Воронеж. Алексеевский Акатов монастырь

Алексеево-Акатов женский монастырь (первоначально мужской) — один из старейших монастырей Воронежского края. Находится в частном секторе около водохранилища, недалеко от Чернавского моста города Воронежа.

Butterfly
Официальным своим названием монастырь обязан святому Алексию, митрополиту Московскому (1300-1378). Он управлял Русской церковью с 1354 года при великих князьях Иване Ивановиче и Дмитрии Донском. В эти годы начался процесс собирания растерзанных междоусобицами и ослабленных монголо-татарским нашествием русских земель. Своей деятельностью митрополит Алексий и его знаменитый соратник, преподобный Сергий Радонежский, ставшие духовными наставниками московских великих князей способствовали консолидации Руси и ее освобождению от татаро-монгольского ига. Еще при жизни Алексий прославился как чудотворец; в память об одном из событий — исцелении жены золото-ордынского хана — в Московском Кремле был основан Чудов монастырь. Нетленные мощи Алексия были обретены в 1431 году, а в 1485 году, при князе Иване III, они были перенесены в церковь Чудова монастыря. Вскоре митрополит был канонизирован, признан святым Русской Православной Церковью.

Как же оказалось имя Алексия в Воронеже? В 1620 году здешние жители сумели отстоять город и отразить набег литовцев и черкас. В память об избавлении от опасности они решили основать храм в честь того святого, в день которого им была дарована победа. Им оказался день памяти митрополита Алексия. В 1892 году священник и краевед Стефан Зверев опубликовал любопытный документ, датированный 1631 годом - «сказку» игумена Акатова и Успенского монастырей Феодосия (Протопопова), в котором речь шла об основании второго в городе монастыря: «И как в прошлом де в 128 году, приходили под город Воронеж многие литовские люди и черкасы. И в те де поры на память Олексея Московского Чудотворца литовских людей и черкас на вылоске побили. И в те де поры всем городом и уездом всякие люди обещались воздвигнуть храм во имя Алексея Чудотворца и устроить монастырь, где миром изыщут».

Вскоре желание основать Алексеевский храм переросло в стремление учредить вторую в городе обитель (первым был Успенский монастырь, существовавший с 1600 года). Алексеевский мужской монастырь ведет отсчет своей истории с 1620 года и, выходит, лишь на несколько десятилетий моложе самого Воронежа.

XVII век. Основание монастыря

Для строительства была выбрана заросшая вековыми деревьями поляна в двух Butterfly верстах от города. Она не была заселена и подходила для пустынножительства. Вначале ее хотели использовать для перевода подтопляемого рекой Успенского мужского монастыря. По месту расположения на обрывистом правом берегу реки поляна называлась Акатовой, или Окатовой («покатая поляна»), это имя вошло составной частью в название монастыря — он стал именоваться Алексеевский Акатов.

Устроителем новой обители и ее первым настоятелем стал игумен Кирилл, трудами которого был создан ранее Успенский монастырь. Он сделал крупные пожертвования в монастырь: «в церкви образа, и книги, и ризы, у церкви колокола и всякое монастырское строение были его, игумена Кирилла». В Акатовой пустыни возвели деревянную церковь во имя святого Алексия, устроили кельи для игумена и четырех старцев. Первыми насельниками монастыря были игумен Кирилл, иеромонах Иосиф, старцы Савватий, Феодосий, Авраамий, Никон и Лаврентий. Несколько лет спустя поблизости начали появляться жилые дворы.

В «Переписной книге Воронежского уезда» 1646 года монастырь представлен следующим образом: «На посаде ж монастырь Алексея митрополита Московского и всея Руси чюдотворца Окатова пустыня, под монастырем слободка, а в ней двор попа Федора, двор дьячка Сеньки Прокофьева сына Сеченова, двор просвирницы Марицы, у ней сын Гришка, да бобыльских дворов...».

Во второй половине XVII в. монастырь приобрел солидную собственность: Butterfly крепостных крестьян, земельные вотчины, сенокосы, рыбные ловли и поднялся в этом плане выше своего старшего собрата, Успенского монастыря. Белозатонский юрт (ныне села Верхний и Нижний Мамон) приносил монастырю до 80 рублей годового оброка. За рекою Воронеж монастырю принадлежал починок Трегубов, иначе деревня Рожка (ныне Отрожка) с крепостными дворами.

