Воронежская область. Лискинский район. Дивногорье.
Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Дивногорский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь — православный пещерный монастырь Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположен в Воронежской области, близ села Дивногорье. Основан около 1650 года монахами, пришедшими из Украины вместе с полком черкасов (украинских казаков).



До XVII века

Документально Дивногорский монастырь известен с XVII века, но есть версия о существовании здесь обители и раньше. Аргументами служат пещерные стасидии (крупные ниши с полукруглым верхом, характерные для некоторых древних монастырей) и граффити на стенах подземелий, напоминающие изображения в римских катакомбах первых веков христианства.

Церковное предание называет основателями монастыря греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, искали себе убежища в русских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Матери и обустроили пещеры. Однако не существует никаких письменных или устных свидетельств того, когда Ксенофонт и Иоасаф поселились в Дивногорье и как изначально выглядела обитель. Даже если предположить древнее происхождение монастыря, существование здесь действующей обители в XIV-XVI веках сомнительно: с конца XIV века до середины XVII века район среднего Дона был местом постоянного противостояния Русского государства и татар. Вероятнее всего, схимонахами был построен скит, а монастырь образовался позже уже на его месте.

Основание монастыря

В 1653 году в связи с расположением на Белгородской обороннительной линии в монастырь было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая деревянная церковь Николая Чудотворца. 1653 год принято считать датой основания монастыря. Первым настоятелем стал игумен Гурий, под началом которого находилось 15 монахов.

В 1658 году, после пожара, уничтожившего Никольскую церковь, на её месте выстроили новую в честь Успения Божией Матери. Кроме того, была освящена пещерная церковь в честь Иоанна Предтечи.

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Предтеченская церковь в Дивногорском Успенском монастыре может быть, древнейший храм в пределах нынешней Воронежской епархии. Пещерная церковь, высеченная в столпе, - на верхнем скате горы, на высоте под уровнем воды реки Дона более 40 сажень, имеет вход прямой и пространный; церковь разделена внутри столпами на три отделения; олтарь в церкви отделяется также природными столпами; из церкви в олтать проделано три отверстия для царских ворот и боковых дверей, олтарь возвышен над церковью на несколько ступеней, изсеченных в меловой горе; - горное место представляет из себя вид кафедры для архиерея. Вероятно, это имелось в виду на случай архиерейскаго служения в этом храме».

Над входом в церковь имелась доска с надписью: «Освятится жертвенник Господа Бога и Спаса I. Христа во храме рождества св. Иоанна Предтечи, при державе благочестивейших великих Государей и Царей и великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея России, по благословению великага господина преосвященнаго Авраамия митрополита Белоградскаго и Обоянскаго; в лето 7102, от Рождества Христова 1693, индикта I, месяца Ноемврия, на память святых мученик 33-х».

В пещерах, пропитанных известью, жить было трудно, поэтому монахи срезали часть горы и на новом месте выстроили кельи, а вокруг монастыря установили ограду. Расширяя старые и роя новые подземные ходы, основатели обители создали первый пещерный монастырь в пределах Дона.

Игумен Гурий и его преемник Андроник неоднократно обращались с просьбами о материальной помощи к Московскому правительству. Монастырю было пожаловано небольшое денежное жалованье, мельница и покос.

Становление монастыря

Находясь вблизи Кальмиусского шляха из Крымского ханства в центральную Россию, монастырь часто подвергался нападениям татар. Поэтому при третьем игумене (Тихоне) в 1671 году часть братии (иеромонахи Феодосий, Лаврентий, Кесарий, Павма, старец Никодим) бежала из монастыря. Они удалились к западу от Дона, в местность близ Суджи и Мирополья, где над рекой Псёл основали новый монастырь в честь Николая Чудотворца (Белогорская Николаевская пустынь на территории нынешней Курской области).

Летом и осенью 1670 года возле обители разворачивались события крестьянской войны под предводительством Степана Разина. 26 сентября возле стен монастыря состоялось решающее сражение между силами разинцев и царскими войсками. Повстанцы потерпели поражение, которое вынудило их уйти с Дона. К ним примкнул и вкладчик монастыря — острогожский полковник Иван Дзиньковский.

В Дивах осталось 10 человек во главе с игуменом Тихоном. Постоянная опасность то от татар, то от «воровских людей» заставляла братию запасаться средствами обороны: на монастырской колокольне были установлены две железные и одна медная пушки, турецкая штурмовщина. В случае опасности монахи укрывались в пещерах, имевших несколько выходов.

В 1677 году около ста человек татар напали на Дивногорскую обитель и увели оттуда двух лошадей.

Невзирая на опасности, иноки восстанавливали разрушенное. В 1673 году царь Алексей Михайлович пожаловал Дивногорскому монастырю право безоброчно построить мельницу на реке Потудани, в 1686 году обитель получает без перекупки оброчную вотчину Богучарский Яр с речкой Толучеевкой, ведет торговлю солью с Царицыным. Кроме того, на помин души мужа вдова полковника Петра Булоротова — Анна — отдала мельницу на реке Мерине.

