Республика Беларусь. Гродненская область.
Гродно. Костёл Благовещения Пресвятой Девы Марии.
Монастырь бригиток.

Костёл Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырь бригиток (белор. Касцёл Дабравешчання Найсвяцейшай Дзевы Марыі і кляштар брыгітак – римско-католический храм и памятник архитектуры в городе Гродно. Сочетает в себе приемы и формы раннего барокко (так называемого любельского типа ренессансного костёла) с элементами готики и возрождения. Включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Гродно – один из самых старых городов Белоруссии. Он впервые упоминается в летописях в 1127 году. В 1376 году Гродно был присоединен к владениям князя Витовта. Начиная с 1569 года город находится в составе Речи Посполитой. В 1795 году Гродно был присоединен к Российской империи, а в 1801 году стал губернским городом. В 1863 году город был центром польского восстания в Белоруссии. В июле 1920 года город перешёл под советский контроль, но в уже в октябре того же года перешёл под управление Польши, в составе которой оставался вплоть до 21 сентября 1939 года. 23 июня 1941 года Гродно был оккупирован немецкими войсками. 16 июля 1944 года Гродно был освобожден советской армией, 20 сентября 1944 года Гродно стал административным центром вновь созданной Гродненской области. Этот статус город сохранил и после образования Республики Беларусь в 1991 году.

Ансамбль бывшего монастыря бригиток, расположенный в историческом центре Гродно, включает в себя костёл, жилой корпус, деревянный лямус и каменную ограду с воротами. В архитектурных деталях бригитского костёла и монастыря видно заметное отклонение от классических барочных форм. Это проявилось в достаточно вольной трактовке капителей пилястр коринфского ордера, в декоративной отделке порталов и особенно – в архитектурных мотивах ворот, которые лишь отдаленно напоминают формы западноевропейской архитектуры. В них неизвестный белорусский мастер, получив определенную свободу от заказчика, проявил свое самобытное изобразительное дарование. По мнению исследователей, костёл бригиток является одним из самых ранних аутентичных образцов барочного двухбашенного фасада в сакральном зодчестве Беларуси, а сочетание в нем ренессансных и барочных черт придает ему особую убедительность и особенность.

Во дворе комплекса сохранился уникальное, самое древнее в Беларуси деревянное здание – лямус. В архитектуре и конструкциях этой постройки нашли свое отражение традиции белорусского народного зодчества. Монастырь – очень интересный памятник архитектуры, так как сохранился до наших дней почти без перестроек.

Становление монастыря.

Основателями монастыря бригиток считается надворный маршалок литовский Криштоф Веселовский и его жена Александра Марианна из рода Собеских, которые в 1634 году пригласили в Гродно орден бригиток и подарили ему несколько земельных участков в самом городе и фольварки в Гродненском и Волковысском уездах. Причиной этому, наверное, была смерть приемной дочери Гризельды. На средства Веселовского в 1636 году был построен сначала деревянный, а в 1642 году и каменный костёл по проекту итальянского архитектора Бенедетто Молли в стиле раннего барокко.

Первые 8 сестер-бригиток главе с Доротеей Фирлей прибыли в Гродно из Люблина в 1634 году и поселились сначала в деревянном лямусе, построенном в том же году. Уже 6 декабря 1636 года состоялся торжественный вход восьми сестер-бригиток в монастырь. В Национальном историческом архиве Беларуси в Гродно хранится «Реестр имущества монастыря бригиток» от 1636 года, где перечислены предметы литургических облачений, полотна, посуда, ящики и зеленый шкаф. В январе 1637 года в храм перевезли из Вильнюса прах Гризельды (приемной дочери Веселовских), а в апреле здесь похоронили самого Криштофа Веселовского.

Король Владислав Ваза выдавал монастырю привилегии в 1638 и 1643 годах. В 1646 году Иоганн Шреттэр создал для костёла алтарные картины: «Благовещение», «Святая Бригитта», «Святая Анна», «Непорочное зачатие Девы Марии» и другие.

