Воронеж. Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в городе Воронеж.

Храму на холме, чьи сверкающие купола хорошо видны с левобережья, должно принадлежать особое место в истории Воронежа. Из трехсот лет, которое живет каменное здание, оно бездействовало всего лишь два года, с 1940 по 1942, а остальное время использовалось по своему прямому назначению.
Святитель Николай, под чьим небесным покровительством состоит церковь, у русских людей всегда пользовался глубоким уважением. Чудотворца первым, после Иисуса Христа и Богородицы, они призывали в своих молитвах. Его покровительству посвящали семьи, дома, селения и целые города. Так произошло и при основании крепости Воронежа.

XVII век. Первые упоминания. Димитриевская церковь

В соборном Благовещенском храме имелся придел Николая Чудотворца. Служилые люди именно его считали своим заступником и называли «Николою ратным». Переведенные из Ряжска воины населили Стрелецкую слободку близ самого городского кремля. В последнее десятилетие XVI века Никита, их старшина, на свои средства построил в этой слободке церковь святого Николая. Вероятно, он стал впоследствии в ней священником. В таких родовых, патримониальных церквах место священника переходило от отца к сыну. В 1623 году Никольская церковь явилась объектом тяжбы, в которую были вовлечены даже центральные власти. Священник Савва, сын Никиты, хотел, чтобы службу при храме унаследовал его сын, но проскурница Марья «облыжно» добилась передачи места своему сыну, попу Максиму. По Переписной книге Воронежского уезда 1646 года у этой церкви упоминается придел во имя св. Екатерины, в церкви служили поп Савва и пономарь Панка.

Никольская церковь весь XVII век находилась на ином, чем сейчас, месте. В окладных книгах Рязанской митрополии за 1676 г. упоминалась «святого Николая Чудотворца церковь на посаде, в Стрелецкой слободке, близ западной стены острога». Ориентиром исчезнувшей слободы осталась Большая Стрелецкая улица с правой стороны от главного корпуса университета. По мнению архимандрита Димитрия (Самбикина), в черте современного города была еще одна церковь Николы Угодника, которая находилась в Казачьей слободе, что на Чижовке, к югу от храма Иоанна Предтечи. Она упоминается в Переписной книге 1646 года, в ней служили поп Сергий, дьячки Гаврилка Мокорев и Игнашка Григорьев, да просвирница Пелагеица. В начале XVIII века эта церковь прекратила свое существование.

Но обе древние Никольские церкви связаны с современным храмом только именем, а не местом расположения. Там, где он стоит ныне, в XVII веке находилась Напрасная слобода. Такое название сложилось или потому, что здесь казнили преступников, или потому, что был «убогий дом» и погребали умерших «напрасною», то есть внезапной, смертью. Мне кажется, что ближе к истине первое предположение, поскольку недалеко была тюрьма и на церковной земле вплоть до 1759 года хоронили казненных и умерших колодников и тех служивых, что их стерегли. Так вот, в Напрасной слободе стояла Димитриевская деревянная церковь. В Писцовой книге 1615 года она значилась так: «Да за острогом же в Напрасной слободе церковь поставлена нова во имя царевича Дмитрия Углечского, а другой престол преподобного отца Михаила Малеина, древяна клецки, а строенье та церковь попа Матвея Афанасьева, а строил государевым деньгам, под ту церковь по государево грамоте церковные земли во все стороны по 50 сажень; а на той земле во дворе поп Матвей Афанасьев, дьячок Савка Филипов, пономарь Петрушка Кондратьев; да на той же земле дворишки бобыльские».

В название церкви вкладывался определенный политический смысл: династии Романовых, утвердившейся на престоле в 1613 году после появления нескольких Лжедмитриев подряд, важно было убедить народ во мнении, что младший сын Ивана Грозного отрок Дмитрий давно умер и святые мощи его обретаются в Москве. Потому-то и церковь в порубежном Воронеже строилась на государственный счет, и ангелу царя, преподобному Михаилу Малеину, посвящался придел. Дату сооружения церкви можно определить 1613-1614 гг. Автор статьи о Никольской церкви в «Воронежской старине» (1904) Правдин приводил тексты документов, относившихся ко времени существования Димитриевской церкви. В грамотах царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича упоминалось об отмежевании к церкви пашни, сенных покосов и рыбных ловель. В Димитриевской церкви был почитаемый образ святителя Николая, признанный чудотворным. Написан он был не позднее середины XVII века; о нем сообщалось в надписи на древнем напрестольном кресте: «Лета 7160 (1652) построен сей крест на Воронеже городе к церкви Благоверного Царевича Димитрия, что стоит образ чудотворца Николы». И икона, и крест были перенесены в современную Никольскую церковь и сохранялись там еще в начале XX столетия.

