Воронеж. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в городе Воронеж.

Путникам, въезжающим в город с Чернавского моста по улице Степана Разина (прежде Поповорыночная), виден слева позолоченный купол маленькой церковки, стоящей на обрыве невысокого холма. Это Тихвино-Онуфриевская церковь. Во второй половине XVIII века она служила семейным храмом богатого рода фабрикантов Гардениных. Об истории ее сооружения - позже, а пока несколько слов о двойном названии, которым обязана она главному храму и приделу. Основной престол церкви посвящался Тихвинской иконе Пресвятой Владычицы Богородицы, празднование дня обретения которой проходило 12 (25) июня. Икона Богородицы первоначально находилась в Константинополе. В 1383 году, носимая ангелами, она явилась на Руси. Остановилась икона при реке Тихвинке в Новгородской епархии; на месте ее чудесного явления в 1556 г. был основан одноименный монастырь, где и сохранялась икона. В память ее чудотворных свойств нарекались храмы по всей Руси. Придельный алтарь обязан своим именем преподобным и богоносным отцам Онуфрию Великому и Петру Афонскому. Это старцы-пустынники, изображавшиеся на иконах непременно с большими бородами, один из них жил в IV, другой - в VIII веках.

XVIII век

В первой четверти XVIII века сюда, за городскую черту, переселился Потап Никитич Гарденин (1689-1746), ставший крупным фабрикантом - производителем сукна. Вскоре поблизости сложился целый комплекс жилых и производственных построек, обязанных своим существованием ему и его наследникам. В апреле 1735 года Гарденин направил прошение воронежскому епископу Иоакиму: «Желаю я, нижепоименованный, по намеренному своему обещанию, в граде Воронеже в Беломестной слободе, построить вновь святую каменного здания церковь во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской с приделом, в котором желаю быть во имя преподобных Отец наших Онуфрия Великого и Петра Афонского из своего собственного единого кошта для того, что я от других градских церквей имею жительство в дальнем расстоянии, от которого в доме моем во всяких случившихся потребах бывает немалая нужда, за которую без церкви мне, нижепоименованному, никакой мерности пробавиться невозможно».

Вскоре неподалеку от жилого дома фабриканта церковь была заложена. Под ее двор выделили участок 80 на 80 сажен (170 на 170 метров). Строительство велось неспешно, только 8 марта 1741 года освятили верхний деревянный придел во имя святых Онуфрия и Петра. Пять лет спустя была завершена и молитвована вся церковь, со временем получившая название Тихвино-Онуфриевской.

В 1758 году деревянный придел во втором ярусе сгорел, при пожаре повредились даже каменные стены трапезной. Через четыре года Гарденины-младшие восстановили домашнюю церковь, теперь были устроены два каменных придела в самой трапезной на первом этаже. К существующему добавился еще придел в честь трех вселенских святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В конце XVIII столетия возросшее число прихожан потребовало расширения богослужебного здания, и в 1795 году перестройка церкви завершилась. Последний раз в дореволюционное время она подверглась реконструкции в 1873 году. Придельные алтари тогда были вынесены из трапезной и поставлены в один ряд с главным алтарем. Храм приобрел свой окончательный вид.

XIX век

Из достопримечательностей автор исторического описания церкви протоиерей Butterfly Василий Горьковский (1908) отмечал в ней прекрасную икону святых Онуфрия и Петра, написанную в 1819 году местным художником Иваном Шевцовым, и «очень древнюю» икону Тихвинской Божией Матери в позлащенной ризе, унизанной жемчугом. «Весу в оной вместе с киотом - 1 пуд 11,5 фунтов» (почти 21 кг).
Имелось в церкви и святое Евангелие 1759 года тиснения с серебряным окладом, переплетенное в две доски. Общий вес фолианта, подаренного богомольцем Петром Кондратьевым, составлял 1 пуд и 23,25 фунта.

