Республика Беларусь. Гродненская область.
Слонимский район. Деревня Жировичи.
Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь.

Свято-Успенский ставропигиальный мужской монастырь (белор. Жыровіцкі манастыр) — монастырь Белорусской православной церкви (Московский Патриархат, Белорусский экзархат), в деревне Жировичи Слонимского района Гродненской области. Включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.


Жировичи (белор. Жыровічы) – находятся в 10 км от районного центра Слонима, в 138 км от Гродно. Здесь расположен один из крупнейших в Беларуси центров православия – Жировичский монастырь, откуда происходят Жировичская икона Божией Матери и Жировичское Евангелие. В XV веке в деревне располагалось имение шляхтича Александра Солтана. В XVII веке Жировичи были крупным торговым центром. В 1610-х годах – владение Льва Сапеги, после – И. Мелешко. В 1642 году – местечко Слонимского повета Новогрудского воеводства. В 1644 году Жировичи получили статус города, через 8 лет, в 1652 году городу было дано магдебургское право. В 1795 году в результате третьего раздела Речи Посполитой вошли в состав Российской империи. В 1810-1828 годах находилась резиденция Брестского униатского епископа. В 1828-1839 годах – центр Литовской униатской епархии, в 1840-1845 годах центр православной Литовской епархии. В 1921 году в соответствии с Рижским мирным договором Жировичи оказались в составе Польской Республики, центр гмины Новогрудского воеводства. С сентября 1939 года в составе БССР, с 1940 года центр сельсовета.

Свято-Успенский Жировичский монастырь насчитывает полутысячилетнюю историю. Эта святая обитель, с древних времен, является оплотом Православия на Беларуси. Возникшая через несколько лет после явления чудотворной иконы Божией Матери, обитель никогда не закрывала свои врата перед богомольцами и паломниками, приезжавшими поклониться Жировичскому образу Царицы Небесной со всех концов земли. И ныне в главном храме монастыря, Успенском соборе, свято хранится эта крохотная икона, явление которой относится к XV веку.

XV век. Явление чудотворного образа.

В XV веке на том месте, где теперь находятся Жировичи был дремучий лес. Этот лес принадлежал православному литовскому вельможе Александру Солтану. Однажды пастухи Солтана со стадом забрели глубоко в чащу, где прежде никогда не бывали. И тут в лесном полумраке они вдруг увидели необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, возвышавшегося над ручьем. Когда они подошли ближе, то увидели на дереве совсем маленькую икону Богородицы в лучезарном сиянии. Они отнесли чудесный дар своему господину. Солтан сразу не придал особого значения рассказу пастухов, однако принял икону и положил в ларец. На следующий день к нему приехали гости, и хозяин решил показать им находку. Но, к своему удивлению, открыв ларец, он не нашел там икону. Через несколько дней все те же пастухи снова обрели чудотворный образ на том же месте и опять отнесли его Александру Солтану. На этот раз хозяин отнесся к иконе с большим благоговением и дал обет построить на месте ее явления церковь в честь Пресвятой Богородицы.

До 1520 года чудотворный образ находился в храме, построенном по обету Солтаном, и все, с верою молящиеся пред ним, получали благодатные исцеления от различных болезней, а также помощь в житейских нуждах от Небесной Владычицы. Известен даже случай воскрешения из мертвых девицы Ирины Войнянки, принявшей после этого чуда монашеский постриг в Пинском девичьем монастыре.

Примерно в 1520 году, во время сильного пожара, храм сгорел и чудотворный образ исчез. Но милость Царицы Небесной не оставила скорбящих от этой утраты людей. Вскоре икона была вновь обретена: крестьянские дети, игравшие на склоне холма, недалеко от сгоревшего храма, увидели Деву необычайной красоты, сидевшую на камне. Дети не осмелились подойти к Ней, но поспешили сообщить о необыкновенном видении родителям. Когда жители села вместе со священником пришли на это место, то обрели на камне пропавшую икону, а сам камень запечатлел на себе след стопы Божией Матери.

XVI век. Возникновение православного монастыря.