С 1686 года настоятель Дивногорского монастыря становится архимандритом. К этому времени обитель была не только крупным хозяйственным организмом, но и центром духовного просвещения, борьбы с расколом. В 1684 году инок монастыря Герман отправился в центр раскола - город Черкасск, проповедовал там два года и после испытанных там притеснений вернулся в обитель.

В монастыре существовала хорошая библиотека, обитель привлекала к себе людей как крупный духовный и хозяйственный центр. В 1692 году было разрешено селиться на монастырских землях вольным бобылям. Устремившийся сюда поток украинских поселенцев положил начало расположенной в двух километрах от обители слободе Селявной и привел к сложению специфической ситуации в этом районе, когда, сохраняя свой язык и традиции, рядом жили русские и украинцы. Эта ситуация сохраняется и поныне.

Опираясь на труд этих поселенцев, в 1693 году монахи расширили прежнюю малую пещерную церковь в Малых дивах, заброшенную с 1658 года, и освятили её алтарь во имя Иоанна Предтечи.

В 1696 году генерал Патрик Гордон, плывший с эскадрой из Воронежа в Азов, посетил Дивногорский монастырь и оставил в своем дневнике следующие записи: «Этот небольшой монастырь стоит у самой реки, вооружен несколькими пушками и пищалями и окружен рвом и деревянною стеною, воздвигнутой для защиты от татар». В дневнике Гордона есть любопытная запись о том, что настоятель монастыря провел его в часовню, высеченную в меловой скале. А выше часовни виднелись развалины монастыря. Упоминание Гордона о развалинах монастыря может свидетельствовать в пользу гипотезы о возобновлении монастыря в 1653 году на месте существовавшего ранее.

XVIII век

Пётр I гостил в обители в мае 1699 года. К приезду царя число братии было увеличено до 40 человек, так как царь считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей. Вице-адмирал Корнелий Крюйс описывает это так: «Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так кушать; в которое время немалая пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши».

В административном отношении Дивногорский монастырь первоначально входил в Патриаршую область. С открытием Белоградской епархии в 1666 году, монастырь, как и весь Острогожский уезд, вошёл в её состав. Удаленная от епархиального управления, обитель жила почти самостоятельно.

В 1699 году Дивногорский монастырь был приписан к Воронежской епархии. При Митрофане, первом Воронежском епископе, обители были дарованы 900 четей пашенной земли, монастырь достиг своего наивысшего экономического подъема. К 1714 году у обители отнимается часть земель и благосостояние падает, в ней проживает 12 иноков. Несмотря на ослабление, Дивногорский монастырь оставался крупным духовным центром на Дону. В нём строятся каменные храмы Успения Богородицы и Владимирской иконы Божией Матери. В 1762-1766 годах на монастырском подворье в Острогожске действует духовная школа.

Во 2-й половине XVIII века произошли крупные изменения в положении русских монастырей. Екатерина II лишила их земельных владений, крепостных крестьян. Дивногорская обитель некоторое время была оставлена на своем содержании, так как была причислена к малороссийским монастырям, но в 1788 году она лишается своей вотчины и закрывается. Братия, состоявшая из 7 человек, переводится в другие монастыри Воронежской епархии, а архимандрит Иов назначается настоятелем Коротоякского Вознесенского монастыря.

XIX век

После смерти Екатерины II в разных местах возникают попытки восстанавливать закрытые обители. В 1813 году на имя преосвященного Воронежского Антония I было подано прошение «от жителей уездных городов Коротояка и Острогожска — дворян, купцов и войсковых жителей». Несмотря на стремление духовных властей возродить монастырь, дело столкнулось с серьёзными трудностями. Храмы обители служили приходскими церквями, монастырские постройки были заняты церковным причтом. Заготовленное прошение в Синод пролежало в архиве Воронежской Духовной Консистории семь лет, пока настоятель Коротоякского монастыря не выступил с ходатайством о перенесении его обители в Дивногорье. В январе 1828 года последовал указ о перенесении обители на новое место. Коротоякский монастырь стал подворьем Дивногорского Успенского монастыря.

Butterfly Обитель восстанавливается, и начинается бурная строительная деятельность, в результате которой создаётся оригинальный архитектурный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения и наземные постройки второй половины XVIII - первой половины XIX веков.

Коротоякские монахи неохотно покидали обжитые места, сам настоятель жил в Коротояке. Начались противоречия между братией, часто сменявшиеся настоятели не могли справиться с положением. Лишь в 1860 году, когда после восьми предшественников игуменом стал Анфим, ссоры прекратились. Помимо этого, долгое время жизнь монастыря осложнялась спорами с местным населением из-за храма в честь Владимирской иконы Богоматери, перешедшей к монастырю в 1856 году.

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) писал об этом: «При упразднении Дивногорскаго монастыря, Владимирская церковь была обращена в приходскую для жителей села Селявнаго и была таковою до 1840 года, то есть до времени устройства храма в честь святителя Николая в слободе Селявной».

В 1831 году во время эпидемии холеры недалеко от монастыря была явлена чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. В честь неё был освящен алтарь пещерной церкви в Больших Дивах.

