Республика Польша. Малопольское воеводство.
Город Краков. Мариацкий костёл
(Успения Пресвятой Девы Марии).

Мариацкий костёл (Kościół Mariacki) – католический приходской костёл готической архитектуры в историческом центре Кракова. В настоящее время полное официальное наименование церкви – Архипресвитериальный костёл Взятия на небо Пресвятой Девы Марии (польск. Kościół archiprezbiterialny pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny). Мариацкий костёл является одним из основных архитектурных доминант краковского Главного Рынка.

Краков (польск. Kraków, полное официальное название – Stołeczne Królewskie Miasto Kraków) – город в Польше, на левом берегу Вислы. Город относится к историко-географической области Галиция и в историческом плане является одной из её столиц. В XIV-XVII веках – столица Польши, вплоть до XVIII века – место коронации польских королей. Богат историческими памятниками, центр города занесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из крупнейших научных, культурных и экономических центров Польши, популярное место туризма.

История строительства костёла

Согласно информации Яна Длугоша, первый каменный костёл в романском стиле был основан в 1221-1222 годах епископом Иво Одровонжем на месте прежнего деревянного храма. Вскоре, однако, костел был уничтожен в результате татарских набегов. В 1290-1300 годах, частично на прежнем фундаменте, был построен раннеготический зальный храм, освященный около 1320-1321 гг. Между тем, строительные работы продолжались до 1320-х годов. В 1355-1365 гг. на средства Миколая Вежинка, краковского мещанина и сандомирского стольника, выстроен современный пресвитерий. В 1392-1397 гг. мастер Миколай Вернер выполнял заказ на улучшение освещения костела. С этой целью были понижены стены боковых нефов, а в главном были добавлены большие оконные проемы. Таким образом костел из зального храма превратился в базилику. В результате землетрясения 1443 (или 1442) года частично был поврежден свод храма.

В первой половине XV века достроены боковые часовни. Большая часть из них была результатом работы мастера Франтишека Вехоня из краковского предместья Клепажа. В это же время была надстроена северная башня, исполнявшая тогда функции городской сторожевой. В 1478 году плотник Матиас Херингкан увенчал башню шлемовидной главой. На ней в 1666 году установлена позолоченная корона. В конце XV века Мариацкий костел обрел одно из главных своих украшений – скульптурный шедевр поздней готики – Большой алтарь – творение Вита Ствоша. В XVIII веке, по заказу архипресвитера Яцека Августа Лопацкого, внутреннее убранство костела приобрело позднебарочный характер. Автором этих работ был архитектор Франческо Плациди. Было сменено 26 алтарей, а также другое убранство, лавы, образы, а стены были украшены полихромией кисти Анджея Радваньского. С тех же времен происходит позднебарочная крухта.

В начале XIX века, в рамках благоустройства города, было ликвидировано прикостельное кладбище, на месте которого сейчас находится Мариацкая площадь. В 1887-1891 гг., под руководством Тадеуша Стрыеньского, убранству костела был придан неоготический облик. В храме появилась новая полихромия – на этот раз по проекту и в исполнении Яна Матейко, которому помогали Станислав Выспяньский и Юзеф Мехоффер – авторы витражей в пресвитерии и над главными органами.

8 марта 1973 года церковь была внесена в реестр памятников Малопольского воеводства. С начала 1990-х гг. проводились комплексные реставрационные работы, в результате которых костел был очищен от загрязнений, которые оседали на его стенах на протяжении всего ХХ века, скрывая изумительную полихромию. Костелу был возвращен его первоначальный блеск. Завершающим этапом работ была реставрация крыши костела, оконченная в 2003 году. В 2010 году в Мариацком костёле проходила церемония прощания с президентом Польши Лехом Качиньским и его супругой Марией, погибшими в авиакатастрофе под Смоленском. После президентская чета была похоронена в одной из крипт Вавельского собора.

