Воронежская область. Аннинский район.
Поселок Анна. Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова — православный храм Борисоглебской и Бутурлиновской епархии Воронежской митрополии. Церковь расположена в поселке Анна Аннинского района Воронежской обл.

Слобода Анна, или Аннинская, была основана в 1697 году вольными поселенцами. В 1699 г. по приказу Петра I слобода была сожжена, ее жители, поселившиеся без официального разрешения, изгнаны. Анна возродилась в 1701 году, как дворцовое село. С 1779 по 1928 годы село территориально входило в состав Бобровского уезда Воронежской губернии.

Первое письменное упоминание о церкви в Анне можно найти в окладных книгах 1705 года, где говорится, что служил здесь «поп Михайло, а в божественной службе способствовал ему дворцовый крестьянин Федор Неклюдов». Церковь была названа Ильинской. А в окладной книге Воронежской епархии уже 1724 года в Анне указана деревянная церковь Рождества Христова. Это же название церковь сохраняет и по сей день…

В 1788 году, в связи с резким увеличением населения поселка, был возведен новый, более обширный, деревянный храм, простоявший до конца XIX века. Со временем и это здание стало тесным. Храм не вмещал и половины молящихся, однако средств на новое строительство у крестьян не было.

Первый проект нового храма был разработан известным петербургским архитектором В.А. Косяковым, а окончательный проект был выполнен воронежским архитектором С.Л. Мысловским в марте 1892 года. Строительство каменной церкви началось 1 июня 1894 года и было напрямую связано с деятельностью крупнейших землевладельцев Воронежского края – князей Барятинских. Церковь была заложена немного севернее старого здания. Строительство храма завершилось в мае 1899 года и обошлось Владимиру Анатольевичу Барятинскому и его супруге Надежде Александровне в более чем 175 тысяч рублей. От крестьян требовалось лишь доставлять материалы на место стройки.

Семиярусные иконостасы делали в Санкт-Петербурге в мастерской торгового Дома Слонова и Витальева. Иконостасы не сохранились, их разрушили в 30-е годы ХХ века. 1 июля 1899 года церковь была освящена во имя Рождества Христова. Чин великого освящения новопостроенного храма совершил 12 июня 1899 года Высокопреосвященнейший Анастасий (Добрадин), архиепископ Воронежский и Задонский.

По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: два священника (Петр Попов и Петр Алексеевич Попов), диакон (Михаил Корыстин) и псаломщик (Георгий Николаевич Затонский). Церкви принадлежало 74 десятины пахотных земель. Приход насчитывал 500 дворов, где проживало 3403 человека.

Современники поражались его необычайной красотой, архитектурным богатством, величиной размеров. Храм построен в византийском стиле в форме креста. Увенчан тринадцатью куполами. Над главами куполов утверждены восьмиконечные кресты. К храму с западной стороны примыкает четырехэтажная колокольня, высота которой вместе с крестом 43 метра, высота же собственно храма в главном куполе 38 метров, длина храма с колокольней 43 метра, ширина в трапезной части 14, а в поперечнике креста 28 метров. Вес большого колокола составлял около 5 тонн. Крестьяне доставляли его до храма на своих плечах, впрягаясь в специальные дроги на восьми осях.

Храм имел три престола: главный в честь Рождества Христова и два, южный и северный, в честь святого равноапостольного князя Владимира и святой мученицы Надежды.

В 1939 году местными исполнителями советской власти было вынесено решение запретить богослужения в Христо-Рождественском храме, отобрать его у верующих, снести колокольню и купола, а в самом храме хранить зерно. Все иконы и утварь свезли в утиль. Утилем называли сарай для отходов и вещей, негодных к употреблению, но пригодных для переработки в качестве вторсырья. Свезенные в сарай утварь, облачения и дорогие иконы упаковали в тюки и отправили в Воронеж. Затем сбросили колокола и начали разбирать колокольню. Оскверненный и опустошенный, без колокольни, храм простоял до 1942 года.

Когда в начале июля 1942 года немецкие войска захватили почти весь правый берег Воронежа, штаб фронта обосновался в Анне. Вот тогда верующие аннинцы обращаются в штаб с просьбой разрешить богослужения в храме и не встречают возражений. Храм открыли, обмели стены, вымыли полы, принесли уцелевшие иконы. Верующие с надеждой и упованием, слезами и скорбью возносили молитвы в храме о погибших и о даровании победы над врагом. Здесь, где недавно казалось, что церковная жизнь полностью утрачена, она возобновилась с еще большей силой.