Храм был освящен 19 октября 1651 года вильнюсским епископом Юрием Тышкевичем в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии. Костел имел семь алтарей, главный был освящен в честь Благовещения, другие – в честь святого Августина, святого Иосифа, святой Бригитты, святой Анны, святого Казимира, святой Екатерины Шведской. Также в храме хранились реликвии святого Климента, который считался покровителем Гродно, подлинность реликвии подтверждали документы Римской курии (1768) и виленского епископа (1780).

Александра Собеская завещала монастырю местечко Кремяница, фольварки Князева, Мартынавшчына, Вузлавцы, Шиловичи, Задворье, Рогозница, потратила деньги на больницу. Первой игуменьей в 1640 году была Анна Собесская, родная сестра Александры.

Монастырь сильно пострадал во время шведской оккупации Гродно во время войны России с Речью Посполитой, когда монахини были вынуждены покинуть Гродно и три года жить в Гданьске. Согласно Уставу бригитского ордена, в монастырь принимали девушек из шляхетских и магнатских семей, обычно их количество было около 20-30 человек. В 1745 году их количество было 31. Духовниками гродненских бригиток были ксёндзы-бернардинцы. Однако, в 1752 году бригитки отказались от услуг бернандинцев из-за того, что их предводитель Модест Унаровски сменил духовника без согласия монахинь. Некоторое время духовниками бригиток были доминиканцы, кармелиты, иезуиты. С 1759 года бригитки снова вернулись к услугам бернандинцев. С конца XVIII века в монастыре воспитывали девочек-сирот из шляхетских семей. Главными храмовыми праздниками были Благовещение, дни памяти святых Екатерины, Климента, Августина, Бригитты и апостола Петра.

В 1684 году в Вильнюсе специально для монахинь был выпущен молитвенник «Breviarium monialum» (специальное пособие с молитвами и описанием хода богослужения). Занимались монахини и хозяйственной работой, производили продукты на продажу в Гродно и его окрестностях. Каждый год в Кенигсберг из имений монастыря водным путем отправлялось зерно, а оттуда везли соль, железо, посуду и душистые корни. Также монастырь бригиток был известен производством воска.

После пожара 1827 года в монастыре проводились ремонтные работы, была достроена еще одна часть комплекса со стороны костёла, которая замкнула монастырь и костёл, образовав прямоугольный внутренний двор.

В составе Российской империи.

В 1842 году российские власти выдали предписание об упразднении монастыря ордена Святой Бригитты. Самим сестрам однако разрешили оставаться в старых стенах до конца их жизни. Кроме того, в монастыре поселили монахинь из закрытых монастырей: бенедиктинок из Несвижа, бригиток из Луцка и доминиканок из Новогрудка.

В XIX веке царские власти использовали постройки бригитского монастыря в качестве тюрьмы. Костёл и монастырь чудом уцелели во время пожара 1885 года, хотя была повреждена колокольня, поплавились колокола и даже сгорели внешние двери костёла. В 1891 году в монастыре оставалось 5 монахинь, а в 1907 году всего 2 престарелые сестры, для опеки над которыми архиепископ Виленский Эдуард Роп добился от властей принятия кандидаток. Последней из сестер-бригиток была Элеонора Скржэндевская.

В 1908 году монастырь передали под опеку ордена Назаретанок. Первой наставницей монастыря назаретанок в Гродно стала мать Павла. В сентябре 1908 года мать Павла (до этого довольно известная художница Мария Гажыч, которая продала свое имение Тапаляны и все вырученные деньги отдала на реконструкцию костёла и монастыря бригиток; после смерти похоронена на старом католическом кладбище на улице Антонова) получила от властей предложение стать наставницей бригиток. Вместе с ней в Гродно приехали еще две сестры, а позже еще ​​три. С 1909 года настоятелем при монастыре был Ф. Гринкевич (1884-1933) – белорусский религиозный и культурный деятель.

