Воронежская область. Каширский район.
Село Боево. Церковь Параскевы Пятницы

Церковь Параскевы Пятницы — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Боево Каширского района Воронежской области.

Село Боево берёт своё начало от Воронежского Покровского девичьего монастыря. В 1626 году царём Михаилом Фёдоровичем Романовым на нужды обители было пожаловано Форосанское ухожье. Большая часть ухожья была не заселена, и такое положение сохранялось до второй половины XVIII века. В 1764 году Указом Екатерины II в России было ликвидировано церковное и монастырское землевладение. Не избежал этой участи и Воронежский Покровский монастырь. Вскоре, на изъятые пустовавшие свободные земли, называемые Форостанской степью, стали заселяться бывшие монастырские крестьяне из центральных губерний Российской Империи. По названию сел Каширского района можно определить откуда пришли переселенцы: Московское, Данково, Можайское и др. Также заселение шло и на месте будущего села Боево. Его формирование проходило в 3 этапа и по составу населения было неоднородным. Первыми жителями Боево стали переселенцы из Брянского уезда Батоговской волости Белгородской губернии (впоследствии Калужской) – бывшие монастырские крестьяне Свенского Новопечерского монастыря Дынской вотчины. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.

XVIII век. Деревянная церковь.

В селе Боево в 1778 году была построена деревянная Пятницкая церковь. Однажды одной благочестивой крестьянке был сон. То ли Богородица, то ли Параскева Пятница (источники рознятся), указала место для строительства церкви. Крестьянка рассказала про сон боевцам и все решили начать стройку. Велось строительство всем миром. Простые люди помогали каменщикам. Когда закладывали фундамент, в землю положили 12 евангелий. Не происходило без происшествий. При возведении купола с лесов упал каменщик. Смерть при строительстве церкви была плохим знаком, и, дабы отвести беду от храма, жители похоронили несчастного за алтарем, где обычно погребают священнослужителей.

В 1782 году храм святой великомученицы Параскевы Пятницы был освящен преосвященным Тихоном III (Малининым), епископом Воронежским и Задонским.

XIX век. Каменный храм.

В 1859 году население села составляло 3987 человек, проживавших в 323 дворах. В 1868 году, из-за увеличения численности прихожан, храм перестроили и в 1878 году преосвященный Серафим (Аретинский), епископ Воронежский и Елецкий, торжественно освятил храм с приделом Николая Чудотворца. Вместимость церкви составила 2000 человек.

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Боеве, Воронежскаго уезда, первоначально была начата постройкою в 1778 году, а построена в 1782 году, потом построена новая каменная в 1873 году, освящена 23 апреля 1878 года, с приделом в трапезе святителя Николая. При церкви каменная колокольня. Земли 66 десятин (на 33 десятины есть план в церкви). Прихожан 1184 душ. Раскольников (поповского толка) 82 души мужского пола. Никольский придел освящен 20 мая 1871 года».

«Церковь и колокольня в одной связи, крепка и на каменном (из дикого камня) фундаменте, покрыта железом».

В конце XIX века жители на собранные всем миром деньги приобрели два больших колокола – Благовест и Праздничный. Их звон был слышен за несколько верст от села.

Настоятелем с 1875 по 1876 годы являлся отец архиепископа Екатеринбургского Серафима (Голубятникова), протоиерей Георгий Голубятников (погребен за алтарем храма).

На рубеже XIX-XX веков в двух штатах церкви числились: два священника (Константин Петропольский и Феодор Раевский), диакон (Петр Петрович Белозеров), псаломщик-диакон (Александр Ильич Куколев) и два псаломщика (Василий Милоградский и Матвей Феодорович Нигров).

Начало XX века. Священники храма.

В 1911 году «на лицо состояли два священника и два псаломщика. Жалованье священнику 800 рублей в год из казны, а именно священникам по 300 рублей, псаломщикам по 100 рублей в год. Кружечных доходов за 1911 год 1080 рублей. При церкви имеются непрерывный 3,5%-ный билет госбанка в 100 рублей, за № 33759, 1905 года. Прерывно-доходный 4,5%-ный билет того же банка в 100 рублей, за № 10289, 1908 года. Проценты с этих билетов поступают в пользу церкви и причта пополам».