Башни костёла

Фасад базилики венчают две башни. Высокая башня (также называемая Хейналицей) имеет высоту 82 м. В плане имеет форму квадрата, ближе к вершине превращаясь в восьмиугольник. Башня накрыта готическим шлемом работы Матиаса Херингкана 1478 г. Шлем состоит из восьмиугольного заостренного шпиля, окруженного венцом восьми небольших башенок. На шпиле в 1666 г. была установлена золоченая корона диаметром 2,4 м и высотой 1,3 м. С башни, с высоты 54 м, каждый час доносится Мариацкий хейнал, который является одним из символов Кракова. У подножия башни с северной стороны расположена пристройка, в которой находится лестница, ведущая внутрь башни. За входом обращает на себя внимание большая бронзовая мемориальная доска, представляющая триумф короля Яна III Собеского. Она была создана по проекту скульптора Пиуса Веленьского в 1883 г. для увековечивания 200-летней годовщины битвы под Веной. На башне находится часовой колокол, отлитый в 1530 году, диаметром в 165 см.

Низкая башня, высотой 69 метров, является костельной колокольней. В плане имеет форму квадрата, имеет четко обозначенное разделение на этажи, подчеркнутое карнизами и оконными проемами. В башне находится ренессансная часовня Обращения св. Павла (часовня Кауфманов). За окном часовни висит небольшой колокол "для умирающих", отлитый Кацпером Кобером из Вроцлава в 1736 г. Башню накрывает позднеренессансный шлем, сооруженный в 1592 г., состоящий из купола, покоящегося на восьмиугольном барабане, и ажурного фонаря. На верхней площадке башни по углам расположены небольшие купола на низких шестиугольных основаниях. В башне находится часовой колокол, отлитый в 1530 г. диаметром 135 см, который в настоящее время не используется.

Фасад и крухта

В стенах пресвитерия проделаны вытянутые остроконечные арочные окна, украшенные растительными мотивами, а замковые камни представляют собой небольшие символические скульптуры. Консоли, поддерживающие карниз вдоль главных стен здания, также богато украшены 21 скульптурной фигурой. На внешней стороне стены часовни св. Яна Непомуцкого находятся солнечные часы, выполненные в технике сграффито Тадеушем Пшипковским в 1954 году.

Внутрь храма со стороны главного фасада ведет барочная крухта. Она была построена в 1750-1753 гг. по проекту Франческо Плациди. Ее прообразом стала архитектурная форма Гроба Господня. Деревянные двери, украшенные резными изображениями голов польских святых, пророков и апостолов, были изготовлены в 1929 году Каролем Хуканом. Над крухтой находится большое арочное окно с витражами, спроектированными Юзефом Мехоффером и Станиславом Выспяньским. Декоративное деление окна было выполнено в 1891 году, согласно концепции Яна Матейко.

Пресвитерий

Пресвитерий накрыт звездным сводом, созданным мастером Чипсером в 1442 году. На замковых камнях изображены гербы Польши, Кракова и епископа Иво Одровонжа – основателя первого каменного Мариацкого костела. В пристенных нишах установлены скульптуры пророков Иеремии, Даниила, Давида, Иезекииля, Ионы и Исайи. Их создал в 1891 году краковский скульптор Зигмунт Лангман. Стены украшены полихромией, выполненной в 1890-1892 гг. Яном Матейко. Во время ее создания мастеру помогали многие его ученики, позднее ставшие известными и выдающимися художниками: Антоний Граматыка, Эдвард Лепший, Станислав Банькевич, Юзеф Мехоффер, Станислав Выспяньский. Технические рисунки выполнил Томаш Лисевич, а золочение – Михал Стояковский. Витражи в этой части костела являются творениями Юзефа Мехоффера, Станислава Выспяньского и Тадеуша Дмоховского.

По обеим сторонам пресвитерия находятся накрытые балдахинами лавки. Они были созданы в 1586 году, а в 1635 году были дополнены рельефными изображениями из жизни Христа и Марии, которые выполнил Фабиан Меллер. На правых лавках представлены: Древо Иессея, Рождество Девы Марии, Введение Марии во Храм, Обручение со св. Иосифом, Благовещение Девы Марии, Встреча Марии и св. Елизаветы, Рождество Христово. На левых лавках находятся рельефы: Обрезание Господне, Поклонение Трех Царей, Сретение Господне, Прощание с Матерью, Явление Воскресшего Христа Марии, Успение Божией Матери, Коронация Божией Матери, а также Божия Матерь с Младенцем в окружении символов из Литании Пресвятой Деве Марии. На хорах над левыми лавками находится 12-голосный орган.