Со временем на месте сгоревшей церкви был воздвигнут каменный собор в честь Успения Богородицы, где чудотворная икона находится и доныне. На месте же второго явления стоит церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (XVII в.), именуемая Явленской, под престолом которой находится камень, на котором явилась Пречистая Дева.

По запискам историков, в первой половине XVI столетия в Жировичах уже существовал православный монастырь с многочисленным братством, знаменитый во всей Белой Руси и Литве. Но расцвет обители пришелся в трудные для Православия времена, когда была принята уния с римо-католиками. Православие претерпело жестокие гонения с многочисленными жертвами, разрушением или отнятием православных храмов, монастырей и иными формами насилия.

XVII - XVIII вв. Униатский католический монастырь.

Уния в Жировичах была принята в 1609 г. по требованию Виленского трибунала. А в 1613 году обитель взяли в свои руки базилиане (монахи греко-католического обряда).

Как писал в летописи монастыря его настоятель архимандрит Николай (Редутто), «в 1613 году в Жировичах мы видим уже униатский монастырь базилиан, хорошо обустроенный и наделенный землями и имением, пожертвованными Иваном Мелешко».

Сами православные Солтаны стали на стороне врагов Православия, будучи вовлеченными в унию. Благочестивыми молитвенниками пред чудотворною иконою Жировичскою теперь являются: Лев Сапега, знаменитый воевода Виленский, канцлер и гетман Великого Княжества Литовского, и многие вельможи литовские, польские и даже смоленские, как видно из надписей на серебряных привесках, жертвованных чудотворному образу. Многие вельможи приносят в дар Жировичской обители в разных местах угодия и вносят в ее синодики свои имена для вечного поминовения. На поклонение чудотворной Жировичской иконе являются даже короли польские. Так, приезжали на поклонение – в 1644 году декабря 9 дня Владислав IV со своей супругой, Ян Казимир – в 1651 году, отправляясь на войну против Богдана Хмельницкого, Ян III с сыном, королевичем Яковом, в 1688 году 29 апреля – Август II, наконец, последний польский король Станислав Понятовский, посетивший Жировичи в 1748 году.

Глубокое уважение польских королей к чудотворному образу Божией Матери, несомненно, было причиной того, что жителям Жировичей были предоставлены магдебургские права и разные преимущества. Так, король Ян Казимир своей грамотой, выданной 21 июня 1652 года в Шидловицах-Сапежинских жировичским мещанам, снисходя к их просьбе и ради прославления Богородицы, приказал, чтобы мещане жировичские, пользуясь Магдебургским правом, данным им, выбрали для себя из своей среды войта и советников, а при них пожизненного присяжного писаря; чтобы войт наблюдал, дабы на торгах не было никакого обмана. Этой грамотой разрешалось мещанам иметь в своих лавках всякий товар, торговать, шинковать, иметь всякие напитки, выплачивая монастырю ежегодно известную сумму.

В 1684 году король Ян III, на обратном пути из Вильны, по обету посетил Жировичи, а отсюда того же дня отправился в Бусяж, где и ночевал. Здесь к нему явился жировичский войт Прокоп Веселевич и просил, чтобы за местечком Жировичи были признаны все права «вольности», данные прежними королями. В ответ на эту просьбу и выдана настоящая грамота, дозволяющая жировичским мещанам, пользуясь Магдебургским правом, самим себя судить по статуту, с правом апелляций к монастырю базилиан Жировичских, поелику они (мещане) имеют дома на их (базилиан) земле; причем отцы базилиане, под страхом потери своего честного имени, ни в чем не должны нарушать права, данного мещанам. Грамотой короля Августа III, данною в 1744 г. жировичским мещанам, подтверждены все их прежние права – право магдебургское, торга, ярмарки, доходы и прочее.

«Между бывшими униатскими обителями в Литовском крае, – писал в своих «Записках» митрополит Иосиф (Семашко), – монастырь Жировичский был самый важнейший, по материальному устройству и средствам оного, в особенности же, по находившейся в нем чудотворной иконе Божией Матери, почитаемой народом того края». Используя местные святыни в своих целях, базилианский орден превратил обитель в один из главных центров распространения унии, а также постепенного окатоличивания белорусов.

XIX век. Возвращение в православие.

