Республика Беларусь. Минская область.
Несвижский район. Город Несвиж.
Костёл Тела Господня.

Костёл Тела Господня (бел. Касцёл Божага Цела) – архитектурный памятник раннего барокко, первый барочный храм, а так же первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов. Включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.


Несвиж (белор. Нясвіж) – один из самых старых городов в стране. Первое упоминание о нём встречается в летописях XIII века, но по исследованиям конца 1980-х годов, эта версия была опровергнута. Археологические раскопки, проведенные в этих местах, свидетельствуют об истории города, начавшейся не ранее XV века.

Расцвет города приходится на середину XVI столетия, когда Несвиж становится резиденцией княжеского рода Радзивиллов. В течение XVI-XVII веков город интенсивно отстраивается по последнему слову фортификационного искусства и архитектуры, а замок Радзивиллов превращается в мощное оборонительное сооружение, окружённое системой рвов, валов и гидротехнических сооружений. Здесь строится первая в Белорусси типография, в которой печатается первая Библия на белорусском языке, открывается несколько монастырей и костёлов. Сейчас этот небольшой районный центр представляет собой колоритное сочетание средневековой архитектуры, простых деревянных домов и серых образцов социалистического градостроительства.

Выдающимся памятником архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс (XVI-XVIII вв.), построенный итальянским архитектором Джованни Бернардони с явным намерением затмить королевские дворцы той эпохи. Окруженный обширной системой водоемов и крепостных валов, замок был практически неприступен, и долгое время являлся образцом для подражания при строительстве подобных сооружений.

Кроме замкового комплекса, заслуживают внимания монастырь и костёл бенедиктинок (1590-1596 гг.), Ратуша (XVI в., одна из самых древних в стране) и близлежащие торговые ряды, великолепный Фарный костёл иезуитов (1584-1593 гг., первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой), Замковая башня (XVI в.), Слуцкие ворота (XVI-XVIII вв.) и др.

В начале XVIII века город становится жертвой Северной войны – в 1706 году он полностью разграблен шведскими войсками. В 1764 и 1768 годах Несвиж оккупируется российскими войсками в результате противостояния Екатерины II и Пане-Коханку. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 г. город входит в состав Российской империи. С 1921 года Несвиж входит в состав Польского государства, в 1939 года — в состав БССР, в 1941-1944 находится под оккупацией фашистской Германии, с 1991 года – в независимой Белоруссии.

История костёла.

Костёл возведен в 1587-1593 гг. по проекту итальянского архитектора Джованни Бернардони на средства Николая Криштофа Радзивилла Сиротки. 1 ноября 1593 года в храме прошла первая служба. 7 октября 1601 года костёл был освящен папским нунцием Клаудио Ронгони. Храм был построен в комплексе с иезуитской коллегией, просуществовавшей до 1826 года. За основу проекта, хотя и со значительными изменениями, была взята планировка главного храма иезуитов Иль-Джезу в Риме, построенного в 1584 году. Однако при общем композиционном сходстве и барочной стилистике, несвижский костёл значительно отличается, что обусловлено местными строительными традициями и требованиями заказчика.

Композиция храма строго логическая, лишенная пресыщенного барочного декора. Возможно, что костёл был в Белоруссии одним из первых зданий, фасады которого были оштукатурены и побелены. Как свидетельствуют проектные чертежи и гравюра Т. Маковского, изначально по сторонам главного фасада были сделаны оборонительные цилиндрические башенки, традиционные для белорусской готики, с витыми лестницами на эмпоры в боковых нефах. После пожара в середине XVII века костёл восстановлен архитектором О. Крюгером.

Около 1705 года, по инициативе Кароля Станислава Радзивилла, начались ремонтные работы и реконструкция храма, продолжавшиеся почти полвека и завершившееся при Михале Казимире Радзивилле "Рыбоньке". В результате строительных работ были устранены эмпоры над нефом и круглые башни с лестницами, а также снесены башенки над скарбцами и ризницей, изменена форма и расположение некоторых окон. Другую форму получил фонарь над куполом. Внутри храма были устранены импосты в аркадах между нефом, иное оформление получили готические пилястры главного нефа.

