Воронеж. Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Церковь Спаса Нерукотворного Образа — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в городе Воронеж.

Здание храма состоит из разновременных частей. Объемы середины XVIII в. выполнены в формах барокко. Пристройки XIX в. выдержаны в формах «тоновской» архитектуры, стилизующей древнерусские формы. Храм увенчан двумя куполами: над главным приделом (23 м) и над колокольней (28 м).

XVII век. Деревянная церковь

Первое упоминание о находящейся в воронежской крепости церкви относится к 1676 году. Именовалась она тогда «Преображения Господа нашего Иисуса Христа». Архимандрит Димитрий Самбикин считал, что Спасская церковь выстроена вместо нее, но существует мнение автора статьи о храме в «Воронежской старине» за 1905 год Т.Д. Попова. Он отмечет, что Преображенский храм уже в раннюю пору одновременно именовался Спасским. Есть об этом упоминание в документах, да и древняя икона Преображения Господня оставалась особо чтимой в новом храме. Церковь также упоминается в Переписной книге Воронежского уезда 1678 года: ...Церковь Преображения Господа нашего Иисуса Христа да придел великого чудотворца Николая. А у церкви во дворе поп Артемей Тимофеев, у него же попа живет на купленном месте портной мастер Дмитрейко Родионов...

XVIII век. Каменная церковь

С 1741 года начинается история каменного здания. В тот год посадские люди во главе со священником Михаилом Феоктистовым обратились к епископу Иоакиму (Струкову) с просьбой разрешить построить «наместо обветшавшей деревянной церкви всемилостивого Спаса каменную во имя же всемилостивого Спаса».

В следующем году среди прихожан был пущен подписной лист по сбору средств. Суммы вносились самые разные, в зависимости от достатка от нескольких копеек до четырехсот рублей. Первоначальный капитал скопили, и в 1744 году новый иерарх, Феофилакт, разрешил приступить к переустройству церкви. Придел во имя святого Николая Чудотворца епископ освятил 11 ноября 1750 г. Основной же храм во имя нерукотворного Спаса был завершен пять лет спустя, к 1755 году.

С возведением еще одного придела, во имя Смоленской иконы Божией Матери (одним именем церквей в городе не называли, но одноименные приделы существовали), связана курьезная история. У Агафьи, вдовы флотского офицера Янова, грека по национальности, хранилась «местночтимая» Смоленская икона Божией Матери. Сам Янов не успел подыскать ей достойное место в храме. Агафья же стала устраивать дома молебны перед образом Богородицы, приглашала для этого окрестных священников и собирала деньги для строительства придела в честь реликвии. Епископ Тихон III счел домашние службы неприличными, наказал священников (в их числе оказался и Алексей Болховитинов из Ильинской церкви) и вдову. Но придел при Спасском храме во имя иконы Смоленской Божией Матери все же был выстроен и освящен в 1777 году. Туда и перешла икона «древнего письма» в серебряной позлащенной ризе.

Приходское кладбище вокруг Спасской церкви сугубого внимания купцов Елисеевых не привлекало. Они отметили здесь только похороны купца Василия Черницына в 1765 году и через пять лет - жены купца Анны Бозлуковой.

XIX век. Перестройки храма

В XIX веке Спасской церкви пришлось претерпеть немало перестроек. В 1841 г. была расширена трапезная с алтарями, переделаны ее своды. В 1851 году вместо «низкого, темного и непоместительного» выстроен новый главный алтарь.

В 1854 году в старой колокольне обнаружились опасные трещины, угрожавшие обвалом. Местный архитектор Егор Харитонович Гиацинтов (1825 - после 1861) предложил возвести заново четырехъярусную колокольню и вынести приделы из трапезной к главному алтарю. Его проект отправили на рассмотрение в столицу империи, где «для большей устойчивости церкви и для благовидности фасада» чертежи решено было доработать. Проект перестройки храма утвердил сам Александр II 29 января 1857 года. Работы по нему были осуществлены в 1857-1859 годах, хотя и не полностью: колокольня по сравнению с первоначальным замыслом была снижена и в натуре оказалась двухъярусной. По обе стороны ее первого яруса пристроили караулку и кладовую, при входе - паперть.

Позже вокруг церкви в два приема возвели ограду, в 1880 году устроили новые иконостасы. В 1859 г. купеческая вдова Олимпиада Яковлевна Синицына внесла пожертвования на содержание престарелых и одиноких женщин, в 1895 году к этому еще прибавился дар купца Федора Федоровича Бухонова. На эти деньги в конце века близ церкви была построена небольшая каменная богадельня. В это же время появилась школа грамоты для начального обучения детворы.