Выросшие доходы дали возможность игумену Корнилию, братии и мирянам в 1674 г. построить первую в городе каменную церковь во имя Алексия-митрополита. В 1700, в разгар кораблестроительных работ, царь Петр упразднил Успенский монастырь и слил его с Алексеевским Акатовым. В его владение перешли и старые земельные угодья (деревня Климентьевка или Монастырщенка). Загородный монастырь стал единственной мужской обителью в Воронеже, его настоятель получил сан архимандрита. Постепенно окрестности в Акатовском предместье стали заселяться, и монастырь приобрел обильный приход, где служили два священника из белого духовенства. В самом монастыре насельников было немного - их число никогда не превышало двадцати человек.

XVIII век

В начале XVIII столетия архимандрит Никанор привез в Воронеж копию иконы Божией Матери Троеручицы, которая впоследствии прославилась чудотворством и стала священной монастырской реликвией. Высокое положение Никанора среди воронежского духовенства выразилось в том, что он предстоятельствовал при погребении святителя Митрофана в декабре 1703 года.

Настоятель Ефрем в 1746-1755 гг. надстроил над каменной церковью второй этаж, где разместился храм во имя Владимирской иконы Божией Матери; при этом со стороны алтаря из-за ветхости фундамента часть здания была разобрана, а потом выстроена вновь. Появился также придел святых Антония и Феодосия Печерских.

В 1764 году императрица Екатерина II повелела сократить число монастырей и отобрать их вотчины в казну. Для части оставшихся было предусмотрено содержание за счет государства (штатные монастыри). Алексеевский монастырь был отнесен ко второму классу по своей значимости и стал получать семьсот тринадцать рублей девяносто четыре копейки серебром в год. За ним сохранили одно озеро для рыбной ловли и 8 десятин земли. По штатам 1764 года монастырю положено было 17 человек - архимандрит, казначей, шесть иеромонахов, четыре иеродиакона и пять монахов.

В 1764 году при архимандрите Гервасии ударом молнии была сильно повреждена монастырская церковь. Она возобновлена уже при его преемнике, при этом тесовая кровля заменена на железную. Из описания 1766 года видно, что монастырь имел деревянные настоятельские и братские кельи, трапезную, хлебную, ледник, конюшню и колесный сарай, крытые соломой. Ограда была из соснового леса с двумя воротами.

В 1770-1780-е годы при архимандрите Сампсоне (1713-1793) на территории монастыря развернулось активное строительство: были возведены трапезная, новые кельи, пекарня, настоятельский корпус. Подворье окружила каменная ограда с тремя угловыми башенками, выполнявшими уже не оборонительные, а декоративные функции; две из них были двухъярусными, а западная - даже жилой. Монастырь занимал две десятины земли. По расчету казенной палаты, на пропитание и жалованье архимандриту полагалось 300 руб., казначею - 27, иеромонахам и иеродиаконам - по 13, пономарям - по 10, всем прочим - по 9 руб. На починку монастырских строений отпускалось 250 руб., на просфоры - 103, на дрова и уголь - 150, на рыбу и вино - по 70, на пиво - 30 руб. Всего Алексеевскому Акатову монастырю полагалось 1312 рублей в год с выдачей по полугодиям.

В 1796 году двухэтажная церковь была в очередной раз разобрана почти до основания и за два года выстроена вновь. Святые покровители храма оставались прежними: верхний этаж посвящался Владимирской иконе Божией Матери, нижний - святому Алексию с приделами в честь Антония и Феодосия Печерских. Для молитв старцев на монастырском подворье временно, на два эти года, была собрана деревянная церквушка, перевезенная из Тавровской крепости.

