Воронежская область. Лискинский район.
Давыдовка. Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь Казанской иконы Божией Матери — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в поселке Давыдовка Лискинского района Воронежской области.

Давыдовка - посёлок, расположенный на левобережной пойме реки Хворостань (приток Дона), в 30 км от города Лиски. Прежнее название - Новоя Хворостань (Давидовка). До 1923 года село территориально входило в состав Коротоякского уезда Воронежской губернии.

История села

Село основано в 1766 году бывшими монастырскими крестьянами-переселенцами. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Село Давидово получило название свое потому, что первые поселенцы были прежде крестьяне Давидовой пустыни (в Московской губернии). Названа же Хворостанью от реки, на берегу которой расположено село. Новою Хворостанью названа в отличие от другаго села - Хворостани, население которой было ранее с. Давидовки. Село Давидово находится близ Воронежско-Ростовской железной дороги, и здесь имеется вокзал; от с. Давидова отправляются (на лошадях) в г. Острогожск и Коротояк. Вследствие расположения близ станции железной дороги в с. Давидовке начала процветать торговля; появились уже лавки; есть даже каменные дома у жителей, вообще это село стало процветать и увеличиваться в народонаселении».

Впервые Давыдовка документально упоминается в книге "Вся Воронежская земля" воронежского краеведа Валентина Прохорова. Здесь он упоминает о том, что в 1770 году в Новой Хворостани имелась деревянная церковь. В другом источнике - седьмом выпуске издания Воронежского церковно-архитектурного комитета "Старина" за 1908 год, сообщается о том, что 8 октября 1773 года жители села Новая Хворостань Коротоякского уезда Воронежской губ. пишут прошение об освящении у них церкви.

Казанская церковь

Дмитрий (Самбикин) в своих трудах пишет: «Казанская церковь в селе Давидовке, или Новой Хворостани, Коротоякскаго уезда, каменная, весьма красивой архитектуры, с колокольнею, построена в 1832 году на месте прежде бывшей и посвященной в честь Владимирской иконы Божией Матери. Прежняя деревянная церковь сгорела в 1827 г. В церковной ограде две каменные лавки. В Давидовской церкви один причт. Пахатной церковной земли 33 десятины. На землю был план, но он сгорел в 1827 году. Прихожан 1400 душ».

Украшала церковь трёхъярусная колокольня, на которой находилось 18 колоколов. Самый большой из них весил 8,5 тонн. Внутри храм также был богато украшен. Известно, что в храме имелись два придела во имя св. пророка и царя Давида, а также в честь Архистратига Михаила.

По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате Казанской церкви состояли: два священника (Михаил Стефанов и Василий Попов), диакон (Михаил Девицкий), псаломщик-диакон (Иоанн Проскуряков) и псаломщик (Митрофан Тихонов). Составитель этого справочника Никольский указывает год основания церкви - 1842. Церковь владела 66 десятинами пахотной земли, в приходе числилось 480 дворов, в которых проживало 3527 человек.

В 1900 г., в связи с тем, что прежний храм перестал вмещать всех прихожан, жители села Давыдовки обратились к правящему архиерею с просьбой построить ещё одну церковь. В 1911 году по благословению архиепископа Анастасия (Добрадина) был освящён камень в основании храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Через пять лет строительство завершилось. На средства прихожан был куплен фарфоровый иконостас. Иконы были написаны мастерами из Петербурга. Храм был украшен прекрасными росписями. Помимо основного престола, он имел два боковых предела – в честь Вознесения Господня и Николая Чудотворца. Новая церковь была построена близко к алтарной части старой, но вскоре её разобрали и храмы соединились.

Лихолетие

В 1930-х в Казанском храме был уничтожен фарфоровый иконостас, а само здание использовалось под склад.

Второе рождение храма произошло в 1943 году. Именно тогда в нем возобновились богослужения. Несмотря на утраченное внешнее благолепие храма, церковная жизнь в Давыдовке постепенно налаживалась. К началу 1960-х годов здесь служили два священника, два диакона, а также располагалась община из монашествующих, переселившихся в Давыдовку из разоренной Оптиной пустыни.

Но в 1962 году власти вновь решают упразднить приход. Формальным поводом для этого служило наличие трещин в алтарной части. Butterfly Власти утверждали, что здание находится в аварийном состоянии и является опасным для верующих. В то же время со стороны Совета по делам религий Лискинского района происходили постоянные провокации против настоятеля храма, что вынудило последнего покинуть Давыдовку в 1963 году. С этого времени богослужебная жизнь поселка прекратилась и храм считался недействующим, хотя формально никаких актов о закрытии прихода подписано не было.

В дальнейшем здание храма подверглось страшному разорению. Butterfly13 апреля 1967 года исполком Лискинского районного совета депутатов обратился в Воронежский Облсовет с инициативой о сносе храма в поселке Давыдовка. Окончательное решение по этому вопросу было принято 4 мая 1967 года. На основании этого решения 31 октября 1968 года Совет по делам религии при Совете министров СССР разрешил снос храма. Но совершилось чудо, и храм так и не был разрушен. На фотографиях этого времени видно, в каком бедственном состоянии пребывал храм - покосившийся крест, практически полностью разрушившийся от ветхости купол. Выбитые окна. Груды технического мусора вокруг. Разруха и опустошенность...
4 октября 1986 года местная администрация отдала церковь в распоряжение завода "Алиот ПО Электроника".

Новое рождение церкви

Жители продолжали бороться за храм, посещая районные и областные власти, и несколько раз ездили в Москву. Наконец, 6 февраля 1989 года поруганное, но Butterfly избежавшее полного разрушения здание храма было возвращено православной общине поселка.

В конце июля 1997 года в храме совершилось чудо: во время вечернего богослужения одновременно замироточили несколько икон – "Достойно есть", "Троеручица", икона Архистратига Михаила и многие другие. Всего мироточило 35 икон. Это чудо было засвидетельствовано многочисленными богомольцами и священноначалием.

В 2003 году была начата роспись алтаря, а затем и всего храма. Работы проводились под руководством члена Союза художников России Владимира Новикова - иконописца известного не только в Воронеже, но и далеко за его пределами.

Среди потрудившихся в этом благом деле большую роль сыграла монахиня Алипия, без которой многие изображения, украшающие ныне стены храма, не появились бы на свет. Роспись выполнена в каноническом стиле в традициях школ таких прославленных мастеров Древней Руси, как преподобные Андрей Рублев и Феофан Грек. Некоторые изображения, в частности, Сошествие Святого Духа на апостолов выполнены непосредственно по иконописному подлиннику преподобного Андрея Рублева. В 2008 году началась внешняя реставрация храма. Восстанавливаются нарушенная кирпичная кладка, элементы декора, кровля и оконные рамы. Элементы кокошников украшаются мозаикой из мрамора и гранита.

В настоящее время Казанская церковь постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.95 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения.

В сентябре-октября 2003 года настоятелем Казанского храма служил архимандрит Серапион (Дунай). Его сменил священник Михаил Богданов (переведен из Покровской церкви села Кондрашкино Каширского района, в 2009 году возведен в сан протоиерея). В 2009 году штатным клириком церкви был назначен священник Владимир Степанович Болюх, а в качестве чтеца (пономаря) направлен Сергий Викторович Воронин.



Использованы материалы сайтов: Сайт Казанского храма, Воронежская епархия
Использованная литература:
Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
Яндекс-фотки

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Яндекс.Метрика