Пресвитерий завершается апсидой, которую отделяет от остального костела бронзовая балюстрада с двумя ажурными проходами. Навесные дверцы украшены гербом Кракова, а также архипресвитеров костела – гербами Клосник и Правдзиц. Витражи в апсиде были созданы в 1370-1400 гг. мастером Миколаем, известным краковским витражистом. Тематически их объединяет два сюжета: Книга Бытия и сцены из жизни Христа и Марии.

Интерьер храма

Интерьер храма имеет полихромный характер, состоящий из различных архитектурных стилей от готики до барокко и модерна. Главным элементом внутреннего убранства церкви является алтарь Вита Ствоша. В сакристии, оформленной в барочном стиле XVII века, хранятся произведения средневековых ювелиров.

У входа в базилику, со стороны Мариацкой площади, вмонтированы кандалы (т.н. обруч кающихся), которые в старину надевали на шею преступников. Обруч кающихся был установлен на такой высоте, чтобы приговоренный не мог ни выпрямиться, ни встать на колени, что могло бы смягчить наказание. С веками уровень земли поднялся, и теперь обруч находится почти у земли.

В церкви находятся различные произведения искусства средневековой Европы.

Алтарь Вита Ствоша

Алтарь Вита Ствоша (польск. Ołtarz Wita Stwosza) – главный алтарь Мариацкого костёла. Алтарь назван по имени его создателя Вита Ствоша и является произведением поздней готики с элементами Ренессанса.

Вит Ствош, уроженец Нюрнберга, прибыл в Краков в 1477 году по просьбе местной немецкой общины, чтобы начать работу над алтарём церкви Успения Пресвятой Девы Марии. Вит Ствош работал над алтарём в течение двенадцати лет. В 1483 году городской муниципалитет выразил своё удовлетворение работой мастера и освободил его от уплаты налогов. В 1485 году мастер начал заключительные отделочные работы. Алтарь был готов к празднику Успения Пресвятой Богородицы 15 августа 1489 года. Стоимость алтаря составила 2808 гульденов, что составляло примерно годовой бюджет Кракова. В дальнейшем авторство алтаря было забыто. В 1824 году известный краковский краевед Амброзий Грабовский заново открыл авторство алтаря. С этого времени алтарь стал носить имя своего автора Вита Ствоша.

В сентябре 1939 года, после начала II Мировой войны, чтобы спасти алтарь от уничтожения, его демонтировали и на барже сплавили по Висле в Сандомир, где он хранился в местном соборе и семинарии. После оккупации Польши, немецкие власти в октябре 1939 года смогли обнаружить алтарь и перевезли его в Германию, где он хранился в подвалах Нюрнбергского замка. В 1946 году алтарь вернули в Краков.

Вырезанный из липы, алтарь имеет размер 13 метров в высоту, 11 метров в ширину. Наибольшая фигура алтаря имеет размер 2,7 метров. Алтарь является самым большим из средневековых алтарей Европы и состоит из центрального панно и четырёх створок (два из которых можно увидеть, когда алтарь полностью закрыт). В нижней части центрального панно представлено Успение Пресвятой Богородицы, которая окружена апостолами, а в верхней части – Взятие Богородицы на небо. В самом верху центрального панно, под ажурным балдахином изображается коронование Девы Марии Пресвятой Троицей. На створках изображены сцены из жизни Богородицы: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов (левая створка), Воскресение Христово, Вознесение Христа и Сошествие Святого Духа. У подножия алтаря изображается родословие Христа. Фигуры на главном панно алтаря своими размерами значительно превышают человеческий рост.

Распятие Вита Ствоша

Распятие Вита Ствоша (польск. Krucyfiks Wita Stwosza ) – распятие, находящееся в Мариацком костёле. Распятие располагается над барочным алтарём и носит название своего создателя скульптора Вита Ствоша. В литературе также упоминается другое название распятия Вита Ствоша – «Слацкеровское Распятие» – которое дано по имени заказчика Генрика Слацкера. Распятие было создано скульптором Витом Ствошом в 1496 году во время его пребывания в Кракове, когда тот по просьбе краковской немецкой общины создавал алтарь для церкви Успения Пресвятой Девы Марии.