Земля у церкви считалась «очень плодородной. Всего 67 десятин 1183 кв.сажени. Земля эта находится в безспорном владении причта. Планы и межевые книги на церковно-полевую землю есть. Средний доход ею приносимый 752 рубля».

Дома священников находились на общественной земле и были построены на собственные их средства. У остальных членов причта не было домов ни собственных и ни церковных.

В архивах ГАВО также можно прочесть: «Ближайшие церкви: Архангельская в селе Олень-Колодезь Коротоякского уезда в 5 верстах и Иоанно-Богословская в селе Левой Россоши того же уезда в 7 вестах. Приписанных часовен нет. Кладбищенских и молитвенных домов нет. Опись церковного имущества заверена в 1903 году, хранится в целости и проверена в 1908 году. Приходно-расходные книги в исправности, проверены 31 октября 1909 года и хранятся в целости. Копии метрических книг в целости с 1780 года. Обыскные книги за 1908 год 28 февраля 200 писанных листов. Исповедные росписи в целости с 1812 года. Библиотека 135 томов. Деньги в целости за ключом церковного старосты. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 200 рублей, а билеты находятся в целости, именные на имя Пятницкой церкви».

В начале XX века в приходе имелись две школы: церковно-приходская (открыта 1 октября 1905 года) и земская (неизвестно с точностью когда открыта). «Церковно-приходская школа помещается в доме собственном и содержится на отпускаемые в церкви 50 рублей, а от общества 40 рублей. Обучается 79 мальчиков и 22 девочки».

По данным фондов государственного архива по Воронежской области в 1911 году в штате церкви числились:

◊ Священник Федор Космич Раевский, 44 лет, сын священника. Награжден серебряной медалью в память императора Александра III, набедренником (22 февраля 1902 г.), фиолетовой скуфьей (11 марта 1906 г.), камилавкой (23 марта 1911 г.). Из недвижимого имущества – дом. Доход: кружечных сборов 405 рублей, от церковно-полевой земли 282 рубля. Из казны 300 рублей, из земской управы за преподавание Закона Божия в местной земской школе 80 рублей. Получил образование Воронежской духовной семинарии и окончил полный курс наук в учебном заведении с аттестатом 1-го разряда в 1889 году. Определен учителем в слободу Воробьевка Богучарского уезда 24 ноября 1889 года. Рукоположен во священники к Казанской церкви села Малого Мартына Бобровского уезда 7 августа 1893 года, где состоял законоучителем и заведующим в местной школе и законоучителем в школе соседнего села Ильинки 7 августа 1893 года. По прошению перемещен на настоящее место, где состоит законоучителем при земской школе. Состоял законоучителем при вышеуказанной школе для взрослых прихожан 1899-1904 гг. Состоит депутатом от духовенства 1903 года. В семействе у него: жена – Зинаида Ивановна, 1875 года рожд.; дети: Зоя (рожд. 10 мая 1894 г., обучается в Санкт-Петербургском неврологическом институте), Надежда (рожд. 1896 г., Воронежское епархиальное женское училище), Митрофан (рожд. 1 августа 1899 г., в Духовном училище), Александра (рожд. 23 марта 1901 г.), Анна (рожд. 16 ноября 1902 г.), Александр (рожд. 24 августа 1904 г.), Михаил (рожд. 25 февраля 1906 г.), Клавдия (рожд. 16 мая 1907), Леонид (рожд. 2 июня 1909).