XIX век

В 1804 году на пожертвования вдовы купца Семена Андреевича Аникеева, Авдотьи (Евдокии) Butterfly Васильевны Аникеевой (или Акимовой; ок. 1757-1831), началось строительство каменной церкви в византийско-русском стиле. Пожертвования составили двадцать тысяч рублей ассигнациями. По договору с ней подрядчик Никита Архипович Богданов обязался в 3 года «соорудить по данному мне плану каменную церковь». Вознаграждение его в таком случае составляло полторы тысячи рублей. Однако стройка задержалась надолго против намеченного срока. В 1805 году «случился в церкви падеж»: обвалился кирпичный карниз. По мнению заказчицы, «таковое падение последовало единственно от его, Богданова, неосмотрительности, от того, что не потому расположению, как в плане показано и от губернского архитектора Волкова приказано. О том господин архитектор Волков объяснил рапортом бывшему тогда гражданским губернатором тайному советнику Александру Борисовичу Сонцову». А.В. Аникеева приостановила плату Богданову, заставившему однодворцев слободы Чижовки Ивана Тибекина и Ивана Григорьева вести злополучную каменную кладку в праздничный день. Вместо трех строительство велось восемь лет. Нижняя церковь, сохранившая по-прежнему покровителем святителя Алексия, была освящена 20 мая 1812 года. Упоминание в переписке имени Волкова позволяет сделать вывод о том, что именно он является автором проекта монастырского храма. Иван Иванович Волков (сер. XVIII века - после 1828) был хорошо известен в Воронеже. Дважды он состоял здесь в должности губернского архитектора, занимался претворением в жизнь первого генерального плана города, утвержденного императрицей Екатериной II в 1774 году. Иван Волков возводил корпуса присутственных мест, губернского и городского магистратов, построил каменный дом на Мало-Дворянской улице для Дмитрия Васильевича Черткова, сына генерал-губернатора. Работал Волков в характерном для той поры стиле классицизма.

Вот как описывал Воскресенскую церковь Архиепископ Дмитрий (Самбикин): «Церковь имеет круглую форму (в виде корабля) с одною главою. При церкви нет колокольни; в верхний этаж ведет широкая внешняя (из дерева) лестница с площадкою. В этой церкви иконостас весьма хороший, живопись отличная, но темная; местныя иконы Воскресения Христова и Владимирской Божией Матери в серебряных позлащенных ризах с венцами, украшенными драгоценными камнями. Замечательны в этом храме: напрестольный крест с частию животворящаго креста Господня, икона живописнаго источника Пресв. Богородицы; в серебряной позлащенной ризе этой иконы хранятся частицы многих святых, икона Троеручницы Божией Матери в серебряной ризе, украшенной драгоценными камнями. Эта (последняя) икона считается чудотворною и граждане нередко берут ее в дома для молебствий. Привески к этой иконе разных частей человеческаго тела свидетельствуют о продолжении чудесных исцелений над болящими, с верою притекающими к Божией Матери. По преданию, эта икона списана с чудотворной Афонской иконы Троеручницы и с Афона была перенесена в Новый Иерусалим (Воскресенский монастырь) архимандритом Феофаном. Из Воскресенскаго же монастыря в Алексеев монастырь была перенесена (как видно из надписи на иконе) архимандритом Никанором (упом. 1702-1706)».

Теплый храм на втором этаже в честь Воскресения Христова был завершен и освящен 5 мая 1819 года настоятелем монастыря Ельпидифором, Епископом Острогожским. Наличие в монастыре двух одноименных храмов воспринималось как временное явление. Прежнюю церковь хотели разобрать еще в 1819 году, но исполнили это намерение только в 1879 году, сохранив от нее одну звонницу. В 1840-е годы архимандрит Ельпидифор произвел «капитальное обновление» первого, холодного этажа монастырского собора.

С 1796 года настоятели Акатова монастыря, имевшие титул архимандрита, Butterfly одновременно исполняли обязанности ректора Воронежской духовной семинарии. Первым подобные должности совместил архимандрит Амвросий (Келембет) (1750-1825, позднее был епископом Оренбургским, затем архиепископом Тобольским). В 1842 году настоятели Акатова монастыря в сане епископа Острогожского получили статус викария - заместителя главы епархии (в 1853-1864 годах викариатство было упразднено). Из часто сменявших друг друга в этот период настоятелей внимания заслуживают владыка Иларион (Боголюбов); преосвященный Макарий (Троицкий, 1830-1906), епископ Владимир (Соколовский, 1852-1931), владыка Владимир (Шимкович, 1841-1926), управлявший с 1900 года. В начале века по настоянию епископа Владимира была отремонтирована двухэтажная церковь, организованы воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами. О дальнейшей судьбе епископа Владимира речь впереди.

