Республика Польша. Малопольское воеводство.
Город Краков. Костёл святых Петра и Павла.

Костёл святых апостолов Петра и Павла (Kościół Świętych Apostołów Piotra i Pawła) – римско-католическая церковь в историческом центре Кракова, первый в Польше костел в стиле барокко.

Краков (польск. Kraków, полное официальное название – Stołeczne Królewskie Miasto Kraków) – город в Польше, на левом берегу Вислы. Город относится к историко-географической области Галиция и в историческом плане является одной из её столиц. В XIV-XVII веках – столица Польши, вплоть до XVIII века – место коронации польских королей. Богат историческими памятниками, центр города занесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из крупнейших научных, культурных и экономических центров Польши, популярное место туризма.

История строительства костёла

История строительства этого костела связана с орденом иезуитов, первые представители которого прибыли в Краков в 1579 году и обосновались в костеле Св. Шчепана на юго-восточном углу Шчепаньской площади, а позже, благодаря поддержке короля Стефана Батория, обзавелись собственным – костелом Святой Барбары на Рыночной площади.

Однако он был слишком мал, чтобы соответствовать грандиозным замыслам и планам иезуитов, и они стали подыскивать место для строительства нового, более просторного костела. Это было нелегкой задачей: в XVI веке Краков, надежно защищенный кольцом городских стен, был плотно застроен, и покупка нового земельного участка под строительство была возможна только вместе с уже находящимися на нем зданиями. Были рассмотрены два варианта места для нового костела ордена: на западном углу рынка, в начале ул. Вищьльной и на ул. Гродской. Второй вариант был предпочтительнее, на нем и остановились – земельный участок был больше и давал возможность для некоторых архитектурных «излишеств».

В 1596 году строительство взял в свои руки кардинал Ежи Радзивилл, однако не смог справиться с обязанностями учредителя, и тогда, при содействии надворного казначея ксендза Петра Скарги, иезуиты обратились к королю Сигизмунду III с просьбой взять финансирование строительства на себя. Участие короля позволило сразу же начать подготовительные работы. В 1596 году на деньги короля были выкуплены земельные участки вместе с постройками. Будущий костел, как в пространственном плане, так и по дизайну был спроектирован по канонам римских церквей иезуитов: двухэтажный фасад из доломита одновременно напоминает церковь Св. Сусанны Карло Мадерны и главную римскую церковь иезуитов – Иль Джезу, построенную по проекту Микеланджело и являющуюся образцом для строительства всех иезуитских храмов.

Автором этого утверждённого Римом проекта был главный архитектор иезуитов Джованни де Росси. Возглавил строительство также итальянец, работающий на тот момент в Польше уже более 20 лет, архитектор-иезуит Юзеф Бритиус: он сразу же начал закладку фундамента будущего костела. 23 июня 1597 был торжественно заложен первый камень...

В 1599 году он вынужден был срочно уехать в Италию, и строительство возглавил еще один итальянец – архитектор-иезуит Джованни Мария Бернардони. Именно он, согласуя архитектуру нового храма с предпочтениями жителей Кракова, решил «поднять» повыше стены, что придало внутреннему интерьеру тонкий, почти готический характер.

После его смерти в 1605 году строительство возглавил королевский архитектор Джованни Батиста Тревано, а последней фазой работ руководил Маттео Кастелло. В 1619 году сооружается купол, в 1622-1630 годах – оформляется фасад, с 1619 по 1633 год проводится внутренняя отделка. И только 8 июля 1635 годa епископ Томаш Оборский торжественно освящает новопостроенный костёл.

...В 1719 году в костёле случился пожар, но ущерб от него был невелик. В 1722 году архитектором Кацпером Бажанкой было возведено ограждение площади перед костелом в виде двенадцати постаментов. Получив образование в Римской Академии Св. Луки, Бажанка много и успешно работал в Варшаве и Фромборке, в Полесье. Построенные им здания в Кракове украшают не одну улицу. На постаментах были размещены статуи 12 апостолов, выполненные скульптором Давидом Хеелем, немцем по происхождению, из пиньчувского известняка. Сегодня, на месте оригинальных статуй XVIII века, сильно износившихся в результате кислотных дождей (были вымыты лица апостолов), стоят современные копии все из того же пинчувского известняка. Их автор - скульптор Казимеж Енчмык.