◊ Священник Димитрий Александрович Иосифов, 65 лет, сын священника. Награжден серебряной медалью в память императора Александра III, набедренником (1879 г.), фиолетовой скуфьей (1889 г.), камилавкой (23 марта 1911 г.). Из недвижимого имущества – дом. Доход: кружечных 405 рублей, от церковно-полевой земли 282 рубля. Из казны 300 рублей, из земской управы за преподавание Закона Божия в церковно-приходской школе 80 рублей. Получил образование в Киевской духовной семинарии и окончил полный курс наук в учебном заведении с аттестатом 2-го разряда в 1871 году. Определен учителем сельской школы села Сторожевого Коротякского уезда 15 сентября 1871 года. Определен сверхштатным псаломщиком к Богоявленской церкви села Сторожевого Коротоякского уезда в 1872 году. Рукоположен во священники к Иоанно-Богословской церкви села Лубки Задонского уезда 10 февраля 1874 года. По прошению перемещен к Казанской церкви села Залужного Острогожского уезда, где проходил должность законоучителя в земской школе в 1878-1880 гг. По прошению перемещен к Троицкой церкви села Задонского Коротоякского уезда 30 мая 1880 года. По прошению перемещен к Казанской церкви села Дракина Коротоякского уезда, где был законоучителем и заведующим в церковно-приходской школе в 1894-1903 гг. и в земской школе законоучителем. По распоряжению епархиального начальства перемещен на настоящее место в 1905 году. Является заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе и законоучителем в земской школе с 1905 года. Вдов, в семействе у него дети: Василий (рожд. 19 ноября 1884 г., земский врач в селе Льговка Змеевского уезда Харьковской губернии), Виталий (рожд 20 апреля 1888 г., уволен из Воронежской Духовной семинарии, находится в безвестной отлучке).

◊ Псаломщик Михаил Яковлевич Петропольский, 43 лет, сын священника. Доход: из казны 100 рублей, кружечных сборов 135 рублей, от земли 94 рубля. Уволен из 2-го класса Воронежской духовной семинарии в 1890 году. Проходил должность учителя в церковно-приходской школе в селе Калмычке Воронежского уезда в 1890-1892 гг. Проходил должность почтальона в Ейской почтово-телеграфной конторе Кубанской области в 1892-1896 гг. Проходил должность учителя в церковно-приходской школе села Петропавловского Воронежского уезда в 1896-1898 гг. По прошению исправлял должность псаломщика Покровской церкви слободы Панской Валуйсукого уезда 14 июля 1898 г. По прошению был переведен к Георгиевской церкви слободы Елисаветинской Бобровского уезда 13 июля 1899 г. Утвержден в должности псаломщика 23 октября 1899 г. По прошению перемещен к Архангельской церкви села Аннина Воронежского уезда 18 октября 1902 г. По прошению переведен к Дмитриевской церкви села Щучье Бобровского уезда 21 февраля 1906 года. По прошению перемещен на настоящее место 14 сентября 1907 г. В семействе у него: жена Татиана Матвеевна (рожд. 11 декабря 1874 г.); дети: Анна (рожд. 1 сентября 1902 г.), Александр (25 марта 1905 г.), Михаил (24 сентября 1907 г.), Петр (22 августа 1909 г.).

◊ Псаломщик Иван Митрофанович Поворинский, сын священника, 24 лет. Доход: из казны 100 рублей, кружечных сборов 135 рублей, от земли 94 рубля. Образование: Воронежское духовное училище (1905). Исполнял должность псаломщика Покровской церкви Хутора Собацкого Богучарского уезда (4 ноября 1906). По прошению перемещен на настоящее место 26 ноября 1909 (?). Холост.

◊ Заштатный псаломщик Михаил Федорович Нигров, 63 лет. Доход: из казны 99 рублей, из эмеритальной кассы 10 рублей. Сын псаломщика. Имеет дом. Из низшего класса воронежского духовного училища. Назначен дьячком к Покровской церкви села Ново-Покровского Воронежского уезда 14 февраля 1862 г. По прошению перемещен к Рождество-Богородицкой церкви села Нижняя Гайворонка 14 марта 1864 г. По прошению переведен к Пятницкой церкви села Боево 30 июня 1865 г. Уволен за штат 15 июня 1905 г. Вдов. В семействе у него дети: Николай (рожд. 5 мая 1865 г., проживает у отца), Любовь (рожд. 31 июля 1866 г., проживает у отца), Павел (рожд. 13 июля 1877 г., проживает в разных местах).

◊ Просфорня Варвара Ивановна Смирнова, 40 лет. За печение просфор – 60 рублей. Дочь псаломщика. Состоит на должности с 12 января 1901 г. Девица.