После открытия Христо-Рождественского храма в 1942 году первые богослужения в нем совершал протоиерей Алексий Образцов. Приходская жизнь в Анне начала возрождаться. После Алексия 1 августа 1943 года Владыка Питирим назначил настоятелем в Христо-Рождественский храм села Анна отца Георгия Садовского. Вскоре в Анну был направлен второй священник протоиерей Николай Борисоглебский.

Юридически православная община была оформлена в 1944 году. Начинается восстановление и благоустройство храма. В 1948 году был сооружен престол, приобретены потир, дискос и звездица, напрестольный крест, два колокола. Аннинцам хотелось подготовиться к золотому юбилею своего храма. И оно совершилось 29 мая 1949 года.

Приходская жизнь постепенно входила в свое русло, но, несмотря на то, что храм был передан верующим и в нем регулярно совершались богослужения, он еще много лет использовался сельсоветом как зернохранилище. Так, в 1949 году епископ Воронежский Иосиф благословляет уступить 2/3 церковной площади под засыпку хлебом.

А приближались 1960-е годы, годы хрущевских гонений, которые впоследствии назовут "оттепелью". Для церкви же эта оттепель оказалась лютым морозом. Христо-Рождественский храм "душили" налогами. Настоятелей и клириков отстраняли от административно-хозяйственных дел. А все полномочия передавали старосте. Теперь священник мог совершать службу на приходе, только если исполнительный орган соблаговолит заключить с ним трудовой договор.

80-е годы ХХ века прошли под знаком великого юбилея – 1000-летия Крещения Руси. С 1985 года начинается новый политический курс, получивший название "перестройка". Пересматривается отношение и к Русской Православной Церкви. Духовенство начинает встречаться с общественностью, священнослужителей приглашают в Дома культуры и школы. В городах и селах открываются и восстанавливаются храмы. Теперь становится возможным осуществить давнюю мечту аннинцев – восстановить разрушенную колокольню, что и было сделано в 1991 году по проекту архитектора Ю. Грачева.

1 октября 1990 года утверждается закон, согласно которому Патриархату возвращаются юридические права. Теперь открылась возможность для религиозного обучения детей. 12 марта 1995 года при Христо-Рождественском храме открывается воскресная школа для детей и библиотека православной литературы.

Приближался 1999 год – юбилей освящения Христо-Рождественского храма. И свой юбилей храм встретил обновленным. С июля 1996 по январь 1998 года стены и интерьер церкви были отреставрированы и вновь расписаны в охристо-золотистых, теплых тонах, местные умельцы изготовили новые, нарядные деревянной резьбы киоты, обновлена церковная утварь.

Сейчас настоятелем прихода является протоиерей Леонид Патрахин (с окромлением прихода Вознесенской церкви села Березовка). Клирики: священник Глеб Патрахин (благочинный Аннинского церковного округа), священник Виталий Карнайчук.

В настоящее время Христорождественская церковь решением облисполкома № 219 от 17.04.1987 г., а также постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.1995 г. является объектом исторического и культурного наследия местного (а затем и областного) значения (объект № 3600356000).



Реликвии и святыни храма

В храме пребывают чтимые прихожанами святыни – иконы Божией Матери «Троеручица» (точный список с иконы афонского письма) «Достойно есть» и «Всех скорбящих Радость», великомученика и целителя Пантелеимона, «Сошествие во ад», крест с частицами мощей святителей Филарета Московского, Иннокентия, митрополита Московского, Игнатия, епископа Ростовского (1288), преподобных Максима Грека, Лаврентия Черниговского, Нила Столобенского, Феодосия Тотемского, Долмата (IV–V века), благоверных князей Петра и Ярослава Муромских, мучеников горы Елион и другой крест с частицами мощей равноапостольной Марии Магдалины, святителей Тихона Патриарха Московского, Никиты епископа Новгородского, Тихона епископа Задонского, Игнатия епископа Кавказского, Феофана Затворника епископа Вышенского, Иннокентия архиепископа Херсонского, Луки архиепископа Симферопольского, Иоанна архиепископа Рижского, Афанасия епископа Ковровского, священномученика Сергия (Флоринского), мучеников Вифлеемских от Хозроя избиенных, мучеников Прова, Тараха и Андроника, преподобного Шио Мгвимского, блаженной Матроны Московской.

Использованы материалы сайтов: Воронежская епархия, Аннинское благочиние
Использованная литература:
П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
Кригер "Путеводитель по памятникам истории и культуры Воронежской области"
Моя статья в Википедии Яндекс-фотки

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Яндекс.Метрика