Республика Беларусь. Гродненская область.
Город Гродно. Костёл Обретения Святого Креста.
Монастырь бернардинцев.

Костёл Обретения Святого Креста – римско-католический храм и крупнейший архитектурный комплекс города Гродно XVI-XVIII вв. Сочетает в себе приемы и формы готики, ренессанса, барокко. Расположен на высоком правом берегу реки Неман и является доминантой силуэта застройки города.

Гродно – один из самых старых городов Белоруссии. Он впервые упоминается в летописях в 1127 году. В 1376 году Гродно был присоединен к владениям князя Витовта. Начиная с 1569 года город находится в составе Речи Посполитой. В 1795 году Гродно был присоединен к Российской империи, а в 1801 году стал губернским городом. В 1863 году город был центром польского восстания в Белоруссии. В июле 1920 года город перешёл под советский контроль, но в уже в октябре того же года перешёл под управление Польши, в составе которой оставался вплоть до 21 сентября 1939 года. 23 июня 1941 года Гродно был оккупирован немецкими войсками. 16 июля 1944 года Гродно был освобожден советской армией, 20 сентября 1944 года Гродно стал административным центром вновь созданной Гродненской области. Этот статус город сохранил и после образования Республики Беларусь в 1991 году.

Деревянный монастырь основан в 1494 году на земельных угодьях, подаренных в 1491 году Александром Ягеллончиком ордену бернардинцев. Во второй половине XVI века Стефан Баторий сделал из Гродно фактически столицу Речи Посполитой. Следующий после Стефана Батория, король Жыгимонт III Ваза в 1595 году основал тут вторую каменную святыню – Костел монастыря бернардинцев. Угловой камень в алтарь был заложен и освещён в 1602 году епископом виленским Бенедиктом Войнам. Завершено строительство в 1618 году. Костёл был освещён 13 мая 1618 года епископом виленским Евстахием Валовичем, о чем свидетельствует мемориальная доска в костёле. В 1656 году здание костела и монастыря было сильно повреждено в результате пожара. В 1660 году перекрыта крыша, реставрирован алтарь святого Антония, построена каплица святой Барбары. В 1736 году по инициативе Франтишка Барановского строится три алтаря каплицы святого Михаила. В это время перестроены алтари св. Банавентуры, св. Ануфрии, св. Петра из Алькантары. В 1738 году произведена реставрация колокольни. В 1863 монастырь упразднён, костёл стал приходским.

Костел представляет трехнефную, шестистолпную базилику. На архитектуру костела наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они представляют единую композицию большой художественной силы. Сильно выступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыльном и боковых фасадах имеют черты готики.

Наиболее древняя алтарная часть – полукруглая апсида, более низкая, чем сама базилика, со стрельчатыми оконными проемами с витражами, со стенами, укрепленными ступенчатыми контрфорсами, – несет на себе отпечаток готического стиля. Главный фасад храма, богато декорированный пилястрами и арочными нишами, с криволинейным силуэтом верхнего яруса выполнен как самостоятельный элемент конструкции в духе раннего барокко. Вплотную к костелу примыкают каменные 2-х этажные монастырские корпуса, образуя замкнутый прямоугольный дворик. Стены членены прямоугольными окнами, пилястрами. Планировка галерейная.

Композиция комплекса обогащена 4-х ярусной башней-колокольней, врезанной между костелом и монастырем. Башня имеет отдельный вход и связана с костёлом и жилым корпусом. Верхние ярусы колокольни и оформление интерьера относятся ко второй половине XVIII века, представляя искусство так называемого виленского барокко. Она имеет сложную форму и художественный силуэт. Башня завершена фигурной крышей со шпилем.

В интерьере костела – уникальные ренессансные скульптурные композиции и орган XVII века. В оформлении интерьера (XVII-XVIII вв.) широко использована резьба, стукковая лепка, фресковая живопись, скульптура. В нишах аркатурного пояса на южной стене центрального нефа изображены 12 апостолов, на северной – 12 исторических деятелей великого княжества Литовского и Речи Посполитой. В композиции 14 алтарей использованы элементы коринфского ордера. Особую художественную ценность имеет барельефный стукковый декор Лоретанской часовни (XVIII в.) в нартексе храма.

Во время советской власти в помещении монастыря находилась бюро судебно-медицинской экспертизы, судебная лаборатория, областной дом санитарного просвещения, санэпидемстанция. В 1990 году в монастыре разместилась Высшая римско-католическая семинария, которая готовит ксендзов – католических священников.




Яндекс-фотки


Яндекс.Метрика