Республика Беларусь. Гродненская область.
Слонимский район. Город Слоним.
Костёл Святого Андрея.

Фарный костёл Святого апостола Андрея (белор. Касцёл Святога Андрэя Апостала) – католический храм в городе Слоним Гродненской области. Относится к Гродненскому диоцезу. Памятник архитектуры виленского барокко, построен в 1775 году. Костёл включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Слоним (белор. Слонім) — один из наиболее древних городов Беларуси, в Гродненской области, центр Слонимского района.

По археологическим данным укреплённое селение на территории современного города могло возникнуть в 1036 году. Впервые Слоним упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 годом, как Услоним, Вслоним (вероятно, от старославянского «услона», «вслона» — заграда, барьер, укрепление).

В середине XIII века Слоним вошёл в состав Великого княжества Литовского. С 1507 по 1795 годы Слоним находился в составе Новогрудского воеводства и был центром Слонимского повета. В 1531 году город получил Магдебургское право. В 1586 году Слонимом стал владеть великий литовский князь Лев Сапега, после него – подканцлер литовский Казимир Лев Сапега. В 1591 году король Сигизмунд III подтвердил городу право на самоуправление. В XVIII веке происходит расцвет Слонима, связанный с деятельностью великого гетмана литовского Михаила Казимира Огинского (1728-1800).

В 1795 году Слоним в результате третьего раздела Речи Посполитой вошёл в состав России в качестве центра новообразованной Слонимской губернии, однако просуществовал в этом статусе недолго.

С сентября 1915 по январь 1919 года кайзеровские войска оккупировали город. 18 марта 1921 года по Рижскому мирному договору Слоним отошёл под юрисдикцию Польши и стал центром уезда Новогрудского воеводства. В 1939 году польские власти покинули город, и он вошел в состав Белорусской ССР. С 1941 по 1944 гг. был оккупирован немецкими войсками.

Из религиозных сооружений в городе в настоящее время находятся: православный Спасо-Преображенский собор, католический костёл Непорочного Зачатия Девы Марии, Большая синагога, православный Свято-Троицкий собор, католический костёл Святого Андрея.

История костёла.

Первые упоминания о костёле святого апостола Андрея в Слониме относятся к 1490 году, когда по указу великого князя литовского и короля польского Казимира IV Ягеллончика был построен деревянный храм. Через три года, в 1493 году костёл был освящен. Спустя столетие, в 1593-1595 гг., деревянный костёл был отреставрирован по повелению Льва Сапеги – канцлера Великого Княжества Литовского. Кроме того Сапега выделил приходу земли, где разместили госпиталь, школу, часовню и кладбище. Этот костёл сгорел во время войны Речи Посполитой с Московией в 1655-1661 годах, богослужения проходили в старой часовне.

Фарный каменный костёл Святого Андрея был заложен в 1770 и построен в 1775 году по инициативе виленского епископа Гедройца и ксёндза Франциско Анкуты. После польского национально-освободительного восстания 1831 года костёл был закрыт, как и многие другие католические храмы, находящиеся на территории Российской империи.

В начале XX века фрески костёла, представляющие сцены из эизни Божией Матери, были отреставрированы краковским художником Игнатом Мазурэком. Был также положен новый терракотовый паркет и установлен 15-ти голосовый орган, сделанный в Варшаве.

Во время Первой Мировой войны костёл серьезно пострадал. После войны, по инициативе ксёндза Яна Вебера, начались реставрационные работы и, в 1925 году, когда Слоним был уже польским городом, костёл был открыт для верующих.

После окончания Великой Отечественной войны, в советском Слониме властями были закрыты все храмы, а в величественном Андреевском костёле солили огурцы (был склад солений). По многочисленным просьбам верующих, храм был возвращен католической общине в 1990 году. В начале 1990-х годов архитектором В. Атасом проводились реставрационные работы, а фресками костёл расписали художники М. Золотуха и У. Ракицкий. Руководил работами нынешний настоятель храма ксёндз Витольд Жэльветро.

В наше время это действующий фарный (приходской) костёл, в котором регулярно проводятся католические богослужения. Особо почитается икона Богоматери Жировичская. Настоятель костёла: ксёндз Андрей Букштан.

Архитектура и интерьер храма.

Монументальный костёл св. Андрея представляет собой однонефный, прямоугольный в плане храм. В композиции господствуют две башни с фигурными шатрами и высоким фигурным щитом. Плоскость главного фасада вогнутая-выпуклая: линия стены изгибается в пяти изломах, обозначенных пилястрами. Боковые башни поставлен над углом к линии фасада.

Плоскости фасада включают ниши с резными деревянными скульптурами евангелистов Петра и Павла в динамических разворотах. Портал главного входа, окна и фигурный щит имеют округлый контур. Декоративный арсенал фасада включает профили и лепнину.

В интерьере высокий неф (14,1 метров) перекрыт цилиндрическим сводом на арках. Пресвитерий отделен от него боковыми лепными алтарями и порталом. К алтарной части примыкают боковые квадратные в плане сакристии. Пространство интерьера освещается высокими арочными оконными проемами. В северной части храма на крестовых сводах укреплены хоры.

В интерьере костёла основной декоративный акцент сделан на алтаpяx в стиле рококо, амвоне и хорах, а также фресковой росписи сводов. Главный декоративный элемент интерьера – центральный алтарь. Он создан в виде мощного портика со сдвоенными коринфскими колоннами, несущими треугольный фронтон с крестом на сфере. Вдоль склонов фронтона расположены две скульптуры ангелов. Декоративное решение алтарей (изначально их было 7) основано на технике, имитирующей красно-коричневый и светло-желтый мрамор. На боковых стенах пресвитерия расположены две прямоугольные фресковые картины (3х2 м.) на библейские сюжеты. На восточной стене алтаря частично сохранился амвон в традиционной для рококо форме ладьи под парусом.

Внутреннее убранство храма дополняет декоративная роспись стен и орнаментальная лепнина. Продольные стены отделаны росписью в сочетании с иллюзорно-пространственными архитектурными формами: пилястры с великолепным орнаментальным убранством, мощная колоннада на западной стене, карниз и фриз, множество орнаментальных вставок, медальонов, картуши, раковин, розеток и др.., которые расположены на плоскостях пилястр и между ними, на оконных откосах и в простенках между окнами, а также украшают алтари. Декоративная роспись выполнена в сдержанных тонах: розовый, слегка потемневший фон, на котором сине-белым и серым цветами нанесен красивый рисунок.



Использованы материалы сайтов: Википедия, Касцёл Святога Андрэя, votpusk.ru, vk.com
Яндекс-фотки


Яндекс.Метрика