А сейчас о том, что же представлял из себя Акатов монастырь в предреволюционные годы. На двух десятинах земли внутри ограды находилось до десятка строений. Древнейшим из них являлась колокольня 1674 года, сохранившаяся от старой порушенной церкви. В этот момент во уважение почтенного возраста ее освободили от колоколов и использовали при водосвятии: в нее провели водопровод и устроили бассейн. Колокольня Алексеевского монастыря является единственным сооружением типа вполне московского, допетровского.

В центре монастырского двора возвышалась двухэтажная церковь без колокольни, Butterfly ее высота с позолоченным крестом составляла 15 сажен (32 метра). Двухэтажный теплый коридор соединял ее с покоями настоятеля. Внутри храм имел форму правильного круга - символа вечности христианства. В церкви имелось немало исторических реликвий, в числе которых - несколько восьмиконечных серебряных крестов конца XVII века с мощами святых. Были здесь и особо чтимые верующими иконы - Живоносного источника, устроенная «усердием и старанием архимандрита Мефодия 1820 г.», несколько копий с икон художников Васнецова и Нестерова. Особо ценилась икона Божией Матери Троеручицы, обладавшая даром исцелять увечных и страждущих. В благодарность верующие подвешивали вокруг нее выполненные из серебра изображения человеческих органов. В церкви первого этажа росписи стен и иконостас были поздними: их возобновили под наблюдением инженера-технолога Антона Родионовича Михайлова в начале XX столетия.

Монастырское кладбище

С юга к шатровой колокольне примыкало старинное кладбище. Монахов и состоятельных горожан тут погребали издавна, но особенно активно могилы стали расти на погосте с 1772 года, когда запретили постоянные захоронения у приходских церквей. Воронежские купцы Елисеевы в своем «Летописном синодике» дают обширную некрологию похороненных в Акатовом монастыре в последние три десятилетия XVIII века. Среди погребенных в Акатовом монастыре - духовенство кафедрального собора и купеческие семьи. Назову лишь часть фамилий: Аникеевы, Аносовы, Вяхиревы, Грековы, Елисеевы, Журавлевы, Клемешовы, Молоцкие, Харины, Мосолитиновы, Нечаевы, Ростовцевы, Сахаровы, Тибекины, Титовы, Тулиновы. Здесь же упокоились и начальники края: «1773 года февраля 25 дня в сей день представися раб Божий генерал-поручик и кавалер и Воронежской губернии Губернатор г-н Алексей Михайлович Маслов, а сего ж 28 февраля погребение ему было с большою церемониею Преосвященным епископом Тихоном с архимандритом Самсонием и со всеми приходскими священниками, а погребен в Алексеевском Акатовском монастыре, гроб был обит малиновым плисом, накрыт кофейной парчею».

Особой торжественностью отличались похороны И.А. Потапова. Вновь раскроем страницы Синодика: «1791 года апреля 3 дня поутру скончался раб Божий генерал-порутчик и разных орденов кавалер и Воронежского наместничества господин губернатор Иван Алексеевич Потапов и погребен сего ж 5 апреля в Алексеевском монастыре Преосвященным Иннокентием, Епископом Воронежским; гроб был обит малиновым бархатом, накрыт богатою парчею. Церемония была весьма большая, 2 кавалерии (ордена) несены были впереди на двух бархатных подушках. Проповедь говорил учитель Болховитинов (впоследствии Евгений, Киевский митрополит)».

Большой торжественностью отличались похороны семинарского педагога отца Палладия: «1784 г. мая 6 дня представися раб Божий учитель иеромонах о. Палладий и погребен в Алексеевском монастыре о. игуменом Самуилом. В провождении тела была церемония: по всем церквам был по мертвому благовест, а как тело несли, то и звон был, провожали сперва студенты малого росту по 2 человека в ряд с развязанными волосами, потом среднего росту, а за ними и больших по два в ряд, потом все учителя: а потом священники, а потом игумен Самуил; гроб и крышка накрыты кофейною парчею».

