Республика Беларусь. Брестская область.
Пружанский район. Поселок Ружаны.
Церковь Святых Петра и Павла

Церковь Святых Петра и Павла – православный храм в Ружанах, возведенный в честь Святых Петра и Павла, памятник архитектуры барокко. Является одной из старейших церквей на Пружанщине.

Первое письменное упоминание о Ружанах (Ражанах) относится к 1490 году. В 1552 году местечко принадлежало Тышкевичам. После Тышкевичей город перешел к роду Брухальских. В 1598 году Бартош Брухальский продал усадьбы Лососин и Ружаны канцлеру Великого Княжества Литовского Льву Сапеге, который сделал местечко основной своей резиденцией. Ружаны входили в Слонимский повет Новогрудского воеводства. Стараниями Сапег 20 июня 1637 года Ружаны получили право на самоуправление. Для заседаний магистрата построили ратушу. Городу был дарован герб: в серебряном поле венок из красных роз, в его центре – фигура святого Казимира (небесного покровителя Великого княжества Литовского) с лилиями и крестом в руках. К началу XVII в. Ружаны были зажиточным местечком: насчитывалось свыше 400 дворов, кирпичный и кафельный заводы; Троицкий костел доминиканцев и Петропавловская церковь.

История храма. XVII век

Под 1568 годом в Ружанах упоминается деревянная церковь святых Петра и Павла. В 1675 году на её месте был возведён каменный униатский (греко-католический) храм, хотя точное время передачи церкви ордену базелианов неизвестно. Базилиане (лат. Ordo Sancti Basilii Magni) – общее название нескольких католических монашеских орденов византийского обряда, следующих общежительному уставу, который приписывается св. Василию Великому.

XVIII век. Реконструкция

Церковь неоднократно страдала во время войн XVII-XVIII вв. В 1762 году Кристина Массальская (Хрысьціна Масальская з Сапегаў) из рода Сапегов выделила средства на её восстановление. Некоторые историки считают, что именно эту дату следует считать датой постройки храма, а 1675 год – годом возникновения монастыря. В 1779 году строительство было завершено и новопостроенную церковь освятили.

В 1784-1788 гг. церковь была отреставрирована под руководством сапеговского архитектора Яна Самуэля Беккера. После этого храм приобрел черты барокко, хотя и сохранил свою первоначальную планировку.

XIX век. Передача в православие

20 февраля 1834 года Базелианский орден был упразднен, а после отмены унии в 1839 году храм передали православным. Земли и крепостные крестьяне (56 душ) отошли государству. Началось устроение церкви по православному образцу, ей были приписаны 33 десятины земли с хозяйством Малочкі, пожертвованные князем Евстафием Сапегой 345 рублей предназначались для открытия приходского духовного училища, а еще 2400 рублей серебром – на ремонт самого храма, часовни и монастырского дома. В 1840 году митрополит Литовский и Виленский Иосиф Семашко освятил престол.

В сохранившихся описях церкви XIX века есть сведения о ценностях, хранившихся в храме: это 3 потиры древней работы из золота и серебра; 4 древние Евангелие, богатая библиотека и архив.

31 августа 1875 года церковь была сильно повреждена пожаром: остались только стены и часть крыши с потолком над алтарем. Почти все иконы успели спасти, однако остальное было потеряно. На восстановление было выделено из казны 2000 рублей серебром, церковных 5315 рублей серебром и пожертвований на сумму 2717 рублей серебром. Ремонт велся до 1878 года, после чего церковь приобрела современный вид. Все это время богослужения проводились в Воскресенской церкви.

XX век.

С началом Первой мировой войны церковная утварь было эвакуирована в Россию вместе со священником церкви Иларионом Дедевич. Несмотря на это, церковь продолжила деятельность, хотя с приходом немцев была разрушена ограда, уничтожена часть церковных книг и архив. У северной стороны церковной ограды были похоронены кайзеровские солдаты, на могиле которых был поставлен гранитный камень. В советское время протоиерей Иоанн Навродки (Іаан Наўродзкі) заложит этот камень в отстроенную церковную ограду, чтобы избежать осквернения могил немецких солдат советскими властями.

