Чешская Республика. Среднечешский край.
Город Прага. Собор Святого Вита

Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха (чеш. Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha) – готический католический собор в Пражском Граде, местопребывание архиепископа Пражского. Собор причисляется к жемчужинам европейской готики, является художественной и национально-исторической святыней Чехии. В приделах собора погребены чешские короли и архиепископы Праги, там же хранятся коронационные регалии средневековой Чехии.

Первые исторические сведения о поселениях славян на территории современной Праги относятся к VI веку н.э. В X веке Прага стала столицей Чешского государства, в конце этого же столетия в городе была выстроена рыночная площадь. В первой половине XIII века вокруг каменных построек в районе площади стали возводить крепостные стены. К середине XIX века Прага представляла собой в экономическом плане хорошо развитый город, который вёл оживлённую торговлю с соседями. После распада в 1918 г. Австро-Венгрии и образования независимой Чехословацкой Республики Прага стала её столицей. Город существовал относительно спокойно до начала Второй мировой войны в 1939 г. Освобождена Прага была в 1945 г. советскими войсками в ходе Пражской операции. К счастью, война не оставила в городе серьёзных разрушений. В 1960 Прага стала столицей Чехословацкой Социалистической Республики и пробыла таковой до 1993 г., когда после «бархатного развода» Чехословацкой федерации стала столицей Чехии.



Строительство собора и общие сведения

Решение о постройке Собора святого Вита было принято, когда германский король Генрих I подарил святому Вацлаву десницу (часть руки) святого Вита. Это официальная версия. Историки же, склоняются к более реалистичной версии. Дело в том, что именно на этом месте во времена язычества стоял идол Святовита, которого чешские племена считали главным богом. В жертву идолу приносили вино, калачи и обязательно чёрного петуха (вот и ответ, почему петух на шпиле здания). Учитывая все сложности и конфликты, которыми сопровождался процесс «добровольного» принятия новой религии (доходило дело до вооруженных восстаний) и с целью сгладить восприятие христианства, новую постройку решили назвать по созвучию с именем языческого бога (раньше молились Святовиту – сейчас будут почитать святого Вита).

Собор посвящён трём святым:

  • Вит (III век) – достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого Вита не сохранилось. По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов то ли из сына императора Диоклетиана, то ли из самого императора. После этого, Вит отказался помолиться римским богам и его арестовали. За отказ признавать римскую религию его бросили к голодным львам, но те не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котёл с кипящим маслом.
  • Вацлав (X век) – основатель собора. Цена в собственную жизнь, которую он заплатил за стремление установить христианство на своих землях, сделало его в глазах католической церкви самым важным чехом.
  • Войтех (X век) – второй чешский епископ; был убит во время миссионерства в полабской Пруссии в 997 г. Уже через два года его причислили к лику святых. В XI веке святой Войтех считался вторым после святого Вацлава покровителем земли чешской и главным святым покровителем Польши.
  • В 926-929 гг. на месте современного собора святой Вацлав построил круглую ротонду (13 метров в диаметре) в качестве придворного княжеского храма своего рода. В период 1060-1096 романская постройка была перестроена в трёхнефную Базилику святых Вита, Вацлава и Войтеха (70×35 метров). Она должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Сейчас остатки романской стенной кладки ротонды и базилики открыты археологами и находятся в подземном этаже нынешнего храма.

    В 1344 году по случаю повышения пражского епископства до статуса архиепископства было решено перестроить базилику в парадный готический собор для проведения самых торжественных церемоний. Основателями считаются архиепископ Эрнест из Пардубице и император Карл IV. Кстати, в то время перестраивался весь комплекс Пражского Града. Новое сооружение должно было стать ещё и сокровищницей государства.

    Основные этапы постройки Собора святого Вита

    Строительство собора началось 21 ноября 1344 года и растянулось на шесть столетий (завершилось в 1929 году).

    I этап: 1344-1419 годы

    Первым архитектором стал француз Маттиас из Арраса (Matyáš z Arrasu), приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Он спроектировал собор, но построить успел только основания стен хора с капеллами и аркады главного нефа (умер на восьмой год строительства; в 1352 году). По его чертежам и проекту дело продолжил молодой 23-летний архитектор Петр Парлерж (Petr Parléř) из Швабии. Надо отметить, что Маттиас по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчёта; Парлерж же был больше художником, и относился к архитектуре как к скульптуре. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример – сконструированный свод. Начатую им постройку главной башни с Золотыми воротами после смерти Парлержа (1399) продолжили его сыновья. Однако их работу прервали Гуситские войны, начавшиеся в 1419 году. Многие картины, иконы и скульптуры собора сильно пострадали в этот период.

