Смоленская область. Вяземский район.
Город Вязьма. Церковь Спаса Всемилостивого

Церковь Спаса Всемилостивого — бывший православный храм Русской Православной церкви. Расположена в городе Вязьма Смоленской области. Спасский собор находится на территории бывшего Аркадиевского монастыря, памятник архитектуры конца XVIII века.

Впервые в письменных источниках Вязьма упоминается в 1239 году – тогда город был отдан в удел Андрею Долгая рука, сыну смоленского князя Владимира Рюриковича. В 1403 году Вязьма в числе удельных городов Смоленской земли вошла в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, но уже в 1493 г. в период русско-литовской войны 1487-1494 была захвачена Московским княжеством. Во времена Ивана Грозного Вязьма была приписана к опричнине. Иван Грозный посещал город в 1563 и 1566 гг. и присутствовал на богослужении в Соборной церкви.

В Смутное время в окрестностях Вязьмы происходили крестьянские волнения, после вторжения польских войск город неоднократно переходил из рук в руки. В 1612 году Вязьма направила в ополчение князя Пожарского свой отряд. После окончания войны город отошёл к Русскому царству, здесь происходил обмен пленными между сторонами. Тем не менее, продолжались набеги поляков на Вязьму, и в 1630-х годах царь Михаил Фёдорович приказал возвести в городе новые укрепления. К 1632 году была создана новая крепость – Большой нижний город. В 1654-1655 годах Вязьма временно стала резиденцией Российского правительства: возвращаясь из Смоленска с войском, царь Алексей Михайлович из-за разразившейся в Москве эпидемии вынужден был остановиться в Вязьме. Сюда же прибыли патриарх Никон и вся царская семья. В городе был построен деревянный дворец.

В Отечественную войну 1812 г. около Вязьмы русские войска нанесли поражение отступавшей наполеоновской армии. В честь этого события в городе сооружены два памятника.

Осенью 1941 г. в ходе операции «Тайфун» под Вязьмой во вражеское окружение попало множество соединений Красной армии. В октябре 1941 в боях под Вязьмой погибло около 400000 советских граждан, а город был оккупирован немецкими войсками. 12 марта 1943 года войсками Западного Фронта в ходе Ржевско-Вяземской операции город был освобождён силами 5-й и 33-й армий. В ходе боёв Вязьма была практически полностью разрушена. В 2009 г. городу было присвоено звание «Город воинской славы».

Монастыри и храмы Вязьмы: церковь Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII в., ныне музей), Иоанно-Предтеченский монастырь, в том числе Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (XVII в.), Троицкий собор (XVII в.), Церковь Петра и Павла, Аркадьевский монастырь (храм Спаса Всемилостивого), Екатерининская церковь (XVIII в.), Спасо-Преображенская церковь (XVIII в.), Введенская церковь (XVIII в.), церковь Рождества Христова (Ямская, XVIII в.).

XVI век. Первые упоминания.

На месте, где сейчас расположен Спасский храм, трудился и подвизался на поприще святости и благочестия преподобный Аркадий Вяземский. Жизнь преподобного Аркадия, его явления и чудеса по смерти, тесно связаны с историей местности и с судьбой Вяземского Аркадиевского монастыря.

17 апреля 1525 года, явившись перед утреней в видении, с зеленым деревом в правой руке, повару вяземского воеводы Григория Бобрищева-Пушкина, благоговейному и набожному Авдию, преподобный Аркадий сначала на вопрос Авдия изъяснил, что зеленое дерево в руке его означает «данную ему от Бога власть отгонять от града Вязьмы всякий гад и супостаты», потом строго заповедал Авдию объявить жителям Вязьмы, чтобы они «любимое место святых подвигов его в Вязьме, около собора, оградили и предохранили от всего скверного и нечистого, и чтобы тот камень, на коем любил он некогда, при жизни, изливать душу свою в молитвах к Богу, почтили благоговейно». По всей вероятности тогда же, или вскоре после того была устроена на том месте церковь Всемилостивого Спаса с приделом преподобного Аркадия, славная богатством и церковной утварью, о которой упоминается в старинных писцовых книгах Василия Волынского под 1594 годом.

XVII – XVIII вв. Возникновение монастыря.

В конце XVI столетия, в царствование Бориса Годунова, церковь Всемилостивого Спаса была исправлена и переименована в церковь Происхождения Честных Древ. В то же время усердием вязьмичей устроена была здесь другая церковь – в честь Владимирской иконы Божией Матери. В нашествие ляхов обе эти церкви были разграблены и во многом повреждены. С 1612 по 1660 гг. они находились в совершенном запустении и, в качестве приписных, принадлежали к собору.

В 1661 году преподобный Аркадий чудесно спас и защитил Вязьму от литовцев. Литовский пан Пац, не дойдя до города тридцати километров, остановился чтобы отдохнуть и подготовить войско к нападению. Преподобный Аркадий в облике молодого юноши явился в литовском стане, побил многих людей мечом и строго возбранял им идти на Вязьму. Литовцы в страхе и смятении бежали.