Но Промыслу Божьему, попустившему это двухвековое господство униатов, угодно было в их же среде взрастить великого архипастыря – митрополита Иосифа Семашко, который вместе с молодыми соратниками из Жировичской Духовной Семинарии подвигом своего служения осуществил возвращение к вере отцов более двух миллионов белорусов.

26-летний молодой человек, иерей Иосиф Семашко, асессор второго департамента Римо-католической коллегии в Петербурге, с приходом на трон императора Николая I и под его могущественным покровительством сумел организовать вокруг себя молодых и ярких единомышленников. За 17 лет он смог подготовить в Жировичской Семинарии новое поколение священнослужителей, помочь разобраться в сути вещей старым священникам, приезжавшим в Жировичи для повышения пастырской подготовки или по иным причинам, и вывести их с паствой из более чем двухвекового духовного рабства.

Так под покровом Божией Матери, возле Ее чудотворного образа, произошло еще одно, воистину историческое чудо – восстановление вероисповедальной, молитвенной и языковой преемственности десятков поколений православных белорусов.

В своем особенном внимании к Жировичской святыне митрополит Иосиф сосредоточил здесь после воссоединения управление Литовской Церкви, Успенский собор возвысил в кафедральный, а униатская семинария была преобразована в православную.

В 1845 году кафедральный собор и семинария были перенесены в Вильну, а в Жировичском монастыре организовалось духовное училище. Несмотря на потерю своего значения в административном плане, этот уголок оставался по-прежнему местом паломничества и цитаделью Православия, что особенно проявилось в следующем столетии. Усердием настоятеля архимандрита Николая (Редутто) во второй трети XIX столетия в монастыре проводился капитальный ремонт и перестройки, в результате которых его архитектурный комплекс приобрел современный вид.

XX век. Упадок и возрождение монастыря.

Первая Мировая война сильно отразилась на обители Жировичской. Главное церковное имущество с чудотворным образом было эвакуировано в Россию и осталось там, кроме чудотворной иконы, которую вернул настоятель, архимандрит Тихон (Шарапов).

Архивы и громадная библиотека монастыря и бывшего при нём духовного училища без остатка были разграблены, а здания за время войны и в скудное послевоенное время пришли в упадок.

Начались новые притеснения православных – уже со стороны польского правительства. Из имевшихся до войны 312 гектаров земли с лесами, прудами и многочисленными жилыми и хозяйственными помещениями и садами осталось только около 36 гектаров земли с одним садом и прудом, а также с несколькими постройками.

Польское правительство пыталось возвратить Жировичский монастырь униатам как «насильно отбранный» русскими. Католиками возбуждались судебные процессы, указывалось на малочисленность братии и слабую посещаемость обители паломниками. И в это нелегкое время Жировичская обитель, как никогда, испытала горячую поддержку верующих. Многочисленные крестные ходы со всех православных приходов Гродненщины торжественно потекли в Жировичи. Попытки снова обратить монастырь в унию прекратились. Только Крестовоздвиженская церковь была насильно захвачена католиками под приходской костёл и возвращена обители лишь в 1945 г.

С трудом налаживалась в эти годы монашеская духовная и материальная жизнь. В 1937 году, чтобы изыскать средства на ремонт обители и в то же время, поднять религиозное настроение народа, просветить духовно людей Западного края, было решено провести паломничества с чудотворной иконой по городам и весям Беларуси. Города Косов, Пружаны, Кобрин, Брест, Волковыск, Гродно, попутно сёла, деревни и даже отдельные хутора принимали у себя чудотворный образ Богоматери; встреча святыни везде была торжественной и, несмотря ни на какие погодные условия, многолюдной. На добровольные пожертвования верующих был произведен ремонт монастырских зданий.

17 сентября 1939 г. войска Красной армии перешли польскую границу и заняли территорию Западной Украины и Западной Беларуси. Во многих монастырских зданиях разместились воинские части и склады боеприпасов. Новые власти конфисковали у монастыря лошадей и большую часть земель. В 1940 году местные комсомольцы уничтожили на источнике часовню, освященную в честь Успения Пресвятой Богородицы, и закрасили икону свт. Николая над монастырскими воротами.

