Воронеж. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (церковь Успения слободы Монастырщенка) — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в Левобережном районе города Воронежа.

Сейчас в нашем городе оказались два одноименных храма: на правом и на левом берегах водохранилища, друг против друга стоят церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Такое соседство не случайно: церковь в слободе Монастырщенке Воронежского уезда (на левом берегу) названа по имени старинной правобережной. Поселение на левом берегу реки Воронеж, напротив города, сложилось в XVII веке. Маленькая деревенька Клементьевка упоминается в «Дозорной книге» 1615 года, составленной Григорием Киреевским. В писцовых книгах 1629 года она значится принадлежащей Успенскому мужскому монастырю, отсюда и сменившееся ее название - Монастырщенка. С упразднением Успенской обители в 1700 году, в разгар кораблестроения, вотчина отошла к Алексеевскому Акатову монастырю.

Строительство церкви

До середины XIX века церкви в Монастырщенке не было, и крестьяне посещали ближайшие храмы в губернском городе (церкви Успения и Иоанна Предтечи) и в волостном ­ слободе Придаче (церковь Рождества Христова). Но число дворов росло, в канун отмены крепостного права их насчитывалось 177, где проживало 524 мужчины и 608 женщин. В 1840-е годы жители слободы решили ставить церковь. Архиепископ Воронежский и Задонский Игнатий (Семенов) благословил их на это богоугодное дело. С помощью "сборной книги" накапливались средства за счет добровольных пожертвований. Особое старание проявил крестьянин Иосиф Васильевич Синицын, он по праву именовался строителем храма и полтора десятка лет был церковным старостой. Достаточную сумму денег собрали, и в 1848 году церковь возвели.

Два года спустя по благословению Высокопреосвещеннейшего Парфения, архиепископа Воронежского и Задонского, в трапезной были устроены приделы в честь апостола Иоанна Богослова и преподобного Сергия Радонежского. Один из престолов был создан на средства купца Сергея Петровича Ефимова (1754-1850). Умершая в 1849 году в Спасском приходе купчиха Анна Филипповна Тяхова в своем духовном завещании оставила средства на «Новостроящуюся церковь на Монастырщенке».

Церковь в XIX веке

Сельская церковь, довольно заурядная по своей архитектуре и небогатая историей, удостоилась лишь нескольких строк в публикации архимандрита Димитрия (Самбикина). Воссоздать ее жизнь можно только на основе летописи, которую стали вести священники с 1888 года. Это не было единичным фактом в епархии: указ духовной консистории от 9 февраля 1888 года предписывал вести хронику всем храмам в городах и селениях. Документу из Монастырщенки повезло - один из немногих он сохранился.

В 1853-1868 гг. священником Успенской церкви был Александр Матвеевич Зайцев, которого на несколько месяцев сменяли выпускники духовной семинарии: в 1864 году ­ Димитрий Сианский, в 1868 г. ­ Михаил Лианицкий, в 1868-1869 гг. ­ Александр Петрович Зайцев. В 1869 г. священником Успенской церкви стал Павел Дионисьевич Троицкий, который начал и долгое время вел церковную летопись. В 1872-1873 годах отец Павел служил в Успенской церкви села Касторное Землянского уезда.

В 1873 году в штат вместо двух причетников ввели псаломщика. Тогда же были обновлены иконостасы, расписан храм и создана система отопления. На эти работы прихожане собрали и передали через старосту В.П. Крамаровского 1600 рублей. В 1899 году в церкви упоминается псаломщик Александр Михайлович Дьяков.