В 1773 году, с упразднением ордена иезуитов и закрытием коллегиума, костёл стал фарным (приходским). Храм был поврежден в годы Великой Отечественной войны, восстановлен в 1944 году.

Архитектура и интерьер костёла.

Фарный костёл – трёхнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененные на квадраты – крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа. Боковые нефы ниже главного и включают пятигранные каплицы (северная – св. Троицы, южная – св. Петра). Высота главного нефа 17,8 метра, под куполом она увеличивается почти вдвое. Главный фасад костёла имеет двухъярусную композицию с выраженными вертикальными и горизонтальными членениями. Вертикальные членения представлены пилястрами, горизонтальные – развитыми поясами карнизов. Имеют место характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами. На фасаде храма находится надпись на латинском языке: «Поклонись святому храму твоему в страхе своем».

Во внутреннем украшении храма в большей степени использована живопись и резьба, в меньшей – средства архитектурной пластики. Главный алтарь костёла украшен картиной «Тайная вечеря» художника Геского. Он же выполнил реставрацию подкупольного пространства в 1752-1754 годах. Фресковый цикл состоит из 40 отдельных композиций с изображением сцен аллегорического смысла, изображениями святых и декоративно-орнаментальных композиций. В композицию фресок вставлены картуши со стихотворными строфами и ссылками на Библию. В 1900-1902 годах фрески на сводах, в башне и куполе были отреставрированы живописцем Франциском Бруздовичем, а также сделаны новые росписи.

Обращают на себя особое внимание боковые алтари. Наклонившиеся, будто падающие колонны, они символизируют пошатнувшуюся веру Радзивиллов. Но колонны не упадут – их поддерживают ангелы. Так и орден иезуитов поддержал Николая Криштофа Радзивилла Сиротку, вернув его из протестантизма в лоно католической церкви.

Ансамбль росписей Фарного костёла является примером значительного использования композиционных схем Рубенса и занимает особое место в истории монументальной живописи XVIII века. Возле храма находится часовня Булгарина, построенная в 1747 году итальянским архитектором Маурицио Педетти для деда писателя Булгарина.

Над входом – хоры с органом. Первый орган был поставлен в 1611-1615 гг. на средства местного шляхтича Андрея Скарульского. Парапет хоров отделан фресковой росписью с изображениями музыкальных инструментов. Слева от главного алтаря установлены две мемориальные доски-надгробия в стиле ренессанса в память о сыновьях основателя храма князя М.К. Радзивилла Сиротки. Есть в костёле и памятник самому Радзивиллу Сиротке. На барельефе из розового камня Сиротка изображен в одежде пилигрима с посохом, широкополой шляпе за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади. Под барельефом — длинная латинская эпитафия, которая гласит, что «пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим».

На одной из плит реалистичное изображение ребенка Радзивилла, который прожил только два года (1586-1588). В 1912 году в костёле установлена ​​мемориальная доска польскому и белорусскому поэту В. Сырокомле. Он учился и работал в Несвиже. Памятник поэту был создан к 40-летию со дня его смерти. В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария Радзивилл, по легенде, её похоронили заживо – в состоянии летаргического сна.

Крипта Радзивиллов.

В подземелье под костелом, в крипте – родовой усыпальнице, в 78 гробах-саркофагах покоятся забальзамированные тела Радзивиллов многих поколений. Первым был здесь похоронен сам Сиротка в 1616 году. Последнее захоронение датируется 1936 годом, когда здесь был похоронен последний ординат Несвижа Альбрехт Антоний Радзивилл. Существует множество легенд о покоящихся здесь людях. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями. Крипта Радзивиллов – третья по количеству династических захоронений в Европе после Габсбургов в Капуцинеркирхе и Бурбонов в Сен-Дени.



Использованы материалы сайтов: Википедия, globus.tut.by
Яндекс-фотки


Яндекс.Метрика