При наступлении Красной армии Гродненский епископ Савва (Советов) сбежал в Литву, оставив кафедру. Обязанности архиерея взял на себя, сосланный в Жировичский монастырь в 1930 году польскими властями, архиепископ Пантелеимон (Рожновский). Он перенес управление Гродненской епархии в Жировичи, разместив там консисторию и епархиальный совет. Владыка Пантелеимон вместе с возглавленными им приходами вошел в юрисдикцию Русской Православной Церкви. В апреле 1940 года Жировичи посетил представитель местоблюстителя патриаршего престола архиепископ Сергий (Воскресенский). Его приезд вызвал необычайное воодушевление в церковной жизни края. Примером этому служит тот факт, что в этом же году в монастырь было организовано четыре крестных хода с огромным количеством участников с разных городов и сел Беларуси. Обеспокоенные деятельностью обители, советские власти решили закрыть ее. Но Божья Матерь не оставила Свой удел. Нам неизвестна истинная причина, по которой этот замысел так и не исполнился. Но то, что в этом проявилось заступничество Небесной Владычицы, подтверждается рассказом местных старожилов.

Как уже упоминалось, подвал Явленской церкви стал использоваться под склад с боеприпасами, и возле него постоянно находился караул. Однажды ночью Пресвятая Богородица сама явилась охранникам, властно приказывая убрать из Ее храма этот груз. Когда перепуганных и бежавших солдат сменили, явление повторилось и новой смене. Часовые, преодолевая страх, дерзнули попытаться задержать Ее, но Она исчезла. В части поднялась тревога, была допрошена братия – кто выходил на территорию; однако никого не нашли. Тогда, чтобы сдержать начавшую распространяться по селу весть о заступничестве Богородицы, главных свидетелей явления решили расстрелять, но склад все же убрали.

С началом Великой Отечественной войны Жировичской обители пришлось налаживать свою жизнь в нелегких условиях при оккупационных властях. Архиепископ Пантелеимон организовал при монастыре Белорусское Епархиальное Управление. В конце 1941 года, вопреки своему желанию, владыка был перевезен в Минск, где от него требовали объявления автокефалии Белорусской Церкви, от чего он категорически отказался. С этого времени его деятельность уже не связана с монастырем. Остается только добавить, что в марте 1942 года на заседании Всебелорусского Православного собора ему был присвоен титул «священноархимандрит Свято-Успенской Жировичской обители».

В августе 1941 года двое насельников Жировичского монастыря – архимандрит Серафим (Шахмуть) и иерей Григорий Кударенко – по благословению митрополита Пантелеимона отправились в миссионерское путешествие по оккупированной территории с целью организации церковно-приходской жизни.

Такая необходимость была вызвана тем, что в результате постоянных гонений на Церковь со стороны советского правительства к 1939 году на территории Восточной Беларуси не осталось ни одного официально действующего храма. В годы же Великой Отечественной войны немецкие власти, стремясь заслужить доверие народа на оккупированной ими территории, позволяли восстанавливать церковную жизнь.

Жировичскими миссионерами за три года было открыто около ста храмов на территории Беларуси. После освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков архимандрит Серафим и иерей Григорий были осуждены по обвинению в сотрудничестве с гитлеровцами и отправлены в лагеря. Архимандрит Серафим принял там мученическую кончину (теперь он прославлен в лике святых новомучеников и исповедников земли Белорусской). Иерей Григорий после освобождения вернулся в Жировичский монастырь и принял монашество с именем Игнатий.

Во время войны немцы при отступлении решили взорвать обширное монастырское здание, примыкавшее к собору (нынешнее здание семинарии): вероятно, для того, чтобы не оставить советским частям удобное место для расположения. Фашисты заминировали подвалы, а взрыв должен был произвести последний из покидавших Жировичи офицеров. Но когда немецкие солдаты удалились из села, этот офицер пришел к настоятелю и сообщил о полученном задании; при этом добавил, что он его не выполнит, т. к. ему жалко этого места.