    II этап: 1490-1510 годы

    Следующий период стройки происходил при Владиславе Ягеллоне (правил 1471-1516) и привнёс элементы барокко. Были установлены колонны центрального нефа, заложен фундамент северной башни и первый камень фундамента тройного нефа. Однако на этом строительство вновь остановилось, но уже из-за нехватки финансовых средств.

    III этап: 1556-1593 годы

    В 1541 году собор пострадал от большого пожара и для его восстановления были приглашены архитекторы Бонифаций Вольмут и Ганс Тироль. Они занялись реконструкцией обгоревших частей собора и достроили главную башню, придав ей ренессансный вид и дополнив галереей и куполом. Немного позже была построена часовня над гробницей св. Войтеха (под руководством архитектора Аосталли) и изготовлены колокола и украшающие башню часы.

    Внутреннее убранство собора опять пострадало в 1619 году во время Восстания сословий в Праге. Протестанты не стали жалеть католический собор и либо уничтожали либо выносили все украшения. Позже, во время войны за Австрийское наследство, собор сильно пострадал уже от артиллерийского обстрела прусской армии, а через три года купол главной башни раскололся из-за попавшей в него молнии.

    IV этап: 1873-1929 годы

    Последний этап строительства Собора начали с ремонтных работ и удаления элементов барокко (появились за последние 200 лет). Этим руководил Йозеф Краннер. Одновременно с ремонтом функционировало специальное Общество по достройке собора, которое занималось техническими вопросами реализации чертежей Парлержа (XIV век), но в неоготическом стиле. После этого приступили к строительству (руководил Йозеф Мокер, а после его смерти – Камил Гилберт). Отделкой и декором новых окон занимались Альфонс Муха, Франишек Кисела и ещё десяток лучших чешских художников.

    Чехия «бросила на собор» свои лучшие силы. Собор успели завершить к тысячелетнему юбилею создания первой ротонды (в 929). Хотя некоторые отделочные работы продолжались до 1950-х годов.

    До 1954 собором управляла церковь. Потом коммунистическое правительство издало постановление, согласно которому собственником всего Пражского Града (включая Собор) стал «чехословацкий народ», а Канцелярия президента республики наделялась полномочиями по управлению бесценным сокровищем. Когда же коммунистический режим в стране пал (1989), разгорелся спор, кому принадлежит Собор святого Вита. Длительный судебный процесс ещё не закончился, но несколько судов уже отдали собор в государственную собственность. Католики все решения регулярно обжалуют и, по последним сведениям, намерены обратиться в суд по правам человека в Страсбурге.



    Экстерьер Собора Святого Вита

    Внешний вид Собора святого Вита поражает грандиозностью сооружения в целом и деталями в отдельности. Каждый элемент экстерьера имеет своё значение и передаёт важный смысл. Величественный собор полностью выдержан в готическом стиле, хотя строительство растянулось на целых 600 лет, из-за которых было сложно добиться единого архитектурного образа.

    Длина главного нефа Cобора святого Вита составляет 124 метра, высота – 34 метра. Высота большой Южной башни – 96,5 метра. С западной стороны находятся три входных портала и возвышаются две 82-метровые башни с 10-метровым круглым окном в виде розетты между ними. Ещё один входной портал находится с южной стороны. Шпили собора видны почти из любой точки Праги.

    Южная сторона Cобора

    Главным парадным входом в собор является южный портал, именуемый «Золотые ворота». Он использовался для проведения пышных и торжественных мероприятий, таких как коронационные или свадебные торжества. Монарх, в сопровождении придворной знати, прибывал в Собор святого Вита по специальной «Королевской дороге».

    «Золотые ворота» были созданы по проекту Петра Парлержа и представляют собой тройную арку в готическом стиле. Своё название ворота получили благодаря уникальной мозаике «Страшный суд», фон которой выложен из позолоченного стекла. Авторами такого шедевра являются неизвестные венецианские мастера (1370-1371), которые во время работы использовали около миллиона стеклянных фрагментов более 33-х оттенков.