◊ Церковный староста Терехов Стефан Илларионович. Состоит на должности с 1 июля 1899 г.

XX век. Поруганная святыня.

В начале XX столетия местный странник Митрофан Агупов после паломничества в Святую Землю принес из Иерусалима кипарисовый крест в натуральную величину и даровал храму, этот крест и ныне стоит в трапезной у кануна.

В 1921 году в храме обновилась икона Божьей Матери «Достойно есть», сразу ставшая объектом паломничества жителей окрестных селений. Этим случаем заинтересовался революционный трибунал, который провел в октябре 1921 года показательный суд над группой верующих, обвиняемых в распространении слухов об обновлении чудотворной иконы, и над председателем исполкома, давшим разрешение на проведение крестного хода. Согласно приговору трибунала от 22 октября 1922 года, семеро священнослужителей были приговорены к шести месяцам принудительных работ. В приговоре также отмечалось: «Научно-психиатрическая экспертиза установила развитие эпидемии массового религиозного психоза, а судебное следствие установило извлечение материальных выгод из этого народного бедствия для черничек и церкви». Революционный трибунал признал привлеченных к ответственности крестьян, а также некоторых священнослужителей «одержимыми религиозным психозом», и на этом основании освободил их от наказания. Судьба вышеупомянутой иконы неизвестна. Как правило, обновленные иконы незамедлительно отбирались у верующих и вскоре уничтожались.

В сентябре 1934 года три местных активиста сбросили с колокольни два знаменитых колокола. А на следующий день приехавшая комиссия из 18 человек, собрав все село, пыталась объяснить, что «религия – это пережиток прошлого» и храм следует взорвать. Народ единогласно трижды проголосовал против этого. Уезжая, коммунисты грозились взорвать храм без разрешения сельчан. С этого дня боевцы встали на оборону храма, их оружием были вилы и топоры. Не единожды приходилось отстаивать храм от поругания. В 1938 году, по совету стариков, предварительно вынеся все иконы, утварь и облачения, церковь отдали под зернохранилище, только таким образом можно было ее спасти от разрушения. Так боевцы лишились церковной молитвы почти на пять лет. Утешением было то, что приезжающий иногда священник все же совершал литургию и требы в домике напротив. В эти годы происходило много чудес: мироточил Иерусалимский крест, обновлялись иконы. Жители села рассказывают, как пять человек, пришедшие помолиться у закрытого храма, слышали ангельское пение и видели клубы кадильного дыма. Даже в закрытом храме шла Служба, и совершали ее Небесные Силы.

Butterfly Однако в те годы не только большевики терзали Русскую Церковь, в самом ее сердце созрел обновленческий раскол, живоцерковники захватывали приходы и даже целые епархии. В это время в селе жили два местных священника – отец Феодор и отец Димитрий, которые по очереди совершали Божественную литургию. Благодаря им боевцы остались верны патриарху Тихону и храм не перешел в руки раскольникам. Оба пастыря покоятся возле могилы упавшего строителя за алтарем.

Священников присылали редко, и службы проводились очень редко, детей крестили тайно, все боялись. До войны богохульники оскверняли святыни, люди спасали, что могли - утварь, книги, иконы, облачения. Один человек порубил у всех на глазах икону Спасителя и Богоматери и бросил топить печь. Но смерть его была люта.

Butterfly По разрешению властей, с 1943 г. в храме стали служить по великим праздникам. В 1944 назначили постоянного батюшку, службы шли постоянно. Во время войны церковь значительно пришла в упадок. После передачи церкви верующим, в 1946 году, боевцы в короткое время восстановили святыню, и на долгие десятилетия храм святой великомученицы Параскевы Пятницы стал духовным центром всей округи, как и предсказывал местный юродивый Миша Курушин, говоривший, «Все церкви продам, только нашу и Московскую (Покровская церковь в Каширском) не продам». Его слова сбылись в точности, в районе только каширский и боевский храмы сохранились в первозданном виде.

Butterfly Где-то в 1960-х годах на колокольне повесили кислородные баллоны, которые висели до наших дней. Во времена Хрущева, когда он обещал всем показать «последнего попа», храм не был закрыт, молитва звучала постоянно. Чудо, да и только!