Кстати сказать, настоятели монастыря (архимандриты Сампсоний, Гервасий, игумен Самуил) нередко участвовали в торжественном отпевании знатных горожан, и не только тех, кого хоронили у себя на кладбище. Архив Алексеевского Акатова монастыря не сохранился, поэтому сведений о погребенных здесь насельниках крайне редки. Известно, что на монастырском погосте нашли свое последнее земное пристанище архимандриты Иосиф (†1702), Антоний (†1741), Сампсоний (†1793), Афанасий (Савинский; †1811), иеромонахи Гервасий (†1787), Мельхиседек (†1788), Фома (†1888), иеродиакон Сергий (†1903), игумены Кирилл (†1631/32), основатель монастыря, Павел (†1650), Иосиф (†1688), Иннокентий (Куликовский; †1911). Предположительно здесь же был погребен архимандрит Иустин (Трипольский).

Использование кладбища продолжалось в XIX и в начале XX века, только упоминаний о погребениях становится меньше. Дворяне Дебольцовы, Тулиновы (в их числе бывшие губернские предводители дворянства Василий Васильевич (1788-1842) и Николай Иванович (1810-1854), секретарь земской управы Михаил Иванович Лабзин (1830-1895), Аркадий Павлович Муфель (1846-1898), выдающийся ученый-химик Михаил Семенович Цвет (1872-1919).

Похороны В.В. Тулинова не знали себе равных по пышности. Они обошлись наследникам в 8114 рублей 41 копейку ассигнациями. Место для погребения на монастырском подворье стоило тогда триста рублей. «За выкопание могилы, выкладку кирпичом, заливку свода с лубками и обручами, за привоз песка для усыпанья дороги от дома до Алексеевского монастыря» отдано было 72 рубля. Духовенству с причтом за панихиды уплачено 1740 рублей, бедным на помин души предводителя роздано более тысячи рублей. За шестинедельную службу и сорокадневное поминовение в Акатовом монастыре и приходских церквах отдано 500 рублей.

XX век

Торжественное освящение храма после ремонта состоялось 1 ноября 1909 года. Butterfly В створе Введенской улицы (ныне улица Освобождения Труда), в северо-западной оконечности монастыря в 1879-1880 гг. выстроили надвратную колокольню. Ее четыре яруса со шпилем и крестом устремлялись ввысь на 23 сажени (49 метров). В первом ярусе, рядом с входными вратами, была устроена крестовая церковь в память преподобного Сергия Радонежского, освященная 27 июня 1903 года. Она служила домовой церковью викарию. Во втором ярусе помещалась зала для народных чтений. Округу будоражили 10 колоколов, самый большой из них весил 331 пуд 12 фунтов.

Малоизвестный за пределами епархии и не собиравший толпы богомольцев на поклонение святым мощам - их здесь не было - Алексеевский Акатов монастырь жил тихой и размеренной жизнью. Но по мере сил он содействовал воронежцам в духовном и нравственном просвещении.

Так шла жизнь, пока не грянул революционный 1917 год и не изменил в корне все церковное бытие. В первые послереволюционные годы Алексеевский монастырь не трогали, внимание властей было приковано к тому, что находился в центре города. Могло показаться, что никому нет дела до десятка людей, добровольно отрешившихся от мирской суеты. Но список драгоценностей затребовали и отсюда. Подписанные ризничим, благочинным и экономом (иеромонахи Иннокентий, Серафим, иеродьякон Алексий), страницы содержали те же наименования, что и повсюду, различия были только в количестве: «серебряных чаш 9, дискосов 8, звездиц 5, тарелочек 8, ковшика 3, ковчежца 2, крестов 8, Евангелий, украшенных серебром и драгоценн. камнями 8».