    В центральной части мозаики изображён Иисус Христос, несомый ангелами и вершащий Страшный суд. К нему взывают шесть покровителей чешских земель (Прокопиус, Витус, Людмила, Сигизмунд, Венцелас, Адальберт), а под ними Карл IV со своей женой Элишкой Померанской. В правой части мозаики – спасённые верующие. Левая часть изображает отвергнутых грешников, осуждённых на пребывание в адском пламени. Тему Страшного суда продолжает витраж над мозаикой.

    Обязательно стоит внимательно рассмотреть решётки перед золотыми воротами. На них изображены бытовые средневековые занятия, которые подходят для каждого из знаков зодиака. Это очень интересный момент – ведь Церковь никогда «не дружила» с астрологией.

    Южная башня-колокольня увенчана барочным куполом. Её начали создавать уже после смерти Парлержа его сыновья, но полностью по чертежам отца в 1392 году. За изумительной позолоченной решёткой расположены колокола. Главный – «Зикмунд» – самый тяжелый колокол Чехии (18 тонн; дата создания – 1549). Другие основные колокола: «Вацлав» (1542), «Иоанн Креститель» (1546) и «Йозеф» (1602). Все прежние колокола и часовые цимбалы, а также иное оборудование было уничтожено пожаром в 1541 г. Чуть выше располагается стилизованная буква «R» с коронкой, золотым руном, и двумя пальмовыми листами. Она принадлежит Рудольфу II, который отдал много сил и средств на поддержание собора. Ещё выше находятся интересные часы с одной стрелкой. Верхний циферблат показывает часы, а нижний – минуты и четверти. Если преодолеть 287 ступеней (при подъёме нет ни одной площадки для остановки), то можно подняться на верхнюю смотровую площадку, откуда открывается отличный панорамный вид на Прагу (площадка находится на уровне 56 метров, а сама башня – 96 метров). Длительное время именно эта башня была самой высокой постройкой столицы.

    Западная сторона Собора

    Две мощные западные башни (по 80 метров), взмывают ввысь, стремясь к небу и приближая собор к Создателю. Центральный и два боковых входных портала формируют нижний ярус собора. На барельефах порталов изображены эпизоды строительства (центральный портал), сцены из жизни св. Вацлава (портал справа) и св. Войтеха (портал слева). Над ними можно увидеть фигуры четырёх архитекторов, сыгравших главную роль в завершении строительства, и большую витражную розетку на сюжет о сотворении мира (создана по проекту Франтишека Киселы в 1921 г.). Горгульи и разные существа отпугивают злых духов и служат водостоками.



    Витражи в Соборе святого Вита

    Витражам в соборе уделено отдельное внимание. В Средневековье считалось, что внутреннее пространство храма – святое место, а значит и свет, проникающий внутрь, должен быть иным (не солнечным и не лунным). Поэтому использовали преломлённый свет цветных витражных окон, который должен был разделять миры того и этого света. Выполняли витражи больше десяти художников, среди которых был и знаменитый Альфонс Муха.



    Интерьер и капеллы Собора

    Внутри перед посетителем открывается впечатляющая панорама готического кафедрального собора: неоготический архитектурный стиль в области центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами высотой 33,5 метра почти незаметно переходит в области хора в средневековую часть, пронизанную тёплым светом витражных стрельчатых окон. Вокруг хора и за алтарем имеется овальный проход с венцом капелл. Трёхнефное пространство храма с 28 величественными колоннами условно разделяет по вертикали на две сферы, земную и небесную, трифориум (галерея-балкон), проходящий по всему периметру.

    Королевская усыпальница

    Королевская усыпальница состоит из двух частей: наземная часть (перед главным алтарём) представляет собой королевский Мавзолей, а подземную часть называют Криптой.

    Мавзолей. На верхней плите мраморного надгробия саркофага высечены рельефные изображения находящихся здесь императора Фердинанда I, его жены Анны Ягеллонской и сына Максимилиана II. На краю надгробной плиты, лицом к алтарю, стоит статуя Христа. На боковых стенах надгробия размещены портреты Карла IV, его четырёх жен и королей Вацлава IV, Ладислава Погробека и Йиржи Подебрада – все они, а также ряд членов рода Люксембургов, находятся уже в Крипте (подземная часть королевской усыпальницы). Там же расположена могила Рудольфа II. Отметим, что Мавзолей был заказан у голландского скульптора Александра Колина после смерти Фердинанда I Габсбурга (1564) его детьми Максимилианом II и Фердинандом Тирольским, а принимал готовую работу уже его внук Рудольф II в 1589 году. Вскоре саркофаг был окружён кованой ренессансной решёткой работы Шмидтгаммера. То, что Фердинанд I, первый чешский король из династии Габсбургов, выбрал для своего захоронения именно Прагу, а не Вену (в которой он проводил большую часть своей жизни), выглядит немного странно. Возможно, он хотел показать, что не делает различия между Чехией и Австрией.