В церковной ограде была устроена и каменная лавка, приносившая 60 рублей дохода в год. Это были немалые деньги, что свидетельствует о благочестии прихожан Успенской церкви. Один из них - крестьянин Яков Воронков - пожертвовал священнические одеяния. Другой - купец Харин - завещал храму в 1875 году 250 рублей, вложенных в Воронежский городской общественный банк. Кроме того, он передал 350 рублей на поминовение своих родителей и крестьянки Гришаевой. Проценты с этой суммы должны были идти на содержание причта. В 1883 г. братья Семен и Тихон Хреновы пожертвовали храму выписанную ими из Афонского Пантелеимоновского монастыря икону святого Пантелеимона на кипарисовой доске. Первый из них, Семен, 20 апреля 1884 года стал церковным старостой. 20 декабря 1883 года открылось сельское приходское училище. Здесь Варвара Михайловна Иосифова стала обучать 67 мальчиков и 2 девочек.

В 1884 году произошло чрезвычайное событие: в алтаре была взломана оконная решетка и из церкви похищено несколько серебряных предметов. Грабителей так и не нашли.

В 1888 году приход Успенской церкви насчитывал 1357 душ, «усердных к храму, и четыре души женска пола раскольников поповщинской секты», но последние не чуждались православного духовенства и вредных толков между верующими не распространяли. Жители слободы занимались хлебопашеством, рыболовством, многие имели парники и торговали овощами на рынке Воронежа. За год в слободе родилось 82 человека, умерло 56. События, упоминающиеся в "летописи", отражают круг интересов прихожан, занятых своими повседневными заботами: необычайный разлив реки в 1888 г., посещение церкви 9 июня 1889 г. епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым). Он нашел все в исправности и обратил особое внимание на икону святого Пантелеимона. В 1898 году в слободе началось строительство новой каменной школы; 6 сентября того же года она была освящена. В 1902 году церковь была отремонтирована снаружи, и начались работы внутри.

Дворов в приходе в конце XIX века насчитывалось 243, в них проживало 1328 человек. Церкви принадлежало 33 десятины земли.

XX век

В марте 1903 года предпринималась новая попытка ограбить церковь. Действовали на этот раз, похоже, заезжие «гастролеры»: взламывая оконную решетку, они не знали, что из здания по случаю ремонта все ценности вынесены.

Церковная летопись за 1904-1907 годы не сохранилась. В 1908 года уволился за штат отец Павел Троицкий, прослуживший священником в Успенской церкви 39 лет. На его место перевели священника из села Верхняя Катуховка Тимофея Тростянского.

В 1909 году слободу охватила эпидемия скарлатины. Заявление священника Тимофея в земскую управу об эпидемии скарлатины и беспомощности населения в борьбе с ней не дало никаких результатов. Много детей скончалось, «и количество умерших мужского пола едва не превысило количество родившихся».

А отец Павел скончался на 78-м году жизни в июле 1910 года в доме своей дочери в Воронеже. При большом стечении народа он был погребен в ограде той церкви, в которой столько лет неизменно служил. Для многих слобожан его смерть была большой утратой. В летопись по этому случаю внесена такая запись: «Сильнее всего внутренняя духовная связь между пастырем и пасомыми, любовь последних к первому проявилась в день похорон о. Павла. Похоронная процессия двинулась из Воронежа в Монастырщенку через пригородную слободу Придачу. Когда процессия подходила к Монастырщенке, навстречу вышла большая толпа прихожан, они взяли гроб на свои плечи и несли его до могилы».

По ведомости 1911 года приход насчитывал 267 домов, 1680 человек. Одна из последних записей относится к военной зиме 1914 года. 6 декабря город посетил император Николай II с супругой Александрой Федоровной и дочерьми, великими княжнами Ольгой и Татьяной. Отстояв службу в Благовещенском соборе, царь побывал в нескольких лазаретах для раненых.

В 1914 году при церкви было организовано попечительство для помощи семьям запасных, взятых на войну. В том же году к празднику Пятидесятницы храм пополнился иконой Св. Троицы, которая была помещена в главном алтаре против Горнего места.