Распятие выполнено в стиле поздней готики из известняка, добываемого в каменоломнях возле города Пиньчув. Фигура Иисуса Христа располагается симметрично по отношению к кресту. Распятие характеризуется натурализмом и реализмом, что свойственно нидерландской скульптурной школе пятнадцатого века. Реализм подчёркивает сильный ветер, развивающий прикрывающую одежду Иисуса Христа. Вит Ствош показал момент агонии Иисуса Христа. Прикрытые глаза Иисуса Христа показывают, что Он ещё не умер. Истощённым телом, кровоточащейся раной, выступающими рёбрами Вит Ствош подчёркивает страдания, тем не менее, прикрытые глаза являют спокойствие и глубокую молитву Иисуса Христа, который пытается преодолеть смерть. Изображение страданий и молитвы показывают будущую пасхальную победу, власть над смертью, спокойствие Иисуса Христа, который одновременно страдает и торжествует. Фоном распятия является вид Иерусалима.

Легенды Мариацкого костёла

Возвести столь величественное здание, как Мариацкий костёл, задача не из лёгких. Говорят, что строительством костёла ведали сразу два известных в Кракове древних рода. Отношения между ними были не лучшими, но строительство растянулось на годы, возникали трудности и поневоле нужно было договариваться. Тогда главы семей решили породниться, поженить своих отпрысков, тем более, что в одной семье подрастал сын, в другой – дочь. Отец сына, заранее ликовал: ведь мужчина – это глава семьи и это означало, что весь его род получит превосходство. Но родитель дочери оказался хитрецом и заключил со сватом договор о том, что их дети будут отдельно руководить возведением двух башен. И чья башня получится выше, надёжнее и лучше, та семья и получала бы преимущество в новом союзе. Такой договор показался выгодным для семьи сына, они думали, что жёны ничего не понимают в строительстве и заранее потирали руки от скорой победы. После свадьбы молодая каждую ночь настолько добросовестно исполняла супружеские обязанности, что под утро у мужа не оставалось никаких сил. А молодая жена напротив, была полна сил и энергии, получив ночью заряд бодрости. Так и вышло, что её башня выходила лучше и продвигалась быстрее, чем у мужа. О договоре горожане знали и с большим любопытством наблюдали за строительством. Отец старался образумить сына, но кто же устоит перед женскими чарами? Так семья молодого супруга проиграла спор. Но за время строительства и бурной семейной жизни супруги так нежно и искренне полюбили друг друга, что вопрос главенства в их семье уже не возникал, что для Средневековья не очень присуще.

Есть в Кракове и ещё одна, более распространённая легенда. Говорят, строили башни два брата – каменных дел мастера. Старший быстро завершил свою и уверенный, что его работа неповторима, уехал. Вернувшись, он застал вторую башню всё ещё в строительных лесах, но опытный глаз знатока заметил, насколько постройка брата мощнее, совершеннее, основательнее. Значит, младший брат превзошёл старшего в мастерстве, он построит свою башню красивее и выше! Зависть и злоба обуяли старшего брата. Он выхватил нож и ударил им соперника. Младший брат упал замертво. Но убийца не смог пережить своего злодейства – бросился вниз с незавершенной башни и разбился насмерть.

Хейнал

Хейнал – сигнал точного времени, раздающийся каждый час с башни Мариацкого костёла. Слово «хейнал» венгерского происхождения и переводится как «утро»: раньше этот сигнал, помимо упомянутых функций, служил призывом к побудке. Ныне сигнал, в соответствии с традицией, подаёт трубач, появляющийся каждый час наверху башни Мариацкого костёла и дудящий хейнал на все стороны света. В 1926 году на башне костёла были установлены трансмиссионные микрофоны. И, если ежечасно хейнал слышен только в Кракове, то в полдень он разносится уже по всей Польше: его транслирует первая программа национального радио. Ныне эта мелодия является позывными Краковской астрономической обсерватории как сигнал точного времени.

В связи с подачей такого сигнала в Кракове возникла легенда: однажды трубач, увидев приближающуюся вражескую конницу, стал трубить тревогу, но пал, сраженный татарской стрелой, вонзившейся ему в горло. Вовремя предупреждённые горожане сумели не только отбить атаку, но и захватили богатые трофеи, а хейнал с тех пор заканчивается на той самой ноте, на которой оборвалась жизнь воина-героя.

Хейнал является одним из символов Польши – его мелодию протрубил польский горнист капрал Эмиль Чех 18 мая 1944 в честь победы над немецкими войсками в битве под Монте-Кассино.



Использованы материалы сайта: Моя статья в Википедии
Яндекс-фотки


Яндекс.Метрика