    Крипта – подземная часть Королевской усыпальницы; вход в неё находится рядом с Капеллой святого Креста. В Крипте можно увидеть остатки ротонды X века и базилики XI века (которые предшествовали Собору святого Вита). Здесь расположены саркофаги правителей и королей Чехии (Карл IV, его сын Вацлав IV, Рудольф II и другие).

    Почти все капеллы в Соборе святого Вита являлись «семейными» — почётная привилегия для дворянского рода молиться в отдельной капелле. Они же ухаживали и украшали её, желая, чтобы их «детище» было самым богатым и впечатляющим. Давать капеллам свои имена было не принято, хотя названия двух из них всё-таки напоминают о своих «покровителях» (Шварценбергская и Тунская).

    Капелла святой Агнессы Чешской

    Агнесса (чеш. Svatá Anežka Česká) – сестра короля Вацлава I Одноглазого; всю жизнь она посвятила служению Богу и успела сделать немало хороших дел. Капелла украшена бронзовой скульптурой святой, а также «Подвигами милосердия» и оконными витражами с изображением восьми блаженств. Это была капелла рода Бартоней из Добенина.

    Шварценбергская капелла

    Это капелла одного из знатнейших дворянских родов – Шварценбергов. В капелле расположен Чимлитский ковчег с росписью на тему поклонения трёх королей.

    Новая архиепископская капелла

    Здесь можно увидеть витраж Альфонса Мухи на тему начала христианства в Чехии и чествования святых миссионеров Кирилла и Мефодия, которые принесли новую религию славянам. На витраже представлен обряд крещения князя Борживоя с женой Людмилой, которая изображена вместе с внуком – маленьким святым Вацлавом (говорят, А. Муха, не зная каким изобразить Вацлава, нарисовал своего сына). На правой стене висит картина «Вознесение Девы Марии» кисти придворного художника Рудольфа II. С 1909 года капелла служит местом для погребения пражских архиепископов (до этого их хоронили у надгробия святого Вита). За капеллой находится лестница Гильберта (названа в честь одного из трёх архитекторов на последнем, четвёртом этапе строительства 1873-1929 гг.).

    Новая сакристия

    Новая сакристия (ризница) – сокровищница, где хранится множество редкостных религиозных предметов старины со времён св. Вацлава и Карла IV. Самой ценной вещью является романская Тревирская шкатулка (1266), которую также называют реликвией с мощами – шедевральная работа ювелира, украшенная драгоценными камнями с останками святых. У внешней стены капеллы находится большой деревянный алтарь с распятым Христом. Автором является Франтишек Билек. Рельеф распятия исполнен в 1899 г., остальные части алтаря – в 1927 г.

    Органная галерея

    За тремя резными дверями скрывается архиепископский трон XVII века и алтарь (1579). Деревянные двери с рельефами изображений чешских покровителей создал Кашпар Бехтелер (Kašpar Bechteler) в 1623 г. Этажом выше находится орган середины XVIII века.

    Капелла святого Сигизмунда

    Эта часовня служила молельней для представителей рода Черниных, которые помпезно украсили её. Останки Сигизмунда были перевезены сюда по личному приказу короля Карла IV. История жизни самого святого следующая. Когда жена Сигизмунда умерла, он женился на своей горничной, которая возненавидела его сына от первого брака Сидериха и оклеветала его. Сигизмунд ей поверил и нанял убийц, которые задушили сына в его присутствии. Затем он раскаялся и начал поститься, молиться и раздавать милостыни. Но это не помогло. Отец Сигизмунда, потеряв внука, решил наказать сына и отказал ему в военной помощи, когда она была очень необходима. Враги пленили Сигизмунда с новой женой и казнили бросив в колодец. Сигизмунд из-за искреннего раскаяния был возведён к лику святых. Карл IV расположился к нему после того, как обратившись с молитвой, излечился от болезни. Святой Сигизмунд помогает раскаивающимся.

    Старая сакристия

    На внешней стене капеллы висят картины. Над исповедальней размещена копия картины Тициана «Вход Христа в Иерусалим». У входа в ризницу расположена деревянная скульптура св. Михаила (раньше капелла была названа в его честь).

