Воронеж. Церковь Самуила Пророка

Церковь Самуила Пророка — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в городе Воронеж.

В дополнение к существовавшим Терновому и Предтеченскому кладбищам, в начале XIX века, в Воронеже возникло еще одно городское кладбище. Под него отвели обширный участок в конце Старо-Московской улицы, обязанной своим названием проходившей здесь некогда дороге на Москву. По генеральному плану 1774 года выезд в первопрестольную был переведен на Большую Московскую улицу, старый тракт запустел. Четверть века спустя Старо-Московская (ныне улица Карла Маркса) стала упираться в погост.

Судя по планам города, церковь и кладбище появились одновременно. В 1808 году в створе улицы была построена Вознесенская церковь, она и дала официальное имя кладбищу. Но оно практически не употреблялось, все горожане знали кладбище как Чугуновское. Храм строился на пожертвования богатого купца Самуила Никитича Мещерякова, за огромную физическую силу прозванного "Чугунным". Каменная с трехъярусной колокольней церковь, построенная в стиле зрелого классицизма, имела в ряд с главным алтарем два придела: апостола Иоанна Богослова и Владимирской иконы Божией Матери.

XIX век

Вознесенский храм не отапливался и поэтому считался холодным, или летним. Десятилетие спустя после его появления на кладбище начали строить вторую церковь, что было исключительным случаем. Народное предание, записанное Д.И. Самбикиным, дает этому событию такое толкование. Побуждением к постройке второй церкви стало то, что во вновь возведенной повесилась какая-то девушка. В храме уже был поставлен иконостас, рабочие отправились обедать и по возвращении увидели самоубийцу. По решению епархиального начальства Вознесенская церковь до времени оставалась неосвященной. Возможно, все произошло именно так, как это сохранила народная память, но можно найти и другую, более логичную причину: желание иметь теплый храм для зимнего времени. И эта церковь была построена по обету и на средства купца Мещерякова в 1822-1824 годах. Наименовали ее во имя Самуила. Церковь святого Самуила была меньших размеров без колокольни и внешним видом походила на длинный полуовальной формы дом. Оба храма воспринимались как единое целое, в них служили одни и те же священники.

Кладбищенская церковь сохранила часть своих документов, оказавшихся в архиве. В Butterfly приходо-расходной книге, заведенной в мае 1824 г. и полученной «из консистории для записки имеющего быть в оной церкви прихода во всем по разосланным образцам», отражен бюджет церкви. Доходных статей значилось немного: продажа воска, свечей, исполнение погребальных треб, кружечный сбор - это давало от пятидесяти до ста рублей в месяц. Первоначально клир Вознесенской церкви состоял из одного штата (4 человека); в 1822 году был добавлен еще один священник, но без особого причта. На жалованье причту шли проценты с капитала в десять тысяч восемьсот семьдесят один рубль, на содержание и ремонт церкви имелись семь тысяч двести восемьдесят шесть рублей кредитными билетами. Из приходо-расходной книги видно, что в 1880-е годы священник Николай Хитров начал сбор пожертвований «на украшение храма», а затем и «на расширение храма». В 1883 году купец Иосиф Гаврилович Синицын внес четыреста пятьдесят рублей, в 1900 году церковный староста Никанор Яковлевич Пучков - четыре тысячи пятьсот рублей, купец Паньшин - пятьсот рублей, общество слободы Ямской - триста рублей.

XX век

Кладбище и церкви продолжали действовать и после революции. За 1921-1927 годы сохранилась «записная книга о родившихся и крестившихся, умерших и погребенных на Вознесенском кладбище».

Вознесенскую церковь закрыли в 1929 году. В следующем году в церкви Самуила разместили общежитие беспризорников. В 1931 г. началось разорение кладбища. По решению городского совета приступили к сбору металлолома и ликвидации памятников «незарегистрированных, то есть тех, на которые заявок о желательности их дальнейшего сохранения при проведении инвентаризации не поступило». И хотя облисполком в своем протоколе 10 мая 1931 г. отметил, что "имели место факты разрушения отдельных и зарегистрированных памятников", и предложил горсовету принять меры к исправлению ошибок, начало гибельной стихии было положено. Butterfly В октябре 1933 года в местной газете появилась заметка с предложением устроить на месте кладбища парк. Автор ратовал за сохранение природы, а о могилах обмолвился лишь одной фразой: кладбище «сейчас закрыто и ничем не напоминает своего прошлого». В июле 1936 года прошла информация о том, что на Чугуновском кладбище оборудуется теннисная база на четыре корта.

В 1943 году в Вознесенской церкви разместили стекольный завод. В акте осмотра храма осенью 1944 г. отмечено, что во время оккупации здание горело, в результате чего остались только кирпичные конструкции. Стены имеют две вертикальные трещины. После небольшого ремонта здесь установили плавильные печи, они действовали семь лет. В 1951 г. заводик закрыли, церковь несколько лет пустовала, и ее стали исподволь разбирать на кирпич.

10 декабря 1959 года городские власти приняли решение о строительстве спортивно-оздоровительного комплекса. В 1960 года в центре кладбища был вырыт котлован и заложен фундамент, затем строители ушли. Работы, возобновленные в 1967 г., с тех пор велись ни шатко, ни валко почти двадцать лет. Несколько могил и даже один склеп сохранялись до начала 1980-х годов. Затем территорию благоустроили, бульдозером сровняв все холмики с землей: шла подготовка к открытию дворца спорта "Юбилейный". Что же, вполне в духе Воронежа - очередной очаг культуры на людских костях...

На территории Чугуновского кладбища сохранилась Самуиловская церковь. Долгое время ее под мастерские занимали художники и скульпторы. Еще стоит один пилон от въездных ворот, раньше он был частью городской заставы. В 1993 году храм святого пророка Самуила передали епархии. Здесь проводятся богослужения.

В настоящее время Церковь Самуила Пророка постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.95 г. является объектом исторического и культурного наследия Воронежской области местного значения.



Реликвии и святыни храма

  • Чтимая икона пророка Самуила

  • Использованная литература: А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа"
    Использованы материалы сайта: Воронежско-Борисоглебская епархия
    Яндекс-фотки

    Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
    Яндекс.Метрика