Воронежская область. Лискинский район.
Село Аношкино. Церковь Вознесения Господня

Церковь Вознесения Господня — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Аношкино Лискинского района Воронежской области.

Согласно летописи, первое поселение на месте села Аношкина возникло в 1659 году. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Село Аношкино в 60 верстах от Воронежа, на реке Дон; первоначальное население его относят к концу XVII века; первые поселенцы были однодворцы из села Хохла, Воронежского уезда. Название свое село заняло от одного из первых поселенцев, солдата Онуфрия, в простонародьи известнаго под именем Аношки. В 1696 г. Государь Петр I отправился по реке Дону в Азов, по пути близ нынешнего села Аношкина встретил его с хлебом-солью солдат Аношка. Петру понравился старик Онуфрий, он подарил ему икону Иоанна Богослова и приказал новый поселок, еще неимевший наименования, назвать Аношкиным. Эта икона и доселе хранится в Аношкиной церкви» (см. ниже). До 1923 года село входило в состав Коротоякского уезда Воронежской губернии.

XVIII-XIX века.

Дмитрий (Самбикин) пишет: «Церковь в селе Аношкине, Коротоякскаго уезда. Прихожан 1200 душ. По народному преданию первая, деревянная церковь в Аношкине была построена вскоре после 1696 года и посвящена в честь Воскресения Господня. При этой церкви в 1730 году был поп Максим. С 1742 года был священником Кондрат Абрамов. Настоящая же каменная церковь была построена в 1789 году и находится несколько выше старой (на восточною сторону). На месте прежней церкви устроена каменная кампличка, обнесенная решеткой. В 1844 году к церкви были сделаны пристройки с обеих сторон. В 1874 году колокольня была увеличена надстройкой на ней 2-го этажа. Подцерковной земли 33 десятины пахатной. Причт получает % с 300 рублей, церковь % с 300 рублей. Училище помещено в прежней церковной сторожке».

Самбикин продолжает: «В селе Аношкине наравне с престольным праздником празднуют память свят. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября), а также празднуют память святых Бориса и Глеба (24 июля) и святых мучеников Флора и Лавра (18 августа). В этот день (18 августа) приводят лошадей к церкви, служится молебен св. Флору и Лавру и лошади окропляются святой водою. 24-го июля совершается после литургии крестный ход на холерное кладбище, где и служится панихида по умершим от холеры в 1848 году. Этот день празднуется, потому что холера, свирепствовавшая в 1848 году в Аношкине, прекратилась 24 июля».

На рубеже XIX-XX веков в штате Вознесенской церкви числились: священник (Иоанн Проскуряков), диакон (Иоанн Козловский) и псаломщик (Михаил Аристов). У церкви отмечено 41 десятина земли. Дворов в приходе в это время насчитывалось 387, в них проживало 2753 человека.

Церковь в XX веке.

Но наступила революционная смута, и храм опустел. В 1930-х годах чекисты расстреляли последнего батюшку вместе с женой и тремя детьми. Было предположение, что перед исчезновением священник успел спрятать церковную утварь. В 1994 году в храм привезли специалиста с оборудованием для поиска металла, но вместо утвари у стены с внешней стороны нашли останки трех человек - священника с семьей. Они были похоронены за алтарем церкви. Сейчас надпись на могильном камне гласит: «Убиенный протоиерей Евфимий с матушкой и тремя чадами. 1930».

Колокола были сброшены с колокольни и разбиты на мелкие осколки. В 1950 году власти решили устроить в храме пуговичный завод. Завезли станки и пробили потолки для вытяжки. Однако производство так и не было налажено. По легенде бакенщику села Сторожевое Андрею Юдину, перевозившему на лодке людей в Аношкино весной 1950 года явилась Божия Матерь и запретила устраивать в этом старинном храме пуговичный завод. Затем тут была колхозная скотобойня. Впоследствии устроено зернохранилище.

Возрождение церкви

Полуразрушенный храм с уникальной архитектурой взялась восстановливать жительница села Клавдия Рязанова. В 1992 году она поехала в Москву в приемную Ельцина на прием и с Божьей помощью получила разрешение забрать храм у колхоза и восстанавливать его. В 1993 г. Рязанова организовала верующих, они расчистили храм от мусора и залежей прелого зерна высотой до полутора метров. На стенах церкви не было икон, и только на одной стене можно было увидеть какие-то неясные контуры. Однако уже через несколько месяцев во время молебна произошло чудо: на стенах церкви появились огромные, в рост человека иконы.

В 1996 году на купол был воздвигнут крест, который освятил благочинный Острогожского округа протоиерей Александр Долгушев, находившийся тогда в немощи. Осознавая важность происходящего, он нашел в себе силы отслужить водосвятный молебен с чином освящения креста. К концу службы отец Александр почувствовал облегчение, а в момент освящения совершенно исцелился. Он считает это событие чудом. Несколько раз во время богослужений отмечались случаи мироточения Иверской иконы Божией Матери, в храме обновлялись некоторые иконы и фрагменты настенной росписи.

В 2004 году настоятелем Вознесенского храма был священник Сергий Викторович Воронин (переведен в Архангельскую церковь села Бодеевка). С мая 2009 года храм окормляет клирик Казанского храма поселка Давыдовка Владимир Болюх.

В настоящее время Вознесенская церковь постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.95 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения.



Реликвии и святыни храма

  • Икона Иоанна Богослова
  • «Древний образ святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по преданию был подарен в 1696 году Петром I одному из первых поселенцев села Аношика солдату Аношке (Онуфрию). Длина этой иконы 1 четверть 3 вершка; ширина 1 четверть 1 вершок; она написана на дереве по темному фону. Внизу на иконе надпись: "св. Еванг. Иоанн Богослов. Напис. 1237 г.". Иоанн Богослов изображен пишущим Евангелие, с левой стороны - изображен орел (изображение орла на иконе Иоанна Богослова показывает сравнительно позднее написание этой иконы, прежде при Ев. Марке писали орла, а при Иоанне Богослове - льва), а потому написание нельзя относить к XIII веку. На обороте этой иконы, говорят. была надпись, сделанная рукою самаго Петра I. В этой надписи сказано, что жителям села Аношкина предоставляется во владение несколько тысяч десятин земли (и многие убеждены, что села Старая Хворостань, Новая Хворостань, Дракина, Машкина и др. владеют землями, подаренными Петром I селу Аношкину). Во время постройки новой каменной церкви в Аношкине икона свят. Иоанна Богослова взята была в старохворостанскую церковь, где кем то была соскоблена надпись на иконе и в таком уже виде возвращена в Аношкинскую церковь». (Д. Самбикин, 1884).

    Судьба старинной иконы св. Иоанна Богослова сейчас неизвестна.

    Использованы материалы сайтов: Храм Вознесения Господня села Аношкино, Воронежско-Борисоглебская епархия
    Использованная литература: Епархиальные Ведомости. 1883 г. № 14. М. Томилин
    Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
    П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
    Яндекс-фотки

    Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
    Яндекс.Метрика