В составе Польши и в советское время.

Во время немецкой оккупации сестры открыли первую в Гродно польскую гимназию, и до начала Второй Мировой войны в зданиях монастыря находилась школа назаретянок, в которой училась 200 детей. В 1935 году городские власти рассматривали вопрос о выделении средств на реставрацию здания монастыря. Во время Второй Мировой войны сестры-назаретанки были депортированы в Старобельск (Ворошиловградской область).

25 марта 1950 года решением горисполкома храм был закрыт, а монастырь использовался сначала как детский сад, а потом как психиатрическая больница и другие медицинские учреждения. В 1961 году исследовательница архитектуры А. Квитницкая в подвалах костела нашла архив монастыря, а искусствовед А. Аладова – портреты Криштофа, Александры Веселовских и Гризельды. Они были отреставрированы в Государственном Русском музее А. Брындаравым и теперь выставлены в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске.

В 1970-1980 годах в храме велись реставрационные работы, предполагалось использовать костёл под концертный зал из-за хорошей акустики помещения. В 1990 году храм был передан Римско-Католической церкви и 2 июня 1992 года освящен архиепископом Т. Кондрусевичем как костёл Благовещения Девы Марии, а после постройки нового здания психиатрической лечебницы в Гродно, здание монастыря было передано верующим. Сейчас в нем ведутся ремонтные работы.

Роль комплекса в застройке Гродно.

XVII век был для Гродно временем интенсивного строительства храмов и монастырей. Помимо уже существовавших Фарного костёла, костёла Св. Духа и Бернандинского мужского монастыря с костёлом появились Бернандинский женский, Бригитский, Иезуитский, Доминиканский, Францисканский, Кармелитский, Банифаторский монастыри и храмы. Они стали опорными пунктами всей планировки города и имели определяющую роль в его архитектурном облике.

Система расположения монастырей была такой, что они занимали все важные стратегические пункты на подступах к центру города и стояли на главных магистралях. Помимо оборонительных замыслов, строители монастырей учитывали и ансамбль улиц, площадей и города в целом. Костёлы располагались так, что при движении в центр города их размеры увеличивались, благодаря чему создавалось постепенное наращивание мощи архитектурного воздействия.

Для постройки комплекса костёла и монастыря бригиток понадобился довольно большой участок земли, нужная территория нашлась в самом конце улицы Езерской (современная К. Маркса), на углу улицы Новиковского (современная улица Молодежная). И несмотря на то, что участок был довольно большой и просторный, нашлись обстоятельства, которые вынудили проектировщика отступить от канонов строительства.

Вместо канонического трехнефного храма неизвестный архитектор поставил однонефный костёл алтарем на восток, а боковым фасадом к улице Езерской. Главный западный фасад был выполнен как монументальная трехчастная композиция, акцентированная по вертикали. При этом костёл замыкал перспективу улицы Новиковского, которая в том месте делала изгиб. Вместо двух зданий для монахов и монахинь, которые по уставу ордена должны примыкать к храму с юга и севера, здесь был организован один двухэтажный монастырь с замкнутым внутренним двориком. Монастырь помещался только с южной стороны костёла, поэтому появилась возможность придвинуть костёл до улицы Езерской, чтобы храм лучше воспринимался в перспективе. Однако он все же не выходил на линию застройки улицы, ведь территория комплекса была обнесена каменной стеной с каменными башнями по углам. Высокая стена закрывала нижний ярус храма, и при этом выглядела как его сильный пьедестал. Из-за ограды к небу тянулся ритмический строй узких оконных проемов и тонких пилястр. Высокая и гладкая оборонительная стена с пластическими акцентами придавала храму еще более крупный размер.

Как и другие архитектурные доминанты, комплекс монастыря бригиток хорошо гармонировал не только с прилегающей застройкой, но и со всем городом. На бывшей улице Езерской стояли два монастыря – Иезуитский и Бригитский. На площади это направление замыкалось Фарном костёлом. Костёлы были ориентированы вдоль улицы и словно вытягивались в кильваторную линию в направлении замков.

