Воронеж. Петропавловская (Крестовоздвиженская) церковь (утрачена)

Петропавловская церковь — православный храм Воронежской епархии. Была расположена в историческом центре Воронежа.

Улочки Вайцеховского (прежде Вигелевская) и Цюрупы (Сахаровская, потом Петропавловская) сходятся к улице Каляева (прежде - вторая Петропавловская) под острым углом, и трудно поверить, что на стесненном пространстве между ними мог поместиться церковный двор. И тем не менее это так: почти два века здесь стояла церковь. Сейчас никаких зримых примет ее на местности обнаружить невозможно, следы сохранились лишь в старых публикациях и архивных документах. Официально церковь именовалась Крестовоздвиженской, но в обиходе употреблялось ее более раннее имя, по которому и улица Цюрупы прежде была Петропавловской.

Петропавловская

Петропавловская церковь в Воронеже была построена в 1730 году и освящена 26 февраля 1731 года. Ее приход составляли казенные мастеровые суконной мануфактуры Максима Сергеевича Тулинова (1682 - после 1763), расселившиеся от Поповорыночной улицы (ныне улица Степана Разина) до Акатова монастыря.

Первоначально церковь была деревянной, она находилась между усадьбами промышленников Сахаровых и Тулиновых, ближе к пересечению с теперешней улицей Каляева. В 1758 году сколотивший большое состояние фабрикант начинает строительство на свои средства каменной церкви немного выше прежней. Тулиновы на протяжении многих десятилетий жертвовали большие суммы на ремонт и благоустройство храма, который, по сути дела, стал для них родовым духовным очагом. В августе 1765 года епископ Тихон Задонский освятил церковь в честь апостолов Петра и Павла. Придел в трапезной предназначили Димитрию, митрополиту Ростовскому, незадолго перед тем канонизированному (вторично освящен 17 сентября 1805 года).

Из «Синодика купцов Елисеевых» видно, что в XVIII веке у Петропавловской церкви были похоронены купцы Глумовы, Титовы, Клочковы, Сахаровы. Здесь же, неподалеку от собственного жилья, находили вечный покой и сами Тулиновы: в октябре 1763 года - Ирина Борисовна, жена фабриканта Василия Максимовича; в сентябре 1771 года - ее невестка Елизавета Федоровна. А похороны молодого хозяина мануфактуры произвели впечатление на весь город: «1764 года мая 3 дня представися раб Божий воронежский купец и суконной фабрики содержатель Иван Васильев сын Тулинов и погребен сего ж мая 5 дня в день Преполовения Господня в приходе верховных апостолов Петра и Павла Преосвященным епископом Тихоном со всеми соборными и приходскими священниками, а жития его было от роду 31 год; гроб был покрыт голубым цветным штофом; крышка - малиновым глазетом; а на погребении было народу так много, что хотя в большом ходу столько и не возможно было одному человеку проминовать, чтобы не плакать о таких честных людях в г. Воронеже, нельзя сказать, чтоб был кто с таким состоянием жил, как он, упокойник; а на который день он погребен, тот день и рождение его, да и того ж дня покойная матушка его Ирина Борисовна была именинница, а во гроб положен в голевом кофейном кафтане».

Крестовоздвиженская

В 1801 году церковь сменила своего небесного покровителя. Богатый и набожный купец Семен Андреевич Аникеев преподнес храму крест, в котором находились частицы ризы и древа Креста Господня и мощей 86 святых угодников. Ради такого ценного дара церковь переосвятили в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, алтарь же Петра и Павла перенесли во второй придел и освятили 26 января 1802 года. Храм стал именоваться Крестовоздвиженским. Новая реликвия завоевала уважение верующих: со всего города приглашали священников с чудотворным крестом для водосвятных молебствий.

Спустя несколько лет после превращения церкви в Крествоздвиженскую, в 1805 году была построена трехъярусная 27-метровая колокольня. На протяжении XIX века интерьер храма неоднократно изменялся: подновлялся иконостас, переписывалась роспись стен, появлялись новые иконы. Шесть из них были написаны в 1876 году местным изографом М.И. Боковым (1828-1884). В 1897 году в здании появилось водяное отопление, около двух тысяч рублей на эти цели пожертвовал купец Митрофан Кабаргин (1837-1913), староста прихода. В конце позапрошлого века живший по соседству Кабаргин как бы подхватил эстафету благотворительности по отношению к Петропавловской церкви, выпавшую из рук угасшего рода Тулиновых. Похоже, и в 1832 году намечались какие-то ремонтные работы; по этому случаю архитектор Семен Соколов «снял с натуры» план и фасад существующей церкви, послуживший основой для позднейшей иллюстрации.