В 1960-1970-х годах трудами отца Павла Санталова, впоследствии – схииеромонаха Нифонта († 2005, погребен в Задонске), храм был вновь расписан. Роспись производил иконописец В.Ф. Шаповалов. Им были восстановлены фрески в приделе святителя Николая, а в Пятницком расписаны не только стены с колоннами, но и купол. Если настенные иконы были написаны на камне, то купольные иконы были написаны на холсте и потом эти холсты были закреплены к стенам барабана и неба. Таким образом, отпала необходимость в регулярной реставрации купола. В июне 1986 года храм подвергся ограблению, грабители вынесли две старинные плащаницы, кипарисовые иконы, серебряный крест и Евангелие. Все эти святыни утрачены безвозвратно.

XXI век. Наши дни.

Во время недавнего ремонта храма на фундаменте колокольни была обнаружена надпись «...1868 года» (возможная дата начала строительства).

В 2002 году был обновлен иконостас - ему придали флемский стиль, покрыв позолотой, украсив лепниной и резьбой. Он состоит из четырехфигурного местного, праздничного, пророческого, праотеческого рядов и лишь часть иконостаса, прикрывающая конху, имеет пять рядов. Все иконы помещены в резные киоты, иконы праотеческого ряда – в круглые медальоны. Междурядья украшены гипсовыми лепными капителями. Иконы местного ряда написаны афонским письмом. К сожалению несколько икон утеряны, несколько пострадали в годы богоборческой власти. В 1990-х годах эти образа источали миро.

В годы настоятельства (1996-2003) иерея Александра Никулина был проведен капитальный ремонт. Куплены новые паникадила, жертвенник, престол, церковная утварь, начата работа по проведению газа в трапезную, законченная нынешним настоятелем иереем Игорем Баязовым (служит с 2003 года), и многое другое. Фасад отреставрирован, шпиль звонницы и глава были покрашены под золото, на них поставлены золотые ажурные кресты. В 2007 году, как и встарь, всем миром были куплены новые колокола, которые заменили висевшие с 1960-х годов кислородные баллоны. 20 января, в день Собора Иоанна Предтечи, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) торжественно освятил новые кампаны. По окончании чина освящения правящий архиерей поздравил всех присутствующих с праздничным событием обретения храмом новых колоколов.

Люди помнят Бога, спешат в церковь на исповедь, причастие, покреститься, повенчаться, отпеть родных, заказать панихиду, взять благословение на учебу, работу, отслужить молебен о здравии и перед отправкой в армию. Церковь все большую роль играет в селе, без участия священника не проходит ни одно мероприятие. А дети считают за честь прислуживать в алтаре. Боевцы не отказались от веры дедов и быть может в благодарность за это Бог не допустил закрытия храма.

В настоящее время Пятницкая церковь в Боево постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.95 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значени.

С 2010 года, по указу митрополита Сергия, настоятель Пятницкой церкви отец Игорь (Баязов) окормляет строящийся храм в честь Митрофана Воронежского в поселке Дзержинский.



Настоятели, священники и клирики в истории храма.