Священники церкви

Спасский храм был одноштатным, его клир насчитывал трех человек: священник, Butterfly дьякон и псаломщик. Жалованием им служили арендная плата за 17 десятин пашенной земли, банковские проценты с пяти с половиной тысяч рублей и доброхотные подаяния за исполнение треб. Священники этой церкви наряду со служением в ней преподавали в различных учебных заведениях. В XVIII веке длительный срок служил здесь отец Михаил Спасовский (1719-1779). В 1805 году при церкви были два священника - Иаков Баженов и Иоанн Мартинов, да еще диакон, дьячок и пономарь. Приход составлял 230 домов, в которых проживали полторы тысячи человек.

С 1863 по 1865 год священником был Михаил Иванович Некрасов, постригшийся позже в монахи и достигший епископского достоинства с именем Лаврентия. Его сменил до 1874 г. отец Иван Смирпицкий. В 1883-1900 годах настоятелем у Нерукотворного Спаса был Александр Васильевич Палицын (1852-1928), перешедший затем к Чугуновской кладбищенской церкви.

С 1900 года в Спасском храме обретался Тихон Дмитриевич Попов (1876-1962), который вскоре приобрел известность как богослов. С момента создания сельскохозяйственного института в 1913 году он занял там кафедру богословия, стал профессором, был избран депутатом в четвертую Государственную думу. До недавних пор мы мало что знали о его послереволюционной судьбе. Лишь недавно игумен Дамаскин (Орловский) опубликовал документы, из которых следует, что Тихон Попов в 1920-е годы был не только одним из лидеров воронежского обновленчества, но и секретным сотрудником ОГПУ, завербованным еще в 1920 году. Выполняя волю карательного ведомства, он вносил смуту в умы верующих, раскалывая церковь изнутри, способствовал арестам активных борцов с обновленчеством.

Помимо священника здесь с 1886 года служил диакон Иван Иванович Вележев и с 1904 года - псаломщик Александр Пульхров. Штатным диаконом в 1899 году упоминается Лука Виссарионович Корыстин. Старостой церкви был купец первой гильдии Василий Николаевич Яковлев (1851 - после 1917), между прочим, дед известного актера Юрия Яковлева. Перед революцией приход Спасской церкви насчитывал 113 дворов, где жили 646 человек. Прихожане были рассеяны по всему Воронежу, обитали даже в пригородной слободе Чижовке. Это приводило, как отмечал священник, к отсутствию тесных связей прихожан с храмом и пастырем, к их взаимному отчуждению.

XX век

Революция 1917 года, которую встретил в Спасской церкви священник В.А. Butterfly Милоградский, сразу вроде бы не внесла особых перемен в веками отлаженную религиозную жизнь. Но это оказалось началом конца, предвестником скорой гибели. В декабре 1918 г. от Милоградского потребовали отчета о сокровищах храма. Батюшка особо не усердствовал, назвал лишь богослужебные предметы безо всякого их взвешивания: пять крестов напрестольных, два ковчега, три сосуда с приборами, пара венцов, два кадила и четыре лампады.

После революции храм захватили раскольники «григорианцы». В начале 1930-х годов Butterfly храм у верующих отобрали, общину разогнали. Здание церкви передали госархиву под хранилище документов. Архив владел им совместно с типографией Управления внутренних дел. Колокольня и купол оказались усеченными, вся церковь из-за этого выглядит придавленной к земле.

По всей видимости, разрушение церкви относится к периоду временной оккупации правобережья в период Великой Отечественной войны. По данным на 1944 год, Спасская церковь пребывала в ведомстве НКВД.

В конце 1993 года Спасскую церковь решено было возвратить епархии. Но реально Butterfly это было сделано лишь через два года, в ноябре 1995 года. И хотя типография УВД еще оставалась в здании, 19 ноября 1995 г. в храме состоялась первая служба. Восстанавливать храм (в первую очередь, Никольский придел) начинал священник Евгений Солодков. В июле 1997 г., во время земляных работ, в храме были обнаружены останки жертв красного террора, среди которых, по всей видимости, были и духовные особы. Останки были перезахоронены за церковным алтарем.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14 августа 1995 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения.




Реликвии и святыни храма

  • икона Божией Матери «Скоропослушница»
  • икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
  • икона Покрова Пресвятой Богородицы
  • икона святителя Николая Чудотворца
  • икона преподобного Серафима Саровского

  • Использованы материалы сайтов: Воронежско-Борисоглебская епархия, БВФ
    Использованная литература: А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа"
    Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
    П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
    Моя статья в Википедии Яндекс-фотки

    Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
    Яндекс.Метрика