При польской власти кладбищенскую церковь заняли католики, а в церковном доме и бывшем здании монастыря расположилась школа. Ружанский приход вошел в состав Полесской епархии, которую возглавлял архиепископ Александр (Иноземцев).

Во время нацистской оккупации в церкви действовал госпиталь-тюрьма. За царскими воротами на алтаре была оборудована операционная комнату. Священник Иоанн Навродки организовал постоянное горячее питание для пленных и раненых красноармейцев, тем не менее, в 1942 году он был переселен из церковного дома.После войны советская власть использовали церковный дом под туристическую базу, а священника Иоанна многократно вызывали на допросы в НКВД. Только после его смерти стало известно, что за свои действия по спасении раненых солдат в 1941 году он был награжден орденом Красной Звезды.

После войны советская власть использовали церковный дом под туристическую базу, а священника Иоанна многократно вызывали на допросы в НКВД. Только после его смерти стало известно, что за свои действия по спасении раненых солдат в 1941 году он был награжден орденом Красной Звезды.

Летом 1990 года был начат ремонт храма, богослужения в котором продолжались с небольшими перерывами на протяжении всего существования советского режима. С 1992 года действует воскресная школа, организуются пешие паломничества в Жировичский монастырь.

Архитектура церкви

В архитектурном плане церковь представляет собой однонефный, однобашенный храм с полуциркульной апсидой. Покрыт двускатной крышей, которая под апсидой переходит в конусообразнуу и завершается главкой. По обе стороны от места соединения нефа и апсиды – ризницы с трёхскатной крышей. Главный фасад представляет собой своеобразный щит почти квадратной формы и отделан слоистыми пилястрами, нишами и филенками.

На башне ранее располагались деревянные скульптуры Петра, Павла и Моисея в человеческий рост. Сняты в середине XIX века после передачи храма православным ввиду того, что согласно канонам православной церкви применять в отделке церквей скульптуру запрещено.

Интерьер зальный с зеркальными сводами. На сводах зала и апсиды имеется фресковая роспись на тему Преображения, в конусе апсиды – композиция «Бог Саваоф» начала XX века. На северной и южной стенах (возле иконостаса) – изображения апостолов Петра и Павла в медальоне. Деревянные изображения ангелов были сняты в середине XIX века после передачи храма православным.



Реликвии и святыни храма

  • Икона «Богоматерь Одигитрия Ружанская» (1865)

  • Настоятели храма

  • протиерей Галмацкий (Гамаліцкі; 1839 - конец 1840-х гг.)
  • П. Круковский (Крукоўскі; начало 1850-х гг.)
  • Иосиф Кончевский (Іосіф Канчэўскі; середина – вторая половина 1850-х гг.)
  • Петр Рафалович (Пётар Рафаловіч; конец 1860-х – 1870-е гг.)
  • протоиерей Илларион Дедевич (Іларыён Дзядзевіч; 1873-1915)
  • протоиерей Иоанн Семашко (Іаан Сямашка; 1920-1921)
  • протоиерей Федор Ивацевич (Фёдар Іванцэвіч; 1923-1937)
  • протоиерей Иоанн Навродки (Іаан Наўродзкі; 1 августа 1937 - 2 сентября 1961)
  • протоиерей Всеволод Олехнович (Усевалад Аляхновіч; 1961-1987)
  • иерей Алексей Ивашкевич (Аляксей Івашкевіч; 1987-1990)
  • иерей Николай Савчук (Мікалай Саўчук; 12 июля 1990 - ?)
  • иерей Александр Сень (Аляксандар Сень; настоящее время)

  • Использованы материалы сайта: Википедия
    Яндекс-фотки


    Яндекс.Метрика