Воронеж. Церковь Богоявления Господня (Крещенская)

Церковь Богоявления Господня — православный храм Воронежской епархии. Расположена в городе Воронеж.

Миниатюрную церковку, спрятавшуюся под горой в сотне метров от Покровского собора, не каждый из коренных воронежцев знает. Сверху ее купол виден лишь в небольшой просвет между деревьями с улицы Воскресенской (Орджоникидзе). Хорошо церковь можно рассмотреть, если спускаться к водохранилищу по Большой Богоявленской (улица 25 Октября). Справа, на пересечении с Малой Богоявленской (улица Первомайская), и стоит Богоявленская церковь. Своим названием она обязана празднику Явления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иначе именуемому Крещением Господним, который отмечается 6 (19) января.

XVII-XVIII вв. Деревянная и каменная

Церковь в Пушкарской слободе, поcвященная Празднику Богоявления, строилась деревянной и была впервые освящена в 1647 г. Архимандрит Дмитрий Самбикин считал же, что это произошло в 1663 году. В 1703 г. храм сгорел, но был вновь восстановлен деревянным и освящен в ноябре 1705 года. Опасаясь за судьбу святилища, столь подверженного огненной стихии, пушкарцы в 1733 году начали строительство каменной трапезной с престолом во имя Сергия Радонежского. Окрестные жители как в воду глядели: в очередной крупный пожар в ночь с 9 на 10 мая 1748 года Богоявленская церковь сгорела. Уцелел только придельный храм в трапезной, его освятили 15 марта 1752 г. Постепенно началось восстановление всей церкви, но уже каменной. Маленькая церквушка была достроена через десять лет и освящена 19 июля 1763 года.

Как и всем городским церквам, Богоявленской в 1771 году выделили у ее стен место для кладбища. Но купцы Елисеевы, которые с 1737 года вели Синодик умерших, ни разу не упомянули о похоронах в ее ограде. Это не означает. что здесь никого не хоронили, просто летописцы интересовались в первую очередь судьбой людей своего круга и местной знати, а у Богоявленской церкви обитали в основном мещане да ремесленники.

XIX век

В 1841 году купец Михаил Максимович Клочков (1802 - после 1874) обустроил в Богоявленской церкви придел в честь ангела своей жены, освященный 4 мая. Придел наименовали в память святой мученицы Пелагии. Придел в честь святой Пелагии имел одну особенность, ставившую его особняком среди всех воронежских храмов. Рядом с иконостасом находилось резное изображение Иисуса Христа в терновом венце, сидящего в темнице. Каждую пятницу перед ним читался акафист Страстям Господним. Архимандрит Димитрий, правда, отмечал, что деревянная статуя - «неискусной работы», но и такая была редкостью в православных храмах, а в наших местных, насколько известно - единственной.

В марте 1854 года городской архитектор Михаил Иванвич Клейнер (1825 - после 1865) по заказу епархии выполнил проект перестройки Богоявленской церкви. В пояснении к чертежам он предлагал: существующее здание сломать, поскольку в его сводах и стенах обнаружились трещины, «распространить» его на 5 аршин противу нынешние размеров, с левой стороны колокольни сделать пристройку. В июне 1854 года проект Клейнера рассмотрели в Петербурге и утвердили с незначительными поправками. В оставшиеся до революции десятилетия храм переделкам не подвергался. Приход его в конце минувшего столетия насчитывал всего 70 дворов. Известно даже время, когда по его малочисленности не на что оказывалось содержать штат, и в 1810-1815 годах в Богоявленской церкви служили в очередь священники Богословского и Никольского храмов.

Батюшке Фоме Петропольскому и его преемникам Фоме Голубятникову († 1861) и Митрофану Трофимову († 1871) удалось изменить ситуацию: при них церковь приобрела достаточные средства для содержания служителей. Главным источником пополнения кошелька стали взносы на поминовение умерших. В 1870-1880-е годы при протоиерее Евграфе Дмитриевиче Петрове была устроена богадельня на 4 человека, а причт стал пользоваться процентами с капитала в восемь тысяч рублей. Сам отец Евграф Петров (1820-1905), получивший место при Богоявленской церкви в приданое за женой, поповной Дарьей Фоминичной Голубятниковой († 1869), в 1889 году принял монашество с именем Василия и стал архимандритом, наместником Митрофановского монастыря.

XX век

В 1900 году в штате церкви числились: священник Дольский Евгений Алексеевич, псаломщик Попов Евгений Николаевич, диакон Сабынин Валериан (сверхштатно), диакон-псаломщик Проскуряков Михаил Алексеевич, псаломщик-диакон Зайцев Григорий Алексеевич. Приход насчитывал 57 дворов, в которых проживало около пятиста человек.