Архитектура монастыря и костёла.

Костёл – памятник архитектуры раннего барокко. Расположен в северной части комплекса. Сдвиг всего монастырского комплекса до северо-западного угла участка обусловлен оборонительными расчетами (таким образом осуществлялся контроль важного перекрестка улиц на подступах к центру), также учитывалось и ансамблевая застройка улицы. В плане комплекса костёл органически связан с монастырем и образует с ним единое целое.

Архитектура самого монастырского здания, находящимся за стеной, проста и лаконична. Двухэтажный жилой корпус – памятник архитектуры барокко, присоединен к северо-западной стене храма. Жилой корпус – двухэтажное, прямоугольное в плане здание с внутренним двориком. Его небольшие сводчатые помещения традиционно объединены внутренними коридорами-галереями по периметру замкнутого прямоугольного двора. Фасады ритмично делятся маленькими прямоугольными оконными проемами в простых наличниках, объединенных широким карнизом. На севере фасаде сохранился портал, украшенный художественной штукатуркой. По периметру здания со стороны двора проходит световой коридор с кельями. В юго-восточном углу монастырского комплекса – отдельная пристройка, на первом этаже которой была трапезная, на втором - библиотека. Застройка монастыря довольно хорошо сохранилась до наших дней. Сейчас в здании проводятся реставрационные работы.

Деревянный лямус.

Во дворе монастыря сохранилась уникальная деревянная двухэтажная постройка XVII века хозяйственного назначения – лямус. Лямус представляет собой двухэтажное прямоугольное в плане здание с высокой вальмовой крышей (возможно, первоначально крыша была черепичная). Лямус построен в 1630-е гг. из массивного бруса без единого гвоздя на бутовом фундаменте. Все конструктивные элементы связаны врубками и деревянными клиньями. Главный западный фасад оформлен двухъярусной арочной галереей с балюстрадой на втором этаже. Нижняя плоскость подкосов и балок над ними образуют сплошные полукруглые проемы. Лямус использовался под жилье и хозяйственные нужды: первый этаж служил складским помещением, второй был жилым. Позже планировка была изменена.

По мнению исследователя В.И. Кудряшова, двухэтажный лямус строился сначала как жилой дом для монахинь, но историк архитектуры В.А. Чантурия считает, что в качестве жилого использовался только второй этаж, первый использовали как хранилище. После того, как был построен каменный корпус монастыря, второй этаж лямуса заняла обслуга. Лямус является самой старой деревянной постройкой на территории Беларуси.

Ограда монастыря.

Весь монастырь был обнесен огромными каменными стенами, внутри был разбит сад. В 1950-е годы была разобрана вся ограда с южной стороны вместе с двумя наружными башнями, ворота и часть восточной стены. Здания монастыря отгорожена от улиц глухими каменными стенами высотой около пяти метров, с квадратными в плане башнями по углам. Ограждение представляет собой глухую кирпичную покрытую стену, по углам которой стояли небольшие шестигранные башни. Стену имела четверо ворот, оформленных в стиле барокко (сохранились три из них). В глухой стене, идущей вдоль Молодежной улицы, на которую выходят главные фасады костела и монастыря, находятся двое ворот, еще однаи ворота расположена со стороны улицы Маркса. Через небольшие подворья они подводят ко входам в здания. Ворота монастыря – наиболее эффектные части комплекса.

На другой стороне улицы К. Маркса была колокольня костёла, которая существовала до середины 1950-х годов и была снесена советскими властями в рамках программы борьбы с религией. Колокольня скорее всего была построена в конце XIX - начале XX века в классическом стиле и не имела общих черт с архитектурой основного комплекса зданий. Кстати, фундамент колокольни сохранился до наших дней и находится у дома № 26 по улице К. Маркса.



Использованы материалы сайта: Википедия
Яндекс-фотки


Яндекс.Метрика