XVIII век. Никольская церковь

Во время пожара, разыгравшегося в Воронеже 24 апреля 1703 года, сгорели обе деревянные церкви, Никольская в Стрелецкой слободе и Димитриевская в Напрасной. После этого они как бы объединились в один Никольский храм в Напрасной слободе. В 1712-1720 годах он был возведен вновь, но теперь уже каменным и примерно в 40 саженях от предшествующего строения. Историк архитектуры А.Ф. Крашенинников из Москвы отыскал документы о строительстве церкви. В 1714 году договор о возведении церкви заключили с крестьянами Ярославского уезда Ф. Гладцом и А. Шлухолыстовым, но они с работой не справились, и в 1718 году за достройку церкви взялись крестьянин того же уезда Кирилл Остафьев с сыном. Они обязались достроить церковь за 95 рублей.

Это была третья по времени строительства каменная церковь в нашем городе - после двух монастырских, Алексеевско-Владимирской и Успенской, и, следовательно, первая среди приходских. В новой Никольской церкви был устроен придел во имя Димитрия, но не последнего царевича из династии Рюриковичей, а великомученика Солунского. Причину такой перемены архимандрит Димитрий объяснял так: «Смуты прекратились, времена самозванцев прошли, а праздник царевичу Димитрию, несмотря на правительственные распоряжения о торжественном отправлении его, не привился к русскому народу, для которого был более известен св. великомученик Димитрий Солунский».

Пожар в мае 1748 г. вновь повредил Никольскую церковь: сгорела кровля купола и трапезной, в интерьере огонь истребил иконы, ризницу и святые престолы. Прихожане сразу же взялись за восстановление храма, и уже в сентябре 1749 года епископ Феофилакт (Губанов) освятил придельный алтарь св. Димитрия в трапезной. Ремонт всей церкви завершился к 1755 г. «тщанием дворян Фаддея Веневитинова и Павла Титова».

Приход церкви в это время состоял из 79 дворов, в которых насчитывалось 480 душ обоего пола. Причт тогда был двухштатным: священники Василий Яковлевич Харин и Епифаний Леонтьев (прежде здесь же был дьяконом) и дьякон Антоний Епифанов, сын священника. В 1756 году на место отца Василия Харина определился Василий Епифанович Сахаров, прослуживший здесь полвека до своей смерти в 1804 году.

В 1768 году вокруг церкви была устроена каменная ограда, дабы предостеречь двор от добычи песка, во время которой отрывали и растаскивали кости покойников. В 1788 году в главной церкви был обновлен иконостас и расписаны стены, в 1816-1819 годах подобные работы были проведены в Димитриевском приделе.

На церковном кладбище были похоронены купцы Кривошеины, Федот Савостьянович († 1767) и его сын Аврам Федотович († 1770), Сахаровы († 1766), Агапоновы († 1770), Мосалитиновы († 1771). Нашел здесь успокоение и представитель древнего дворянского рода Шеншиных: «1768 года генваря 15 дня представися раб Божий Матфей Афанасьевич Шеншин и положен во гроб, алым сукном и серебром позументы по краям обит и крышка покрыта широким позументом, а на крыше зеленою парчею, погребен у Николы Чудотворца Задонским архимандритом Нифонтом».

В XVII и XVIII веках церковь была одной из самых богатых в городе; это видно из сопоставления размеров пошлин и дани, которые взимались с храмов. Постепенно приход беднел, стали раздаваться жалобы на скудость содержания причта. В 1805 году в приходе состояло 56 дворов и 419 жителей. В 1813 году по ходатайству священников епархиальное начальство временно перечислило к Никольской церкви 75 человек из Богоявленского прихода.