Спасенные вязьмичи в благодарность Преподобному на месте ветхих и поврежденных церквей решили устроить здесь новую церковь во имя преподобного Аркадия. Но такое намерение не было благоугодно святому Аркадию и он, явившись в том же 1661 году на поле одному благочестивому и набожному пастуху, вязьмичу Сергию, заповедал ему возвестить всем жителям города: устроить церковь Всемилостивого Спаса на прежнем месте. По втором и третьем явлении святого Аркадия с тем же повелением, старец Сергий, оставив все сомнения свои, бросил стадо и придя в город поведал горожанам о явлении преподобного Аркадия и заповеданное им. Вязьмичи устроили на указанном месте церковь во славу Всемилостивого Спаса. Сергий же принял постриг с именем Спиридон и основал на том месте монастырь. Как долго просуществовал тот монастырь неизвестно. Известно только, что в начале XVIII века монастыря этого здесь уже не было.

По закрытии и упразднении в конце 1779 года Вяземского Ильинского девичьего монастыря 19 монахинь с позволения генерал-губернатора князя Николая Васильевича Репнина поселились при церкви Спаса Всемилостивого и выстроили здесь каменную богадельню. Летом 1783 года строительство было окончено. Таким образом на месте святых подвигов преподобного Аркадия образовалась женская община.

XIX век. Возрождение монастыря.

В 1812 году церковь Всемилостивого Спаса была разграблена и частично сожжена французами. Богадельня также была предана огню. После изгнания врагов из России, церковь Всемилостивого Спаса долго оставалась в развалинах. При помощи настоятеля Троицкого собора – протоиерея Стефана Горанского и усердием начальницы общины Натальи Павловой, монахиням удалось собрать необходимую сумму для восстановления храма и богадельни. К 1820 году работы были закончены. Но еще долгое время у церкви Всемилостивого Спаса не было своего священника и храм был приписан к Троицкому собору. В 1832 году постановлением Святейшего Синода было разрешено образование нового монастыря из Аркадиевской женской общины. 1 октября 1832 постановление было утверждено Государем Императором, а 11 декабря того же года была приведено в исполнение местным начальством.

Открытие монастыря было торжественным. Жители окрестных мест и ближайших уездов заблаговременно прибыли в город для молитвенного участия в событии. Торжество открытия или, вернее, возрождения святой обители было общее и продолжалось несколько дней подряд.

В декабре 1832 года число подвижниц новооткрытой обители увеличилось и достигло 43. Настоятельницей монастыря единодушно была избрана Наталия Павлова, столь много сделавшая для обители. В 1833 году Наталия Павлова была пострижена в монашество с именем Нимфодоры. Но по расстроенному здоровью она испросила разрешения пребывать в уединении. 9 мая 1833 года епископ Смоленский Иосиф назначил игуменьей Аркадиевской обители монахиню Августу из Смоленского Вознесенского монастыря. Монахиня Августа происходила из рода князей Ширинских-Шахматовых. Стоит отметить, что Наталия Павлова еще долго жила в монастыре и умерла на святой неделе 31 марта 1847 года на 109 году жизни.

15 июля 1833 года игуменья Августа вступила в управление Вяземским Аркадиевским монастырем. И при этом пожертвовала на пользу монастыря все свое значительное состояние. В короткое время многое в монастыре было перестроено и улучшено. При Августе в монастыре открылась школа для девиц духовного звания, позднее преобразованная в церковно-приходскую школу.

Преемницей Августы в 1857 году стала игумения Аркадия, урожденная Шаховская. Она управляла Аркадьевским монастырем тридцать лет, до 1887 года. Монашествующих с послушницами насчитывалось в ту пору до ста человек. Далее во главе обители с 1887 по 1909 год стояла игумения Сергия, в миру мещанка Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая образование в Смоленском женском епархиальном училище. Она отдала монастырю сорок пять лет жизни. Следующей и, вероятно, последней настоятельницей Аркадиевской обители была игумения Агния, в миру – дочь мещовского мещанина Анна Семеновна Костина, жившая в Аркадиевском монастыре с 1887 года. К 1917 году в Аркадиевском Вяземском монастыре подвизались 43 монахини и 152 послушницы. Обитель владела 190 десятин земли.

Особо же чтимой святыней в монастыре являлся тот самый камень, на котором молился преподобный Аркадий. Камень этот был обнесен каменной часовней, в которой пред иконой преподобных Ефрема и Аркадия постоянно горела неугасимая лампада.

XX век. Закрытие монастыря.

В 1922 году монастырь был закрыт, многие насельницы приняли мученическую кончину в районе Русятки, остальных выслали в Казахстан. В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда решением исполкома он был закрыт. При возведении пристройки к школе и прокладке теплотрассы каменная монастырская ограда, за исключением небольшой круглой башни, была уничтожена.

Наши дни. Церковь Спаса Всемилостивого.

Собор Спаса Преображения занимает центральное место в ансамбле. Первоначальный храм почти со всех сторон был закрыт поздними двухэтажными объемами. Здание имеет вид цельного массива, с тремя апсидами на востоке и с пристройками по сторонам колокольни на западе. Фронтоны над проемами по трем осям с восточного и южного фасадов повышают значение этих выступов, которые воспринимаются как рукава креста.

На южной стене четверика самого храма различимы следы окон и фронтонов 1830-х гг. Наиболее интересны уцелевшие фрагменты конца XVII века. На северной и южной стенах первоначальной трапезной видны остатки окон по трем осям. В три оси располагались, вероятно, и окна на стенах четверика. У всех проемов арочные перемычки и обрамления нарышкинского барокко.

В помещениях нижнего этажа сохранились коробовые своды. В 1976-1980 гг. Спасский храм был отреставрирован. С декабря 1990 года здание используется, как Центральная районная библиотека.



Использованы материалы сайтов: Вяземское благочиние, Алфёрово
Яндекс-фотки


Яндекс.Метрика