В 1893 году при храме было учреждено попечительство, оказывавшее материальную Butterfly помощь малосостоятельным прихожанам за счет частных пожертвований. В 1895 году открылась одноклассная приходская школа, несколько лет спустя для нее было построено специальное помещение. Школьные расходы покрывал в основном все тот же Митрофан Кабаргин. В 1916 году занятия вели священник отец Феодосий Игнатов и учительница М.М. Львова. Штат церкви состоял из трех человек. Сорок четыре года в ней прослужил (с 1792 года) протоиерей Петр Семенович Кутепов, пять лет - его сын Симеон. В 1805 году приход насчитывал 140 дворов, где проживали 525 душ мужского пола и 636 женского. С 1842 года вплоть до начала XX века у Петра и Павла утвердилась священническая династия Лукиных - Орловых. Более чем за семьдесят лет сменилось всего три человека: с 1842 по 1871 год служил протоиерей Иоанн Лукин (1808-1876), до 1893 года - зять его Александр Орлов (1831-1898), затем сын последнего Николай Орлов (1855-1910). Диаконом в 1899 году отмечен Алексей Казмин. Дворов в приходе в конце XIX века насчитывалось 99, в них проживало 528 человек.

XX век

В 1906 году в приходе насчитывалось 68 дворов и около 400 человек здесь регулярно Butterfly исповедывались и причащались. В 1911 году приход немного вырос: 85 домов, 450 прихожан. Здесь служили священник Феодосий Игнатов и псаломщик Михаил Кмита. Церковь по городским меркам была довольно бедной: она не имела в своем владении никаких построек, ни домов для причта, ни земли, а на жалованье священнику, дьякону и псаломщику шли банковские проценты с капитала в шестнадцать тысяч рублей. Храм окружала каменная ограда протяженностью более двухсот метров. От прежде обширного погоста в 1910-е годы налицо было только четыре могилы - тулиновского зятя фабриканта Филиппа Вигеля (1805-1877), священников Иоанна Лукина и Александра Орлова и генерала от инфантерии Павла Юнеева (1826-1907).

В революционные бури власть нашла время, чтобы учесть драгоценные металлы в чужих карманах. В конце 1918 года священник Феодосий Игнатов составил подробнейшую опись по своему храму, включив не только всю утварь, но и указав вес риз каждой из 28 икон. Шесть наиболее значимых икон содержали в окладе 107 фунтов 6 золотников серебра. Значилось в перечне и Евангелие, окованное в серебро, вес его (с бумагой) равнялся 24 фунтам. В 1921-1922 годах значительная часть ценностей была изъята под маркой помощи голодающим крестьянам Поволжья.

Все эти события оказались не концом, а лишь началом тяжелых испытаний. В конце Butterfly 1920-х годов храмы в Воронеже закрывали один за другим. Летом 1929 года пошли слухи об изъятии у верующих Петропавловской церкви. Священник Василий Сребрянский решил направить в органы власти петицию от своих прихожан с просьбой не трогать общину и не лишать ее молитвенного здания. Он обошел большинство домов в округе и собрал сотни подписей в поддержку ходатайства. Не знаю, каково пришлось «подписантам», но батюшку Василия весь август 1929 года таскали на допросы, хорошо хоть, не в О ГПУ, а в милицию, но обвиняли-то все равно в контрреволюции.

Церковь все же один год продержалась; ее закрыли по решению облисполкома в январе 1931 года и передали под «культпросветнадобности»: для школы фабрично-заводского ученичества маслозавода. Наверное, не очень уютно чувствовали себя юные «фабзайчата» в громадном промерзшем храме. Продержались они тут все тридцатые годы или церковь перешла еще в одни руки - я не знаю. В годы Великой Отечественной войны постройка была сильно повреждена, и хотя с 1944 года в ней находились жилые квартиры, в конце 1950-х годов ее снесли. На этом месте вырос пятиэтажный жилой дом по улице Цюрупы напротив воинской части; часть его занята служебными помещениями.

Реликвии и святыни храма

  • Частицы ризы и древа Креста Господня и мощи 86 святых угодников (утрачено)

  • Использованы материалы сайта: Большой Воронежский Форум
    Использованная литература: А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа"
    П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"

    Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
    Яндекс.Метрика