На церковной земле в начале прошлого века находились каменная сторожка, сарай Butterfly для топлива, открытая в 1894 году приходская школа, в которой состояли две учительницы - грамоты (Зинаида Ключанская) и рукоделия (Надежда Егорова). На содержание причта (два священника и два псаломщика) шли банковские проценты с капитала в пятнадцать тысяч рублей. Приход был невелик: в 1805 г. - 149 дворов, в 1908 г. - 160 дворов на окрестных улицах Поднабережной, Манежной, Чернавской, Левой и Правой Суконовках, где проживали 926 человек, а век спустя - 1088 человек. Когда-то здесь обитали работные люди с гарденинской суконной мануфактуры: для них, собственно, и строилась церковь. К началу XX века об этом напоминали лишь названия улиц. Одна из фабрик была занята под военную казарму, вторая превратилась в жилой дом, а гарденинский особняк давно уже отошел городскому обществу.

Священники церкви

Службу в Тихвино-Онуфриевском храме начинал в 1741 отец Гавриил Васильев. Затем сюда перешел из Придачи его сын Андрей, священствовавший в 1751-1785 годах. В 1805 г. служили священник Филипп Вельский и диакон Василий Петров. Михаил Скрябин (1810-1893) провел у Онуфрия Великого всего пять лет (1843-1848) и был переведен протоиереем в кафедральный Троицкий собор.

Прежнее свое место он передал отцу Христофору Сабинину († 1882), служившему до Butterfly 1872 года. Протоиерей Михаил Петропольский в память о четвертьвековом пастырском служении был погребен у алтаря († 1893). Год спустя корреспондент газеты «Дон» сокрушался, что могила протоиерея не ухожена. С 1893 по 1908 настоятелем церкви был кандидат Киевской духовной академии протоиерей Василий Петрович Горьковский (1864-1937). После революции, овдовев, он перешел в черное духовенство и стал епископом Богучарским с именем Владимира. Будучи викарием Воронежской епархии, в 1928 году он осудил попытку своего владыки, епископа Алексия Буя, выступить против церковной политики митрополита Сергия (Страгородского). Штатным диаконом в 1899 году упоминается Алексей Иванович Воскресенский, псаломщиком служил Гавриил Васильевич Снесарев. Старостой с 1900 года был губернский казначей Михаил Рубинов. В 1911 году в храме служили священники Владимир Автономов и Евтихий Воскресенский, диакон Иоанн Богомолов, псаломщики Алексий Кмита и Иаков Кесаревский. Приход насчитывал 152 дома, где проживали 1135 человек. С трех сторон церкви, кроме западной, было отмежевано более чем по 20 аршин под кладбище, где погребали только членов семьи Гардениных и местных священников. После 1772 года это была единственная в городе приходская церковь, возле которой разрешалось регулярно хоронить мирян. У каменных стен покоится храмосозидатель Потап Никитич Гарденин, его сын Андрей (1723-1776), внук Иван Андреевич (1752-1772), невестки Мария Адриановна († 1760) и Екатерина Ивановна († 1796). Сохранилась ли роль фамильного кладбища клана Гардениных в XIX веке, сказать трудно.

XX век

Все это было в прошлом. Новая власть стала диктовать свои законы. В конце 1918 Butterfly года от настоятеля Владимира Автономова затребовали сведения об имеющихся в храме золотых и серебряных изделиях. В представленном им диаконом Василием Кармановым и старостой Д. Зеленевым списке означено сорок пять богослужебных предметов. В числе их были шесть напрестольных крестов (один, самый крупный, с финифтяным распятием, весил 3 фунта 7 золотников), семь дарохранительниц (в том числе потянувшие на 11 фунтов 60 золотников и на 7 фунтов 15 золотников). Судьба этих предметов всем понятна...

В годы Гражданской войны, в конце 1919 - начале 1920-го года, на подворье Тихвино-Онуфриевской церкви Губчека разместила концлагерь, где в строгой изоляции содержались несколько сот человек с длительными сроками заключения, у многих была формулировка «изолирован до конца гражданской войны». Неизвестно, как отреагировали священники Владимир Автономов и Евтихий Воскресенский на прекращение службы в храме и на использование его в целях, весьма далеких от постулатов религии. В нелегких условиях начала 1920-х годов церковь все же возобновила свою деятельность на десять лет. Окончательно советская власть разделалась с Тихвино-Онуфриевской церковью в октябое 1932 года. Священник отец Алексей Аристов еще в январе 1932 года был выслан на Урал. В самом решении облисполкома о закрытии церкви значилась передача здания под диспансер; в поддержку этого якобы высказались 3482 человека. На самом деле храм отдали под производственные нужды. Вскоре была разобрана двухъярусная колокольня (трудно сказать, произошло ли это в тридцатые годы или она была разрушена в годы Отечественной войны), как раз та часть сооружения, которая не подвергалась переделкам и наиболее полно отражала стиль времени строительства - аннинское барокко.