  • 17?? — 1796 и далее? священник Семеон Лубяновский
  • 1796 — 1813 и далее? священник Карп Вышневский
  • 1813 — 1829 и далее? священник Петр Вознесенский
  • 183? — 1870? неизвестно
  • 1867 диакон Андрей Адамов
  • до ноября 1876 священник Георгий Голубятников, клирик Стефан Попов
  • 11.11.1876 священник Стефан Попов, клирик Василий Сильченков
  • 1892 священник Николай Анохин
  • 1892 священник Иоанн Гришин
  • ? — 1897 диакон Иоанн Родионов
  • 25.07.1897 — 1898 диакон Пётр Проскуряков
  • 1898 — 1918 диакон Петр Петрович Белозоров
  • 1899 иерей Константин Петропольский
  • 1899 диакон Александр Куколев
  • 1899 псаломщик Матвей Федорович Нигров
  • 1899 псаломщик Василий Милоградский
  • 1899 — 1918 иерей Феодор Космич Раевский
  • 1909 — 1918 иерей Димитрий Иосифов, клирик
  • 1909 — 1918 псаломщик Иван Поворинский
  • 1909 — 1918 псаломщик Михаил Петропольский
  • 1914 — 1918 и.о. псаломщика Петр Троицкий
  • 1926 — 1938 неизвестно
  • 1938 — 1943 нет
  • 1945 — 1946 иерей Георгий Тростянский
  • 17.07.1946 — 14.12.1946 иерей Сергий Ярославцев
  • 14.12.1946 — 17.03.1947 иерей Феодор Кузнечиков
  • 31.03.1947 — 18.04.1949 иерей Николай Барбарин
  • 30.01.1948 — 29.04.1948 диакон Александр Андреевский
  • 21.03.1949 — 04.04.1949 диакон Николай Мезенцев
  • 18.04.1949 — 14.11.1951 иерей Феодор Кузнечиков
  • 01.09.1950 — 23.01.1951 диакон Владимир Петропавловский
  • 14.09.1951 — 08.10.1951 иерей Иван Матвеенко
  • 12.10.1951 — 24.09.1952 иерей Иоанн Плетенский
  • 01.02.1951 — 08.05.1952 псаломщик Михаил Белебезьев
  • 08.05.1952 — 01.01.1964 псаломщик Волков Козьма
  • 24.09.1952 — 22.09.1959 иерей Михаил Уваров
  • 22.02.1959 — 11.03.1960 иерей Василий Кульченко
  • 02.03.1957 — 02.04.1957 иерей Владимир Красновский
  • март 1960 — 15.09.1960 иерей Александр Петропольский
  • 27.01.1961 — 14.04.1961 иерей Анатолий Тихомиров
  • 14.04.1961 — 08.06.1961 иерей Иоанн Барабашев
  • 08.06.1961 — 25.12.1961 иерей Михаил Курьянов
  • 28.02.1962 — 10.10.1962 иерей Михаил Милославский
  • 13.10.1962 — 25.10.1962 иерей Павел Орлов
  • 1962 иерей Иоанн Барабашев
  • 10.1963 псаломщик Андрей Куплянский
  • 04.10.1963 — ? иерей Иосиф Кулинченко
  • 1963 иерей Павел Орлов
  • 1963 иерей Павел Санталов
  • 1963 иерей Митрофан Чаркин
  • 1963 иерей Андрей Куплянский
  • 20.12.1963 — 01.01.1966 иерей Феофан Воскресенский
  • 31.12.1965 — 30.01.1966 иерей Григорий Павлов
  • 22.01.1966 — 25.01.1966 иерей Василий Кульченко
  • 02.02.1966 иерей Иоанн Евсеев
  • 30.06.1966 — 17.04.1967 иерей Феодор Минаков
  • 17.04.1967 — 15.05.1967 иерей Иван Иванников
  • 25.05.1967 — 29.01.1968 иерей Александр Шатилов
  • 01.03.1968 — 22.03.1968 иерей Аким Дудгин
  • 04.04.1968 — 17.06.1968 иерей Иван Чернышев
  • 26.07.1968 — 25.10.1968 иерей Георгий Митрофанов
  • 26.07.1968 — 25.10.1968 иерей Василий Кульченко
  • 25.10.1968 — 1973 иерей Павел Санталов, в последствии иеросхимонах Нифонт
  • начало 1970 -х псаломщик Георгий Савченко
  • 1973 иерей Василий Бессолов
  • 1974 иерей Тимофей ?
  • 1974 — 1985 иерей Михаил Гусев
  • 1985 — 1991 протоиерей Кирилл Мележко
  • 1991 — 1996 протоиерей Андрей Кислинский
  • 1996 — 2003 протоиерей Александр Никулин
  • с 27.10.2003 иерей Игорь Баязов

  • Использованы материалы: Генеалогический форум ВГД, сайт Пятницкого храма
    Использованная литература:
    Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
    П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
    ГАВО Фонд И-84 опись 1 Дело 1951а2ч.3.
    Яндекс-фотки



    Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
    Яндекс.Метрика