Действительно, бросается в глаза, что костёл построен необычно – будто бы отодвинут вглубь от улицы. Сделано это было для того, что проходившим людям было удобнее его разглядеть – костёл не теряется на фоне окружающих его домов. Стоит заметить, что в те времена монашеские ордена выполняли не только сугубо духовные функции. При них были также школы, где можно было получить хорошее образование. Словом, всё делалось для того, чтобы привлечь как можно больше прихожан именно к своей церкви.

...Роспуск ордена иезуитов в 1772 году оказал негативное воздействие на судьбу костела. Лишенный постоянного настоятеля и прихода, он начал разрушаться. В 1773 году костёл был передан Комиссии по народному образованию. Когда пришли австрийцы, с 1796 по 1815 год, это был гарнизонный костёл, в 1809-1815 костёл превратился в… православную церковь! И только в 1842 году, когда из разрушенной церкви Всех Святых сюда был перенесен приход, медленно начались проводиться текущие ремонтные работы. В 1960 году костелу присвоили статус малой базилики. В настоящее время он принадлежит Ягеллонскому университету, Коллегиум которого находится в доме напротив. Внутренний аркадный дворик используется университетским руководством для проведения художественных выставок и театральных представлений.

Несмотря на возвышающиеся рядом башни романского костела Св. Андрея, костел Святых апостолов Петра и Павла со своим великолепным фасадом начала XVII столетия и высоким куполом является одним из основных акцентов краковской панорамы.

Описание костёла

В нишах нижнего этажа фасада размещены статуи четырех святых – основателей ордена иезуитов: Св. Игнатия Лойолы, Св. Франчишека Ксаверия, Св. Алоизия Гонзаги и Св. Станислава Костки. В нишах верхнего этажа – статуи основателей династии Ваза, Св. Сигизмунда и Св. Владислава, а на самом верху – статуя короля Сигизмунда III Вазы, финансировавшего строительство костела. Внутренняя архитектура достаточно сурова и монументальна. Над центральной частью трансепта возвышается самый высокий в Кракове барочный купол, изнутри украшенный лепниной работы Давида Хееля (первая половина XVIII века).

В интерьере костела интересны рельефы в своде апсиды, изображающие распятия Св. Петра и обезглавливание Св. Павла, а также расположенные в нишах статуи святых покровителей Польши – Св. Войцеха и Св. Адальберта. Главный алтарь костела спроектирован Кацпером Бажанкой в стиле позднего барокко в 1735 году. Образ на главном алтаре «Вручение ключей Святому Петру» написан Юзефом Бродовским.

В 1638 году иезуитами при костеле была создана хоровая капелла. Она был крупнейшей в то время в Польше – в ней пело до ста человек. В костеле находится также самый длинный в Польше маятник Фуко, работу которого демонстрируют каждый четверг – в основном, для студентов. В северном нефе расположены три часовни, связанные между собой проходами. Часовни украшены лепным декором XVIII века, в некоторых местах видны остатки фресок XVII века. От входа они расположены в таком порядке: часовня Страстей Господних, часовня Богоматери Лоретанской, часовня Св. Игнатия Лойолы.

Южный неф также состоит из трех похожих часовен. От входа по порядку: часовня Вечери Господней, часовня Святого Михаила Архангела и часовня Святой Троицы. В главном нефе, пресвитерии и часовнях немало превосходных образцов живописи и скульптуры польского барокко, в том числе – две картины Шимона Чеховича, талантливейшего польского живописца, обучавшегося в Риме. В будние дни, когда нет служб, в пресвитерии для посещений открыта крипта ксендза Петра Скарги, умершего в 1612 году. Скульптура Петра Скарги находится по правой стороне центральной галереи. А немного далее, уже в 1999 году установлена скульптура изображающего Римского Папу Иоанна Павла второго. Заслуживает внимания также надгробие епископа Анджея Тшебицкого конца XVII века, а также надгробия, принадлежавшие родам Браницких и Бжекв. При выходе из костела, посмотрев вверх, можно полюбоваться прекрасным органом и музыкальными хорами. Алебастровые украшения под мрамор на потолках первой половины XVII в. выполнены Джованни Баттистой Фалькони.

В 2001-2002 годах в костёле проведён внутренний ремонт, а с января 2010 года в подвалах костела ведутся работы по созданию там народного пантеона.



Использованы материалы сайта: liveinternet.ru
Яндекс-фотки


Яндекс.Метрика