Но имелось здесь и важное примечание, единственное в бумагах подобного рода: «Опись представляем с присовокуплением, что изделия эти суть священные предметы, необходимые для удовлетворения религиозных потребностей народа при богослужении и потому должны оставаться неприкосновенными. Ко многим сосудам миряне не могут и не должны прикасаться, чтобы не оскорбить религиозных чувств народа. Вес изделий показан приблизительно, взвешены на мелких весах для продуктов и вместе с финифтью и стразами. Большинство этих изделий тонкой художественной работы, например, чаша, обложенная сеткой, работа которой представляет большую ценность, чем самый материал - серебро, из которого они сделаны».

Прислушались ли власти к этому замечанию? Вспомнили ли они о нем в 1922 году, когда определялась судьба изъятых вещей - в музей или на переплавку?

В середине 1920-х гг. жизненные бури докатились и до стен Акатова монастыря. Butterfly Бывший настоятель Владимир (Шимкович) к этому времени в сане митрополита возглавлял Воронежскую и Елецкую епархию. В январе 1926 года он скончался. Престарелого владыку сменил видный иерарх церкви архиепископ Петр (Зверев, 1876-1929), известный своей бескомпромиссной борьбой с обновленцами. С ним из Москвы приехал архимандрит Иннокентий (Иннокентий Пантелеймонович Беда, 1882-1928), поставленный владыкой священноначальствовать над алексеевской братией. К тому моменту центр религиозной жизни переместился в Воронеже из Митрофановского в Алексеевский монастырь. Яркие проповеди архиепископа Петра привлекали сюда обильную паству. Это не на шутку обеспокоило местные власти, и осенью 1926 года Петр и Иннокентий были арестованы. Несколько лет спустя они приняли мученическую смерть в Соловецком лагере особого назначения. Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 г. они канонизированы как преподобномученики.

Тюремная же участь постигла и сменившего Петра на епископской кафедре Алексия (Алексей Васильевич Буй, 1892-1937). В конце 1920-х гг. чекисты инкриминировали ему создание подпольной церковно-монархической организации. Ядром контрреволюции был представлен Акатов монастырь, в церкви которого будто бы проходили конспиративные собрания «буевцев». В феврале 1930 года прокатилась волна арестов, в ходе которой было схвачено 75 монахов из разных мест. Среди них оказались игумен Алексеевского монастыря семидесятилетний архимандрит Тихон (Тимофей Ульянович Кречков, 1862-1930) и настоятель монастырской церкви отец Федор Яковлев (1897-1930), иеромонахи Косма (Вязников) и Георгий (Пожаров), архимандрит закрытого к тому времени Валуйского монастыря Игнатий (Бирюков; 1865-1932). Архимандрит Тихон в свое время был казначеем монастыря, именно его тщанием украшались храмы. Феодор Яковлев и архимандрит Тихон, иеромонахи Косма и Георгий были расстреляны в Воронеже в ночь на 2 августа 1930 года. Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 г. они канонизированы как новомученики.

Закрытие монастыря

Еще в январе 1930 года рабочие завода им. Коминтерна «потребовали» от горсовета Butterfly закрыть Акатов монастырь, а заодно запретить повсеместно колокольный звон и «реализовать» колокола на нужды промышленности. В конце 1930 - начале 1931 гг. власти обсуждали вопрос о разборе решеток и памятников на кладбищах, в том числе и внутри монастыря. Принятие решения временно отложили.

Летом 1931 года монастырь был закрыт. Монахов вытолкали за ворота, впоследствии многие из них были репрессированы. Имущество постепенно было расхищено, растащено. Большинство икон оказалось в Краеведческом, а затем в Антирелигиозном музее. Не вывезенные из Воронежа в годы войны, они остались в запасниках и в период временной оккупации города были сожжены. Одна из чудотворных икон, «Живоносный источник», счастливо уцелела: она находилась в послевоенные годы в Покровском соборе и по благословению владыки Мефодия возвращена на прежнее место 12 апреля 1991 года. Судьба знаменитого образа Божией Матери Троеручицы неведома. Как использовались монастырские постройки в 1930-е годы, неизвестно.

