Покрова Постановлением Главы Администрации Липецкой области № 106 от 27.02.1992 г. является объектом исторического и культурного наследия регионального наследия (код памятника: 4800000281).



Использованы материалы сайов: А.В. Чекмарев (av4) в ЖЖ "Потерянный рай": церковь в усадьбе Репец Липецкой области, Липландия, Портал Липецких сетевых ресурсов "Первый Липецкий"
Использованная литература:
Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
Яндекс-фотки

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Яндекс.Метрика