    Капелла святой Анны

    Анна – мать Богородицы (то есть бабушка Иисуса Христа). Это капелла рода Ностицких из Ждяра. На алтаре находится серебряный Тревирский реликварий, изумительной красоты. Он изготовлен ювелирами XIII века, богато украшен драгоценными камнями и содержит мощи 43 святых. Стены капеллы расписаны фресками из жизни святой Анны. Здесь же располагается панно на сюжет побега Фридриха Пфальского после поражения в битве у Белой Горы. На картине детально прорисована Прага XVII века. Под мощёным полом капеллы находятся могилы представителей Ностицкого рода.

    Старая архиепископская капелла

    В полу и в стенах капеллы находятся надгробные плиты архиепископов. Слева расположена могила Пернштейнов с ренессансным надгробием высшего канцлера королевства Братислава из Пернштейна.

    Капелла Иоанна Крестителя

    В ней покоятся князья Бржетислав II и его брат Борживой II (правили на рубеже XI-XII веков). Внутри аркад – статуи Иоанна Крестителя, Кирилла и Мефодия. В стену встроены мраморные надгробия архиепископов. В застеклённой раме лежит барочный деревянный рельеф Распятия, здесь же помещён и, так называемый, Иерусалимский подсвечник – знаменитый памятник романского литейного дела.

    Капелла Святой Троицы

    В центре расположен алтарь со сценами из жизни Девы Марии. Две панели на стене слева изображают Благовещение и Сретение; на стене справа – Умиление и изображение Христа, проповедующего в храме. В основание алтаря помещена сцена свадебного пира в Кане Галилейской, где Христос, по просьбе Марии, явил миру своё первое чудо, обратив воду в вино, и раскрыл свою божественную сущность.

    Именно в этом месте было начато строительство собора. Здесь помещены парлержовские готические надгробия князей Спитигнева II и Бржетислава I. Последнего называют «чешским Ахиллесом»: однажды в немецком городе Швейнфурт в женском монастыре он увидел красивую пятнадцатилетнюю девушку Йитку, дочь графа. Она так поразила сердце чешского князя, что он её похитил, посадив на своего коня, и увёз в Прагу. Любовь оказалась обоюдной – Йитка родила ему пять сыновей, и жили они долго и счастливо.

    Надгробие святого Вита

    Располагается прямо напротив Капеллы Святой Троицы (у задней стенки главного алтаря). Выполнено в 1848 году. В пол у надгробия святого вмонтированы надгробные плиты 14-ти из 29-ти пражских архиепископов с момента создание пражского архиепископства в 1344 году.

    Капелла святых Мощей

    Капелла рода Штернбергов. Центральное место занимает торжественный алтарь с ларцом, где хранятся мощи, собранные Карлом IV (большим почитателем подобных реликвий). По сторонам размещены саркофаги Отокара I и Отокара II. У последнего были обнаружены его погребальная корона, скипетр и держава из позолоченного серебра. Скипетр относится к самым старшим из сохранившихся в центральной Европе.

    Правую стену капеллы украшает готическая роспись «Поклонение трёх королей Богородице». На колонне слева (на высоте 3-4 метров) вмонтировано пушечное ядро, для напоминания об осаде Праги во время Семилетней войны (за время осады по собору выпустили около 800 ядер). Под плитами пола размещена могила Штернбергского рода.

    Капелла Яна Непомуцкого

    Здесь помещён алтарь, украшенный серебряными бюстами святых Вацлава, Войцеха, Кирилла и Вита, в котором хранятся мощи св. Войцеха (его капеллу после разрушения так и не восстановили). Надгробие Яна Непомуцкого, который являлся культовой фигурой Контрреформации, изготовлено из двух тонн чистого серебра, а в отдельных местах покрыто платиной и золотом. Шедевр создан в 1733 г. ведущим венским архитектором Фишером фон Эрлахом. Бархатный балдахин над саркофагом подарен императрицей Марией Терезией.

    Капелла святой Марии Магдалены

    Самые примечательные памятники – это две поднятые надгробные плиты строителей храма Маттиаса из Арраса и Петра Парлержа с выгравированными портретами. В стене напротив капеллы, (на внешней стороне алтарной стены) изображена тема разрушения собора кальвинистами во время Восстания сословий в 1619. Картина создана в 1623. Под капеллой находится могила Вальдштейнского рода; их родовой герб помещён на решётке.