Во время войны надвратная колокольня оказалась разрушенной до уровня второго Butterfly яруса. После освобождения Воронежа зимой 1943 года уцелевшие горожане селились всюду, где только можно. Освоили они и монастырский двор. Кельи, казначейский и настоятельский корпуса прекрасно подходили для этой цели, но тесные каморки устроили даже в двухэтажной церкви, в угловых башнях, прилепили их к восточной стене. В двух колокольнях находились какой-то склад и конюшня. Постепенно жилищная проблема решалась, и люди покидали монастырь. В 1960-е резиденцию архимандрита арендовали под свои мастерские художники. Приблизительно в 1970 г. остатки монастыря передали краеведческому музею, и тут же Центральный райисполком распорядился сломать казначейский корпус, а второй деревянный этаж настоятельского дома продал одному из колхозов на стройматериалы. Нижний этаж разобрали на кирпич местные жители, не убоялись греха! И у музея монастырь оказался бесхозным: средств на его восстановление не было.

Возрождение и возвращение епархии

Перемены в отношении памятника архитектуры произошли в 1980-е годы. Butterfly Реставрационная мастерская восстановила древнюю колокольню (проект выполнила архитектор Т.И. Полещук). Звонница стояла оштукатуренным островком в запустении, среди бурьяна и свалки мусора. Надгробные памятники вокруг нее давно исчезли, и следов кладбища было уже не сыскать.
В 1989 году монастырь возвратили епархии. Сразу же там закипела работа. За два года была восстановлена двухэтажная церковь, старая колокольня вновь обрела свои функции, а надвратная стала только церковью: она завершена пятью главами на уровне достроенного второго яруса. Последний факт заслуживает сожаления, ибо в начале XX века пятидесятиметровое сооружение относили к числу самых красивых колоколен Воронежа. Утрачена эта красота была давно, в том нет вины церкви, но теперь неповторимый облик постройки уже не вернуть.

На монастырской территории развернулось новое строительство, выросли кельи для Butterfly послушниц, хозяйственные постройки. Выделен небольшой участок для захоронений. С Коминтерновского кладбища в 1993 году были перенесены останки воронежских владык XVIII-XX веков - Пахомия (Шпаковского), Арсения (Москвина), Антония II (Смирницкого), Серафима (Аретинокого), Вениамина (Смирнова), Анастасия (Добрадина) и Тихона IV (Никанорова).

4 ноября 1990 года, в день Казанской иконы Божией Матери, открылся женский Алексеевский Акатов монастырь. В этот день был освящен верхний храм двухэтажной церкви во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Настоятельницей его стала игуменья Любовь (Якушкина), в апреле 1992 года ее сменила игуменья Варвара (Сажнева). К монастырю переместилась от Покровского собора резиденция главы епархии (там она была снесена в связи со строительством театра).

21 ноября 1991 года митрополитом Мефодием освящен нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В последующие годы местными иконописцами и монахинями храм был благолепно расписан. В сентябре 1991 года завершилось строительство двухэтажного сестринского корпуса. В 1992 году возведена водосвятная часовня.

В ноябре 1998 года Алексеевский Акатов монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, впервые прибывший в Воронежскую епархию с первосвятительским визитом. 4 ноября 2000 года женская обитель торжественным богослужением праздновала десятилетие своего возрождения. История возрожденной обители, ставшей теперь женской, еще впереди.

В настоящее время Комплекс Алексеевского Акатова монастыря постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.95 г. является объектом исторического и культурного наследия Воронежской области федерального (общероссийского) значения.



Реликвии и святыни храма

  • икона Божией Матери Троеручицы (судьба неизвестна)
  • икона Пресвятой Богородицы «Касперовская»
  • икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»
  • икона с частицами мощей священномученика Петра (Зверева)
  • пелена с гроба святителя Митрофана
  • икона Божией Матери «Живоносный Источник»
  • икона великомученика и целителя Пантелеимона
  • икона святителя Питирима Тамбовского
  • икона святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского
  • икона с частицами мощей cвященномученика Петра
  • икона с частицами мощей преподобного Харитона Исповедника
  • ковчежец с частицами мощей святителей Митрофана и Тихона
  • ковчежец с частицами мощей преподобных Кирилла и Марии Радонежских

  • Использованная литература: А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа"
    Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
    Использованы материалы сайтов: Воронежско-Борисоглебская епархия, sobory.ru, Большой Воронежский Форум
    Яндекс-фотки

    Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
    Яндекс.Метрика