Закрытие храма

Вместив в себя четверть века жизни слободы Монастырщенки, летопись оборвалась событиями 1914 года. Далее идет скупая хроника. Успенская церковь на Левом берегу оставалась одной из немногих церквей, которые продолжали службу до середины 1930-х годов. «Компетентным органам» это обстоятельство не давало покоя: они видели свою миссию в полном искоренении очагов религии. К тому же теперь речь шла о городской церкви: Монастырщенка в 1930 году вошла в черту Воронежа.

В феврале 1936 года архиепископ Петр (Соколов) определил на священническое место в Монастырщенку отца Иоанна Баженова. Полгода спустя тот на очной ставке обвинил владыку в антисоветской деятельности. Летом 1937 года сотрудники НКВД одному из своих агентов в среде обновленческого духовенства дали задание: «ликвидировать церковь и духовенство в с. Монастырщина под городом». Священник-перевертыш в исполнении приказа не преуспел, сам был арестован и расстрелян.

Но власти добились своего - в 1939 году Успенский храм закрыли со стандартной Butterfly мотивировкой «из-за отсутствия верующих и средств содержать и производить ремонт». Рабочие завода №18 выступили с ходатайством создать в храме Дом обороны, и облисполком принял соответствующее решение. Похоже, что никто не знал, что такое Дом обороны и чем он должен заниматься (еще в 1932 году его пытались открыть в Покровской церкви), и в 1940 году Успенку передали под общежитие завода «Нефтегаз». В 1942 году в здании разместили сахарный завод. Каждый раз производились работы по приспособлению церковного помещения под новые нужды, при этом за ненадобностью разрушили верхние яруса колокольни и купол.

После войны здание еще несколько раз меняло своих владельцев. Долгое время в стенах церкви хранили соль, оставившую свой разъедающий след на кирпичах храма.

Возвращение церкви епархии

Хлопоты о возвращении храма начались с 1987 г. Было собрано 2500 подписей за Butterfly восстановление церкви. Потом началось хождение по инстанциям, десять раз прихожанам пришлось ездить в Москву, вытерпеть множество оскорблений. Однажды просителям угрожали порвать собранные ими документы. Вместо склада собирались разместить в церкви музыкальную школу. В Москве прихожане встретились с митрополитом Воронежским и Липецким Высокопреосвященнейшим Мефодием, который благословил их и поддержал.

В июле 1989 г. двери храма распахнулись. Внутри церкви все было захламлено. Две Butterfly недели искали хозяина 615 тонн соли. Лишь с большим трудом удалось выяснить, что им была Росбакалея. Выгрузку соли провели быстро, и началось восстановление храма. В конце августа завершилось оформление его передачи епархии, но перед этим по распоряжению местных властей разрушили кладбище. В праздник Воздвижения Креста Господня, 26 сентября 1989 года, состоялась первая служба. Настоятелем храма был назначен протоиерей Василий Зализняк, который с марта 1994 года стал настоятелем Покровского кафедрального собора. Его сменил протоиерей Владимир Урываев. С сентября 1996 г. Butterfly настоятелем Успенского храма является протоиерей Василий Попов. Работы по восстановлению храма были закончены в 1994 году. Роспись стен осуществлял иконописец из Москвы Николай Иванович Осташев. В 1993 году при Успенском храме, в специально построенном на его подворье комплексе зданий, по благословению Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, открылось духовное училище, которое затем было преобразовано в духовную семинарию. В ограде храма была возведена часовня в память об упокоившихся на уничтоженном приходском кладбище.

В настоящее время Успенская церковь постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14 августа 1995 года является объектом исторического и культурного наследия Воронежской области федерального (общероссийского) значения.



Наши дни

Настоятелем храма является игумен Иннокентий (Никифоров).

Реликвии и святыни храма

  • икона святой Троицы (утрачена)
  • икона святого Пантелеимона (утрачена)
  • Смоленская икона Божией Матери
  • икона преподобного Сергия (Сребрянского) с частицей мощей

  • Использованы материалы сайта: sobory.ru, Большой Воронежский Форум
    Использована литература: А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа"
    П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
    Яндекс-фотки

    Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
    Яндекс.Метрика