    Королевская молельня

    Личная капелла монархов и его семьи. Попасть сюда можно было по крытому коридору из Старого королевского дворца. Из капеллы отлично видна мраморная верхняя плита саркофага, которая поражает совершенством скульптурной формы и индивидуальностью лиц (усопшие монархи незримо присутствуют вместе с правящим королём на церковных богослужениях). При этом специально было сделано, чтобы простые смертные, находясь в соборе, не могли видеть верх саркофага.

    Капелла украшена натуралистическими рёбрами в виде ветвей засохшего кустарника. Висячий замок на своде украшен логотипом святого Вацлава (латинская буква «V»). Над внешней стороной балкона находятся гербы земель Богемии, Моравии, Силезии и Лужицы, Венгрии, Польши, Далмации и Боснии, которые находились под управлением династии Ягеллонов (именно при этой династии создавалась капелла).

    На колонне молельни и на противоположной колонне хоровой аркады помещены барочные скульптуры рудокопов с длинными кожаными передниками, на которых они съезжали в шахту. Это символизирует благодарность работавшим на серебряном руднике в Кутной Горе, разработка которого позволила финансировать строительство собора и других объектов в ягеллонский период.

    Капелла святого Креста

    В этой капелле хорошо видно отличие планировки обоих первых архитекторов; Маттиас из Арраса начал строить капеллу многоугольную, а Парлерж достроил ее прямоугольной. Здесь хранятся несколько настоящих сокровищ. На левой стене (над алтарём) расположен миланский крест Рудольфа II из кедрового дерева, а на правой стене (над огороженной лестницей) – картина «Восхваление святого Яна Непомуцкого»; при канонизации святого в Риме в 1729 г. процессия несла эту картину как хоругвь.

    Капелла святого Андрея

    В капелле находятся усыпальницы Мартиницкого и Лобковицкого родов.

    Капелла святого Вацлава

    Kaple sv. Václava была построена в 1367 году Петром Парлержем над ротондой, где был погребён святой Вацлав (то есть его могилу никогда не переносили). В центре, у дальней стены, расположена скульптура князя в доспехах и в полном вооружении (по бокам у Вацлава – два ангела, за которыми изображены четыре чешских покровителя). Расписанные готическими фресками стены, инкрустированы полудрагоценными камнями (всего 1345 штук) и самоцветами в золотом обрамлении. Они изображают цикл на библейские сюжеты и цикл сюжетов из жизни святого Вацлава (31 фреска). Цветной блеск камней символизирует небесный Иерусалим. Некоторые фрески выполнены на тему «хождения по мукам». Живопись дополнена полированной облицовкой из дорогих каменных плит с позолотой. Здесь каждый предмет – произведение искусства. Гробница святого расположена в правой части капеллы.

    В северном портале капеллы находятся железные двери (XIV век), в которые вставлено бронзовое романское кольцо. Как утверждает одна из версий – именно за это кольцо (ранее оно было размещено на дверях романской церкви) держался смертельно раненый святой Вацлав. Вторая версия гласит, что Вацлав был убит во время пира.

    Неприметная дубовая дверь о семи замках ведёт в Коронную палату (Korunní komora), где хранятся Коронационные регалии Чехии (České korunovační klenoty). Для обозрения их выставляют только в исключительных случаях (в прошлом веке такое происходило семь раз). Увидеть точные копии можно в Зале заседаний сейма Старого Королевского дворца.

    Библиотека

    Здесь хранилась редкая коллекция рукописей и старых изданий, которые теперь находятся в Архиве Пражского Града. Во внешнюю стену библиотеки встроены ренессансные надгробия.

    Туновская капелла

    Отличается скромным убранством. Алтарь в стиле классицизма украшен картиной с изображением мёртвого Иисуса с ангелами.

    Капелла Гроба Господня

    Часовня украшена красно-фиолетовым витражом на тему деяний милосердных. Изображены сцены помощи немощным: принесение хлеба голодным и воды жаждущим; освобождение пойманных животных. Слева находится чёрно-золотой барочный алтарь XVII века, украшенный картиной с изображением маленькой Марии и родителей (святые Анна и Иохим).

    Капелла святой Людмилы

    Здесь находится баптистерий. Мозаика «Крещение Господне» поддерживает эту тему, а под ней находится картина Караваджо «Положение во гроб». Завершает убранство витраж на тему ниспослания святого духа. Святую Людмилу можно также увидеть на витраже в Новой архиепископской капелле.



    Использованы материалы Информационного портала «Ты Сам Себе Гид»
    Яндекс-фотки


    Яндекс.Метрика