В конце XIX века, когда у Богоявления служил протоиерей Евгений Дольский (1866-1922), было открыто церковно-приходское училище (1894). Кстати, Е.А. Дольский возглавлял еще и Воронежское уездное отделение епархиального училищного совета. Помимо него и вышеупомянутого диакона Григория Зайцева, в церкви служил псаломщик Димитрий Трофимов. Старостой был купец Порфирий Дагаев.

Отцу Евгению Дольскому довелось встретить в этой церкви революционный 1917 год, ему же в январе 1919 года пришлось представлять Совнархозу перечень серебряных предметов, да еще оправдываться перед новой властью за задержку: дескать, искали рабочих, чтобы вынуть иконы из иконостаса, не повредив их... Список вещей, в сравнении с другими церквами, сравнительно короткий: три дарохранительницы, четыре Евангелия в окладах, три чаши с прибором, пять крестов, двадцать три лампадки, одно кадило. Значительная часть богослужебных принадлежностей была потом отобрана государством.

В начале 1920-х годов, когда власть имущие стали инспирировать и поддерживать Butterfly расколы в православии, Богоявленская церковь оказалась в стане обновленцев. В 1922 «ввиду продолжительного отсутствия» протоиерей Евгений Дольский был уволен за штат. Настоятелем церкви лжеепископ Тихон назначил отца Сергия Соболева, уже служившего здесь священником. Несмотря на полную покорность проводившейся правительством религиозной политике, жизнь храма легкой не была. Об этом свидетельствует сохранившаяся в архиве переписка С.А. Соболева с местным церковным управлением. Сложными оставались отношения с финансовыми органами, которые давили общину непосильными налогами за культовое здание, построенное предками прихожан на свои кровные средства. Священник был отстранен от руководства делами храма. Во главе общины стоял церковный исполнительный комитет, нанимавший по своему усмотрению священника и псаломщика.

Вот некоторые факты из жизни Богоявленского прихода; они весьма любопытны и характерны для того времени. В июне 1924 году верующие решили вернуться к использованию в богослужении старого стиля. В мае 1925 г. отец Сергий обратился в церковный совет с заявлением о невозможности существовать на доходы, получаемые им, и о крайней бедности прихода. Решить эту проблему исполнительный комитет так и не смог.

В июне 1925 г. во время богослужения из придельного алтаря святой Пелагии были украдены иконы Спасителя и Божией Матери в серебряных ризах. В июле 1928 г. в губернский архив были переданы церковные документы с конца XVIII века — метрические книги, исповедные ведомости, приходо-расходные книги. Но искать их там сейчас тщетно: материалы сгорели в годы минувшей войны.

Летом 1928 года клир и миряне Богоявленской церкви порвали с обновленчеством и присоединились к верующим патриаршей ориентации, которых возглавлял митрополит Сергий (Старогородский). Сергий Соболев получил сан протоиерея и стал членом епархиального управления. В 1929 году составлялась инвентарная опись церковного имущества, где значились многие старые иконы, цела еще была и резная статуя Иисуса. Последние по времени документы относятся к маю 1929 года — церковь пока действовала.

Закрытие храма

Богоявленский храм закрыли в самом начале 1930-х годов. По всей видимости, здание сразу же передали городскому промышленному комбинату. По крайней мере, к 1948 году оно уже давно находилось в его руках. Сметно-финансовый расчет, составленный в этот момент ремстройконторой, предусматривал приспособление Богоявленской церкви под фильмохранилище, но проект остался нереализованным. В церкви остался швейный цех комбината. Он находился тут до конца 1980-х гг., потом переехал из центра в специально возведенные цеха.

Сейчас здание передано епархии. Трехъярусная невысокая колокольня без шпиля; придавленная к земле храмовая часть без купола, перекрытая двухскатной кровлей; трапезная в пять окон с дырами в стене от демонтированной вентиляции; осыпающаяся штукатурка и ветшающая кирпичная кладка — так выглядела совсем недавно Богоявленская церковь. Постепенно ее облик начинает меняться, ибо возвратился прежний хозяин. В здании уже начались восстановительные работы. Будем надеяться, что не за горами то время, когда тишина старинных улочек бывшей Пушкарской слободы огласятся колокольным звоном.

В настоящее время ведутся подготовительные работы к реставрации. Храм приписан к Покровскому собору. Номинально Богоявленская церковь имеет сейчас статус часовни.

Богоявленская церковь постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14 августа 1995 года является объектом исторического и культурного наследия областного значения.



Использованная литература: А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа"
Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
Использованы материалы сайтов: Воронежская епархия, Вера Молодых
Яндекс-фотки

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Яндекс.Метрика