Перед входом в село советское командование опасалось, что на куполе собора могут находиться немецкие снайперы. Был отдан приказ: артобстрелом уничтожить купол. Однако, несмотря на все старания, ни один снаряд не попал ни в собор ни в другие постройки обители. Сами артиллеристы, уже войдя в село и приблизившись к собору, чрезвычайно удивлялись, как это они не смогли попасть, выпустив не один десяток снарядов; и поневоле признавали, что на этом месте какая-то особая сила (из рассказов старожилов).

В 1945 году в Жировичском монастыре были открыты пастырские курсы В 1947 году при митрополите Питириме (Свиридове) пастырские курсы были преобразованы в Семинарию. Архимандрит Митрофан (Гутовский) возглавил и семинарию, и монастырь. Из-за недостатка священнослужителей, иеромонахи Жировичской обители служили на приходах. В 1953 году архимандрит Леонтий (Бондарь) стал наместником, будучи одновременно инспектором семинарии, а ректором был протоиерей Иоанн Сокаль.

В 1956 году наместником монастыря был назначен архимандрит Антоний (Мельников). С его приходом жизнь обители преобразилась. Первым делом началась реставрация храмов – Никольского, Явленского и Крестовоздвиженского, а так же роспись Успенского собора. В монастырский устав были введены чин Панагии и воскресная полунощница.

Все это проходило в условиях новых притеснений церкви со стороны государства. Жировичский монастырь был обложен непомерным натуральным налогом: на зерно, масло, мясо, молоко и т. п. В результате этого монастырское хозяйство было передано Жировичскому сельскохозяйственному техникуму. За Обителью были оставлены находящиеся в ее ограде сад и огород.

1 июля 1960 года решением Совета Министров БССР были закрыты Гродненский Рождество-Богородицкий и Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женские монастыри. Более 70 сестер осталось без крова. Архимандрит Антоний отправился в Москву и получил у Святейшего Патриарха Алексия I благословение на переселение сестер в Жировичский монастырь. Это обстоятельство власти пытались использовать как предлог для закрытия обители.

Был закрыт и Жировичский источник, который находится под алтарем Успенского собора, где верующие совершали моления. После ранней службы и до 17.00 следовало держать закрытыми на замок монастырские ворота. Был закрыт для богомольцев вход в собор с улицы. С 1961 года повсеместно был запрещен колокольный звон. Крестные хода в праздники можно было проводить только внутри ограды обители, не выходя на предсоборную площадь. В 1963 году была закрыта Минская Духовная семинария.

Но, несмотря на все это, тысячи паломников ежегодно приезжали в монастырь, где получали наставления в духовной жизни, утешение в скорбях и новые силы для дальнейшего несения жизненного креста.

Сам факт сохранности обители, ее храмов, непрерывности монастырской жизни в условиях лихолетий XX века, когда против Православной Церкви велась открытая война, является одним из величайших чудес, происшедших по заступничеству ее Небесной Покровительницы.

Церкви и строения монастыря.


Успенский собор монастыря.

Успенский собор был построен неподалеку от того места, где стоял первый, сгоревший храм. В настоящее время место алтаря первой Жировичской церкви отмечает небольшой деревянный крест. По замыслу архитекторов алтарь нового храма разместился в точности над местом, где произошло чудесное явление иконы. Фундатором (спонсором) выступил владелец Жирович Иван Мелешко, кастелян смоленский, а деньги на внутреннюю отделку собора пожертвовал канцлер Лев Сапега.

Успенский собор – величественный и большой храм. Его высота - около 40 метров, длина – 55 местор. Он сочетает в себе такие стили, как барокко и классицизм, а также черты византийской (базиличной) церковной архитектуры. Не всегда собор выглядел так, как сегодня. Первоначальный план, очевидно, был так и не реализован: остались, например, неоконченными две башни на главном фасаде. Как свидетельствуют источники, собор был поврежден войсками Богдана Хмельницкого в 1655 году, потом ремонтировался и перестраивался. В 1821 году была начата реконструкция собора, при этом башни были разобраны, внешняя отделка выполнена в стиле позднего классицизма. Окончательно работы над собором были завершены при ремонте 1867 года. Собор также был поврежден во время военных действий в Первую Мировую войну. Интересным фактом является и то, что за годы уже Второй Мировой войны ни одно из строений монастыря не пострадало от бомбежек и обстрелов. Старожилы рассказывали, что перед входом в собор долгое время можно было видеть огромную воронку от бомбы, но в куполе собора не было ни одной пробоины. Под зданием находились большие подвалы, где в XVII-XVIII столетиях размещалась братская усыпальница; здесь же были похоронены многие знатные люди своего времени. В первой половине XIX в. эта усыпальница была замурована, а умерших монахов стали хоронить на братском кладбище.

