Республика Польша. Нижнесилезское воеводство.
Город Вроцлав. Костёл св. Креста и св. Варфоломея.

Соборный Костёл Святого Креста и Святого Варфоломея (Kolegiata Świętego Krzyża i św. Bartłomieja) – римско-католическая церковь в историческом центре Вроцлава. Расположенный на острове Тумский, костёл является жемчужиной силезской готики.

По легенде, Вроцлав был основан чешским князем Вратиславом (правил в 915-921 годах). Латинское название Вратиславия (Vratislavia) происходит от его имени. Польское название wroclaw того же происхождения. Буква «W» в гербе города считается вензелем основателя города. К 990 году Вроцлав и вся Силезия были завоёваны польским князем из династии Пястов Мешко I. В 1000 году его сын Болеслав Храбрый и император Священной Римской империи Оттон III учредили в городе римско-католическое епископство. Был построен замок на Соборском острове (Остров Тумский), примерно на месте сегодняшней церкви Мартина. Внутри замка построили собор. В это время население города насчитывало около тысячи человек. Хоть город существовал и ранее, эта дата официально считается началом его истории – в 2000 году отмечалось празднование тысячелетия Вроцлава.

Остров Тумский (нем. Dominsel, польск. Ostrów Tumski) – бывший речной остров на Одре. Тумский – древнейшая часть Вроцлава, расположенная в старом русле Одры. Название острова переводится как «Кафедральный остров» в честь построенного здесь собора Святого Иоанна Крестителя. На территории Тумского сохранились руины некоторых строений, датированные ещё IX веком.

История костёла

Внушительных размеров костёл в архитектурном отношении представляет собой очень сложную структуру. В вертикальном плане, он двухэтажный, и на каждом этаже функционируют разные церкви: верхний костёл носит имя Святого Креста, а нижний – Святого Варфоломея. В горизонтальном же плане, этот двуединый костёл имеет форму латинского креста (66х44 м), удлинённой формы пресвитерий заканчивается трёхгранной апсидой, башни размещаются не у фасада, а глубже – в углах трансептов, при том только южная увенчана шпилем; у северного бока пресвитерия имеются приделы. Венчает костёл семиметровый шпиль. Особым украшением церкви служит лестница центрального входа, которая богато украшена декоративными элементами. Над входом в южный неф вверху можно увидеть интересный портал. Он представляет Святую Троицу и фигуры Генриха IV и его жены Матильды.

Первый камень в строительстве костёла был заложен 11 января 1288 года. Инициатором постройки выступал король Генрих IV Пробус. Этот костёл был построен как акт примирения и окончания долгих споров между Генрихом IV и епископом Томасом II. Во время строительства в котловане был найден корень в виде креста, все пришли к выводу, что это Божий знак, что на этом месте должен стоять храм Святого Креста. Так и появился костел: нижний – в честь Святого Варфоломея, верхний – в честь Святого Креста. Строительство было завершено в 1295 году. Хотя нефы костёла Святого Креста и Святого Варфоломея были достроены уже в 1320-1350 годах.

Костёл неоднократно грабили, превращали в склад, приют для населения, он даже служил конюшнями для шведских войск, дислоцированных в городе в 1632-1634 гг. во время Второй мировой войны была уничтожена часть крыши и своды верхних этажей, рухнул один из сводов нижнего храма. Церковь восстанавливалась в 1946-1950 и 1956-1957 гг. До 1956 года нижний храм костёла был приходским для вроцлавских немцев, затем до 1997 году использовался как греко-католический приход. В 1999 году костёл стал центром коллегиального органа управления епархией римско-католической церкви.

Костёл сегодня представляет собой национальный мавзолей. На протяжении веков саркофаг самого Генриха IV был размещен в верхней церкви Святого Креста. Однако сейчас саркофаг находится не в костёле. В настоящее время его можно увидеть на выставке в Национальном музее. Современный костёл Святого Креста и Святого Варфоломея представляет собой пресвитерию. Пресвитерия в переводе с древнегреческого – «собрание священников». То есть это совет священников при епископе, выполняющий роль коллегиального органа управления епархией.

Памятник Яну Непомуцкому

Перед костёлом стоит довольно большая скульптура. Это памятник Яну Непомуцкому, который почитается как католический святой, священник, мученик. Ян Непомуцкий родился приблизительно между 1340 и 1350 годом в чешском поселении Непомук. Базовое образование Ян получил в школе при церкви Святого Иакова. В 1370 году он стал нотариусом пражского архиепископа. Спустя 10 лет был рукоположен в священники. После получения сана продолжил образование. Изучал право, получил степень бакалавра в Праге, а чуть позже и докторскую степень. В 1389 году Ян Непомуцкий был назначен генеральным викарием пражского архиепископства.

Ян Непомуцкий жил во времена правления чешского короля Вацлава IV. А этот чешский король постоянно конфликтовал с высшим духовенством страны. Король отстаивал приоритет светской власти и вмешивался во внутрицерковные дела. Он вообще считал архиепископство одним из главных своих оппонентов во внутренней политике. В 1393 году по приказу Вацлава IV были схвачены и брошены в тюрьму Ян Непомуцкий и два других священника. Вскоре товарищи Яна были отпущены, а вот самого Яна Непомуцкого после мучительных пыток казнили. Его бросили в мешке в реку. Почему гнев короля обрушился именно на Яна Непомуцкого, точно не известно. Существует версия, что Ян Непомуцкий отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы, духовником которой он был. По преданию, в том самом месте, где тело святого Яна погрузилось в реку, над водой возникло свечение в виде пяти звезд. С тех пор Непомуцкий изображается с пятью звездами над головой. Почитание Яна католиками как святого и мученика началось ещё в XV веке. Сегодня создано большое количество икон и скульптур, изображающих сцены из жизни святого. К одной из них принадлежит памятник Яну Непомуцкому на Тумском острове. Памятник был выполнен Ежи Урбанским в XVIII веке и представляет собой великолепную выразительную барочную скульптуру.

Памятник изготовлен из песчаника и в плане похож на греческий крест. На основании постамента размещены четыре сцены из жизни святого. Первая – исповедь королевы Софии, жены чешского короля Вацлава IV Люксембургского. На второй – сцена паломничества. Следующая сцена показывает момент допроса святого королём Вацлавом, а последняя – сбрасывание святого в реку. Над рельефами расположены надписи о финансировании и богословские комментарии. Выше – атланты-ангелы, которые поддерживают пирамидальной блок, на котором фигура святого стоит на облаках с поднятой рукой с распятием. Над облаками находятся головы херувимов. Над головой святого – звёзды, отсылающие к тем здёздам, которые появились в небе во время мученичества. Весь памятник окружен каменной балюстрадой.



Использованы материалы сайта: dolny-slask.org.pl
Яндекс-фотки


Яндекс.Метрика