XIX век

В 1830 году купец Алексей Самуилович Мещеряков (сын Самуила «Чугунного») Butterfly устроил в церкви придел в честь своего покровителя, митрополита Московского Алексия, освященный 27 сентября 1831 года. Появление еще одного придела связано с трагическими событиями в жизни города. Во время эпидемии холеры в 1831 году купчихе Дьяковой был во сне знак отслужить в своей церкви молебен перед Толгской иконой Божией Матери и преподобного Кассиана. Видение ее огласилось, икону стали носить по улицам и домам горожан для богослужения, и многие верующие получили исцеление. Семья самой Дьяковой осталась невредимой во время бедствия. В 1836 году купцы Ардалион и Африкан Ляпины исполнили обет Дьяковой и соорудили за свой счет придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Этот придел разместили там, где прежде был Димитриевский, а его отнесли влево, для чего пробили капитальную стену и выложили новую, поэтому северный фасад стал иметь ломаную линию. Возобновленный придел освятили 9 ноября 1841 года во имя святого Димитрия Солунского совместно с преподобным Кассианом Римлянином. В 1839 году те же купцы Ляпины пожертвовали средства на очередное обновление главного иконостаса; в 1864 году была переписана настенная живопись.

Последний в дореволюционные дни ремонт проводился в 1900 году: обрели новый Butterfly вид иконостасы и фрески, во всем храме появилось паровое отопление. По Клировой ведомости 1805 года при храме состояли священник Иоанн Таиров, диакон Петр Сахаров, дьячок и пономарь. С 1815 по 1850 год в Никольской церкви служили священники Лаврентий Малинин и его зять Михаил Милютин. Затем в течение пятнадцати лет сменились четыре священника. В 1866 г. здесь утвердился на четыре десятилетия отец Михаил Иванович Самецкий (1836-1917), при нем в 1881 году открылось церковноприходское попечительство. В 1899 г. упоминаются: штатный диакон Никанор Иванович Воскресенский и псаломщик-диакон Василий Разумовский. Михаила Самецкого сменил отец Феодор Лукин, служивший с диаконом Василием Семеновым и псаломщиком Андреем Сафоновым. Церкви принадлежало 23⅓ десятин земли. Дворов в приходе в конце XIX века насчитывалось 72, в них проживало 492 человека.

XX век. Обновленчество

Старостой церкви с 1908 года был мещанин Иван Ильич Зубков. В 1911 году приход Никольской церкви насчитывал 69 дворов, где жили 429 человек. Священник, диакон и псаломщик жили в подцерковных домах.

Никольская церковь одна из немногих в Воронеже имела отдельно стоящую колокольню, не соединенную с трапезной. На звоннице будоражили округу и напоминали о заутрене десять колоколов, самый большой и звучный весил 300 пудов (4,8 тонны). При входе в трапезную в паперти по левую сторону было устроено помещение для церковно-приходской школы, по правую - караулка.

Жизнь храма и паствы в большевистскую эпоху была нелегкой, впрочем, такой же она была везде, не лучше и не хуже. Выделяет Никольскую церковь из ряда ей подобных то обстоятельство, что она оказалась в Воронеже оплотом обновленцев, или «живоцерковников». Это раскольническое течение сложилось в начале 1920-х годов, находилось под влиянием чекистов и ставило своей целью подрыв авторитета патриарха Тихона и разрушение основ православной церкви. За десятилетие обновленчество свою задачу выполнило и в тридцатые годы само должно было сойти с исторической сцены.

После закрытия Митрофановского монастыря и Троицкого Смоленского собора оплотом обновленчества стал Никольский храм. Здесь служил до 1933 г. митрополит ЦЧО Корнилий (Попов), затем митрополит Иоанн (бывший Калининский). Настоятелем храма в 1931-1935 годах был протоиерей Иоанн Севастьянов.

В 1935 году главой обновленческой епархии в Воронеже стал священник Александр Медведев, присвоивший себе сан митрополита. Одновременно он являлся и настоятелем Никольского собора, жил в сторожке при нем. Помимо него в храме служили «протопресвитер» Иоанн Аскоченский, протоиереи Иоанн Драчев и Димитрий Новиков, протодиакон Иоанн Смирнов, диаконы Алексий Долгополов и Петр Чернышев, псаломщик (в сане священника) Георгий Данилевский.

В феврале 1936 года Медведева арестовали и обвинили в антисоветской пропаганде. Свидетельствовали против него священник Никольской церкви Дмитрий Новиков, изредка служивший в храме заштатный иерей Александр Фиолетов, псаломщик Петр Чернышев. Летом 1936 г. Медведев получил пять лет лагерей и был увезен на Север.

