Воронежская область. Аннинский район.
Село Большие Ясырки. Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца — православный храм Воронежской. Была расположена в селе Большие Ясырки Аннинского района Воронежской области.

До 1928 года село территориально входило в состав Бобровского уезда Воронежской губернии.

История села

В Указателе храмовых празднеств в Воронежской епархии 1881-1884 гг. можно прочесть следующее: «На месте нынешнего села Ясырок был когда-то густой, непроходимый лес, в этом лесу поселились бежавшие из под Москвы разоренные татарами русские крестьяне. Много ли было их, того предание не сообщает, но известно только то, что они скоро зажили семьями, обзавелись хозяйством, но жили в землянках, опасаясь вторичного нападения татар; скот свой они выгоняли на пастьбу в степь, бывшую перед лесом. Для предупреждения нечаянных нападений со стороны татар, поселенцы делали большой майнак (курган), на этом майнаке караульный был (не семейный крестьянин), издали примечавший татар, немедлено, по приближении их, опрокидывающий шест, находившийся на майнаке и по этому знаку все крестьяне, которые только были в степи, быстро убегали в лес, угоняя с собою и свои стада.

Долго жили крестьяне, ни кем не тревожимые, пока один из татарских сборщиков податей, с большим богатством возвращался в орду. Проезжая мимо лесу, он заметил жилищи крестьян, немедленно забрал их в плен но, прельщенный выгодами места, он остался вместе с ними. Этаго татарина звали Кудеяром. При нем житье крестьянам заметно стало лучше. Кудеяр защищал их от своих собратов и выбрав себе бобылей в товарищи, он вместе с ними выходил на разбой; остальные же крестьяне должны оставаться дома и оберегать жилища свои.

Когда же русские овладели прибитюцкими землями, поселенцы вышли из землянок и поселились на поляне ближе к реке Битюку. Эти-то поселенцы положили основание селу Ясыркам. Место, где жил Кудияр, теперь едва заметно в лесу за болотом. Недалеко от этого места в 1849 году крестьяне копали колодезь и нашли железную полосу, имевшую форму татарского клинка; она была покрыта ржавчиною. Далее через просеку в степе нередко и ныне встречаются майнаки; о некоторых из них в народе сохранились различные предания, так: в одном из них, говорят татары скрывали свои богатства и оружия.

Таким образом село Ясырки образовалось из соединения нескольких семейств русских и татар. Императрица Екатерина 2-я подарила это село графу А.И. Безбородко, вместе с другими селами и деревнями, находящимися в Бобровском уезде; за тем оно перешло во владение И.И. Рубашевского (бывшаго в Воронеже Вице-Губернатором), он распланировал село на ровныя и красивая улицы, примыкающая своими концами к церкви. Церковь первоначально была построена в XVIII веке; в 1846 году они сгорели и на ея место выстроена каменная с приделом Св. Тимофея; около церкви каменная ограда, близ церкви господский сад, посреди котораго дом господ Рубашевских. К приходу сей церкви принадлежит деревня Рубашевка (в 7 верстах)»
.

Николаевская церковь

В том же документе отмечено: «Церковь в с. Больших Ясырках, Бобровского уезда, деревянная с приделами св. Иоанна Предтечи (правый) и апост. Тимофея (левый), построена в 1853 году, иконостас возобновлен в 1883 году и освящен 27 декабря. Земли 60 десятин. Причт один».

Так же в Указателе храмовых празднеств можно найти следующее: «Придел на левой стороне (апостола Тимофея - прим.) в Николаевской церкви в с. Ясырках Бобровского уезда, устроен на средства землевладельца Тимофея Ивановича Рубашевского, который уже более 20 лет проходит должность церковного старосты.

Храм в Ясырках в 1883 году был возобновлен внутри устройством иконостаса. Новый иконостас, как видно из Воронежских Губернских Ведомостей 13 № за 1884 год, отличающийся роскошною и изящною отделкою, является действительным украшением храма и вместе с сооруженными вновь балдахинами по обеим сторонам храма и купола, производит на зрителя самое отрадное впечатление.

Реставрирование иконостаса (в главном алтаре) произведно отчасти на церковныя средства, а частью на средства Тимофея Ивановича Рубашевского, принимающаго живое участие в делах украшения храма и вообще церковного благодеяния. В пользу церкви при нем сделано (и на его средства) следующее: приобретен великолепный сосуд с прибором к оному; устроен иконостас в приделе св. Тимофея и для этаго придела пожертвованы им два напрестольных креста, два евангелия в бархатном переплете и третье Евангелие - для Николаевского престола; запрестольные кресты и икона Богоматери; напрестольный крест сребропозлащенный, чеканной работы, два серебрянных позолоченных кадила; подмисвещник и трехсвещник, четыре люсты, две харугви, киот на икону Афонской Божией Матери; шкаф для церковной библиотеки; сделано значительное пожертвование на перестройку колокольни и ограды; на внутренние и внешние росписания церкви, на устройство наружных колонн, окраску крыши на храме, устройство 9 крестообразных рам в окнах из разноцветного стекла и постройку церковной караулки. Господином Рубашевским кроме того безмездно отпускаются ежегодно: дрова для отопления караулки, мука для просфор и вино для Богослужения»
.

По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате Николаевской церкви числились: священник (Александр Говоров), диакон (Владимир Проскуряков) и псаломщик (Петр Лебедев). Церкви принадлежало 62 десятины пахотных земель. Приход насчитывал 435 дворов, в которых проживало 3189 человек.

В настоящее время здание храма используется под сельский клуб.



Использованная литература:
Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
Яндекс-фотки


Яндекс.Метрика