При входе в коридор, ведущий в собор и семинарию, с левой стороны устроен спуск к колодцу, который находится в специально устроенной нише под алтарной частью храма. Этот колодец хранит исток родника, бившего из-под корней груши, на которой была обретена икона. Здесь же находился корень этого дерева. Сейчас доступ к этому роднику ограничен, т.к. с некоторых времен вода в нем стала оскудевать. Поэтому в монастыре эту воду бережно собирают и выносят в храм, где каждый может с благоговением испить ее; также она добавляется в воду, которая продается в монастырской лавке. Вера народа всегда питала к этому источнику особенное уважение и приписывала ему чудодейственную силу. И по той же вере, множество людей получают исцеления до настоящего времени.

Свято-Успенский собор имеет два придела: в честь праздника Покрова Божией Матери – справа и Рождества Иоанна Предтечи – слева (1613-1650 гг.).

Богоявленская (Явленская, Рождества Богородицы) церковь.

Церковь была построена примерно во второй половине XVII в. (1672). Возможно, что первый храм, воздвигнутый на этом месте, был деревянным. Явленская церковь является самым старым сохранившимся зданием монастыря. В 1769 году храм был полностью перестроен: разобран фасад, достроен притвор и хоры. Здание приобретает красивый барочный аттик (завершение фасада). В плане храм представляет собой прямоугольник размером 8 на 20 метров. Внутренний объем церкви небольшой; иконостас относится к концу XIX века. Особенностью церкви можно назвать то, что до сих пор в ней нет электрического освещения. Под ее полом находится небольшая крипта (усыпальница), где в 1881 году был похоронен архиепископ Михаил (Голубович).

Храм претерпел еще одно архитектурное изменение в начале 1870-х годов: в это время над ним появился небольшой купол в псевдорусском стиле. Валун, на котором, по преданию, явилась детям Пресвятая Богородица, освящен в качестве Святого престола. Большое стечение народа бывает здесь ежегодно 20 мая, в день празднования явления Жировичской иконы Божьей Матери, когда по принятому в монастыре обычаю, после Литургии в Успенском соборе крестный ход направляется к дверям Явленского храма для совершения молебна с акафистом Жировичской иконе.

Крестовоздвиженская церковь.

Построена в 1796 году. Каменный однонефный храм-кальвария, посвященный распространенному в XVIII веке обряду, символирующему паломничество в Иерусалим. Внутри церкви половину здания занимает лестница, на стене живописная панорама. Этот приём создает впечатление глубины при сравнительно небольших размерах церкви (12х25 м). Главный фасад имеет вытянутые пропорции и завершается высоким фронтоном с башенкой. Подобная башенка возвышается над алтарной стеной.

Колокольня монастыря.

Отдельно, напротив Соборной церкви, через дорогу, стоит кирпичная колокольня. Под колокольней находится часовня с железными воротами, имеющими вид Царских врат иконостаса. К бокам колокольни непосредственно прилегают пристройки с жилыми помещениями для прикомандированных к монастырю монахинь.

Минская духовная семинария.

Построена в XVII веке. Имеет симметричную объемно-пространственную экспозицию. Трёхэтажное Н-образованное в плане каменное здание накрыто мансардной крышей. Центр фасада выделен фигурным фронтоном, в центре дворового фасада выступает объем парадного зала, перекрытого цилиндрическим сводом с распалубками. Планировка галерейная, коридоры и подвалы перекрыты крестовыми сводами.



Использованы материалы сайтов: Википедия, Минская Духовная Академия
Использованы архивные фотографии монастыря: zhirovichi-monastery.by
Яндекс-фотки


Яндекс.Метрика