Текстильная местерская.

В апреле 1940 года Центральный райисполком решил закрыть храм. Мотивировка - «в связи с распадом двадцатки и отказом временно исполняющего обязанности председателя двадцатки от сохранности здания и имущества, находящегося в Butterfly Никольской церкви». Исполнявшим обязанности председателя «двадцатки» числился священник из обновленцев Александр Егоров. Чтобы верующие не подыскали себе другого батюшку, срочно была составлена смета на ремонт храма на двадцать шесть тысяч триста тридцать два рубля. Понятно, что такая сумма оказалась общине не по силам. Городской и областной исполкомы утвердили районное решение и передали здание артели имени 21 МЮДа под трикотажную мастерскую. Прихожане не хотели смириться с изъятием у них церкви, поскольку она была последней действующей во всем Воронеже и его пригородах. Две жалобы с сотнями подписей, посланные «всесоюзному старосте» Калинину, вернулись назад для разбирательства и ответа. Чтобы укрепить свои позиции (речь все же шла о последнем храме в областном городе!), местные власти летом и осенью 1940 года развернули на заводах и предприятиях кампанию сбора подписей с требованием использовать Никольскую церковь под учебные цели. Попытки верующих отстоять храм закончились неудачей.

Война. Открытие храма

Великая Отечественная война заставила возвратить храм Русской Православной Butterfly Церкви. Закрытый последним, он первым открылся для верующих в феврале 1942 года по благоволению митрополита Сергия (Старогородского). Богослужения прервались на время немецкой оккупации Воронежа и возобновились в мае 1943 года в полуразрушенном храме. Архиепископ Воронежский и Острогожский Иона (Орлов), священнослужители и прихожане храма организовали сбор средств в фонд обороны. Butterfly При храме находилась тогда кафедра главы епархии. Во время войны в Никольской церкви были разбиты два яруса колокольни, сгорела кровля трапезной и покрытие купола. В мае 1943 в храме были разрешены богослужения для верующих патриаршей ориентации. Одновременно шло восстановление ее прежнего облика по проекту архитектора Бориса Николаевича Зотова; руководил работами инженер Г.М. Курчин. В 1949-1952 годах церковь была восстановлена. Главная святыня храма – икона Святителя Николая с частицей его мощей приобретена на пожертвование Г.И. Большунова. К концу 1940-х годов в Воронеже открылись Казанская и Покровская церкви, к последней перешел статус собора.

Наши дни

Церковь постепенно восстанавливает свое былое великолепие. В 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, храм был заново расписан внутри. В ее интерьере сохранилось немало икон и других предметов культа, относящихся к XIX - началу XX Butterfly века. Не все из них издавна были у Николы, часть перешла сюда во время печальных событий 1930-х годов.

В 1996 году художником К.Д. Ясиновским была исполнена мозаичная надвратная икона, а в 2005 году на колокольне появилась мозаичная икона святителя Николая Воронежского художника Чурюмова. При церкви построен крестильный храм во имя Толгской иконы Божией Матери (по проекту архитектора Н. Тополева).

В настоящее время Никольская церковь постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14 августа 95 г. является объектом исторического и культурного наследия Воронежской области федерального (общероссийского) значения. Настоятелем Свято-Никольского храма является протоиерей Петр Петров.

В ноябре 2009 г. Свято-Никольскому храму была передана Богоявленская церковь села Богоявленовка Семилукского района.



Реликвии и святыни храма

  • чтимая икона Святителя Николая с частицей его мощей
  • икона с частицей святых мощей прп. Евфросинии Суздальской
  • икона с частицей мощей Феофана Затворника
  • икона Божией Матери "Скоропослушница"
  • чтимая икона св. мучениц Веры Надежды Любови и матери их Софии
  • В храме так же находится ковчег со святыми мощами угодников Божиих: св. Иоанна Крестителя, св.муч Мамонта, свят. Милетия Рязанского, свят. Иннокентия Иркутского, св.муч. Дамиана Асийского, свят. Лаврентия Туровского, свят. Иоанна Русского, св. Марсалия Дивногорского и частица Гроба Господня.


    Использованы материалы сайтов: Воронежско-Борисоглебская епархия, БВФ, Никольское Благочиние, сайт Никольского храма
    Использованная литература: А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа"
    П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
    Моя статья в Википедии Яндекс-фотки

    Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
    Яндекс.Метрика