До начала 1980-х годов в церкви находилась фабрика «Игрушка», трапезную Butterfly и храмовую часть опутали трубы газопровода и вентиляции. Почти десять лет Тихвино-Онуфриевская церковь пустовала и пребывала в стадии реставрации. Проект восстановления церкви, выполненный еще в 1978 году архитекторами И. Сергеевым и Г. Чесноковым, предусматривал строительство колокольни на сохранившемся первом ярусе и возрождение окрестной застройки. Планы использования здания придумывались в те времена самые разные: отдел природы Краеведческого музея, отдел декоративно-прикладного искусства Художественного музея, декорационный цех местных театров, Музей промышленности края. Воронежская специальная научно-реставрационная мастерская изготовила еще один проект (его автор - архитектор Ю. Атанова) и подновила церковь. Над трапезной к середине 1980-х годов появилась кровля, восстановленный купол увенчал кованый крест, исчезли горы мусора.

В начале 1990-х годов городское историко-просветительное общество «Мемориал» Butterfly хотело устроить в Тихвино-Онуфриевской церкви часовню памяти бесчисленного множества наших соотечественников, ставших жертвами сталинщины. Архитектурно-планировочное управление сделало очередной проект благоустройства территории вокруг церкви (автор Ю. Грачев).

Тем временем в октябре 1990 г. Тихвино-Онуфриевская церковь со всем прилегающим участком и постройками была возвращена епархии. Около года прихожане «отвоевывали» храм от арендовавшего его кооператива, потом наводили в здании элементарный порядок. 28 декабря 1991 года был освящен один из придельных алтарей, что знаменовало собой начало возвращения к исконному предназначению здания. В январе 1992 года настоятелем храма был назначен священник Владимир Левшук. Ему приходилось выступать и как духовному пастырю создающегося прихода, и как руководителю ремонтных работ. Богослужения первоначально велись в правом крыле, остальная часть здания еще обустраивалась. С восстановлением колокольни в 1996 году достойный облик вернулся ко всему храму. Купола храма и колокольни были покрыты сусальным золотом. Основной источник всех расходов - пожертвования паствы. Отец Владимир Левшук вел службу до августа 1997 года, когда получил послушание - возводить новый храм во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. Для квартиры священника восстановлен каменный подцерковный дом. В 1995 году возвращено и каменное одноэтажное здание, оно тоже находится на земле, которую почти 260 лет назад отвел храму фабрикант Гарденин. Здесь открылась воскресная школа для детей и взрослых.

Храм является памятником архитектуры. Здание состоит из разновременных частей и сочетает стили барокко и классицизма. Наиболее ранним является ядро храма – высокий «четверик», над которым возвышается «восьмерик», несущий главку. К «четверику» примыкают поздние объемы XVIII века: средняя апсида храма и трапезная с основанием колокольни. Боковые приделы с алтарными апсидами относятся к последней четверти XIX века. В интерьере фрагментарно сохранилась отделка XIX века в виде филенок и розеток. Высота храма – 20 м, колокольни – 25 м.

В настоящее время Тихвино-Онуфриевская церковь постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.95 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения.



Реликвии и святыни храма

  • икона святых Онуфрия и Петра, 1819 (судьба неизвестна)
  • икона Тихвинской Божией Матери в позлащенной ризе, унизанной жемчугом

  • Использованы материалы сайтов: Воронежско-Борисоглебская епархия, Большой Воронежский Форум
    Использованная литература: А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа"
    П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
    Яндекс-фотки

    Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
    Яндекс.Метрика