Butterfly В 1854 году Дивногорской обители были переданы пещеры соседнего Шатрищенского монастыря. Он был закрыт ещё в 1764 году, но его пещеры продолжали почитаться окрестным населением. Кроме того, к северу от Дивногорья крестьянин П.П. Курбатов в 1851 году начал копать пещеру. Спустя два года к нему присоединился Н.М. Шатов. В 1858 году эти пещеры были переданы монастырю, а крестьяне зачислены в состав братии.

Butterfly В самом монастыре в 1860 году была устроена церковь Сицилийской иконы Божией Матери. Архиепископ Самбикин отмечал: «Церковь в Дивногорском Успенском монастыре - это первый по времени храм, устроенный в честь Дивногорской (Сицилийской) иконы Богоматери. В 1860 г. начата была постройкою вышеупомянутая церковь на месте прежде бывшей в честь иконы Владимирской Божией Матери. Эта церковь находится в монастырской трапезной; она очень просторная, светлая. Иконостас одноярусный.

В Дивногорском монастыре до 1860 года существовала церковь в честь Владимирской иконы Богоматери. В честь этой иконы, вероятно, была пещерная церковь (по другим - в честь св. Николая) в столпе, что в Дивах. К этой, ныне упраздненной церкви, бывает торжественные проводы в крестном ходе Сицилийской иконы, при изнесении ея из Дивногорскаго монастыря в разные города и селения Воронежской епархии»
.

Butterfly В 1866 году, стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского), к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит приписана община пещерокопателей, в дальнейшем оформленная как Белогорский Воскресенский монастырь. Пещерокопательство возобновилось в Малых Дивах в середине XIX века. Бывший настоятель монастыря, схимник Меркурий своими руками соорудил себе гробницу. В 1863 году была освящена наземная Трапезная церковь, а в 1886 году — главный храм в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Архиепископ Самбикин отмечал: «Положительных сведений неотыскано, кем был построен в Дивах храм в честь Успения пресвятой Божией Матери. На старинном Антиминсе, найденном в монастыре, есть надпись, что этот антиминс был выдан в Успенский Дивногорский монастырь в 1658 г. в царствование Алексея Михайловича, при патриархе Никоне».

В грамоте патриарха Иоасафа II черному попу Феодосию и другим иеромонахам сказано, что он: «поп Феодосий поставлен в прошлом 171 году Генваря в 18 день во диаконы к церкви Успения Пресвтой Богородицы, да к Николаю Чудотворцу в Острогожском уезде в Дивногорскую пустынь, а в прошлом 174 году он же Феодосий к той же церкви в Дивногорской же монастырь поставлен в попы».

С марта 1898 года настоятелем Дивногорского монастыря состоит архимандрит Флорентий (Рышков). Благодаря его трудам и практическим знаниям, Дивногорский монастырь стал одним из благоустроеннейших монастырей в Воронежской епархии. В 1903 году было торжественно отмечено 250-летие обители.

Советское время

В 1918 году началось разорение монастыря. Газеты так описывали это событие: «Недавно в Острогожск пришло известие, будто бы Дивногорский монастырь ограблен проезжающим отрядом красноарменйцев. Как оказалось впоследствии из расспросов на месте, никакого грабежа в монастыре не было. Была, просто-напросто, реквизиция имеющихся в монастыре лишних кроватей».

В 1924 году монастырь закрыли и разграбили, некоторые строения были разрушены. Почти все монахи были утоплены в реке Дон. Туда же была сброшена библиотека монастыря. 16 монахов, которые смогли укрыться в скиту близ Больших Дивах, были расстреляны в 1930-е годы. На месте обители размещался санаторий. Принадлежавшие раннее монастырю, пещеры стали приходить в упадок и разрушаться.

В 1942-1943 годах в бывшем монастыре располагался немецкий военный госпиталь. По воспоминаниям очевидцев, немцы, в отличие от большевиков, не оскверняли монашеские пещеры-храмы.

Разбору купола Успенской церкви власти оправдывали серьёзными повреждениями, которые он якобы получил во время войны. Но вот, например, Н.С. Анидалов, проживший всю свою жизнь в этих краях и пристально наблюдавший за состоянием упразднённого монастыря на протяжении нескольких десятилетий, отмечал: «Во время войны 1941-45 годов главный купол летнего храма имел лишь пробоину снарядом и мог быть легко восстановлен, но в 1950 и в 1951 годах эта часть храма с куполом, алтарём и клиросами были разобраны якобы на стройматериалы, но монолит стен был лишь превращён в щебёнку».

Историческая постройка была, таким образом, совершенно искажена, и после возвращения монастыря епархии, на восстановление соборного Успенского храма ушло несколько лет.

Butterfly После 1945 года в стенах бывшего монастыря разместился туберкулезный санаторий. Для восстановления и сохранения наследия Дивногорья в 1988 году учреждён филиал Воронежского краеведческого музея, преобразованный в 1991 году в Государственный природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье». Директором музея была назначена М. И. Лылова. Площадь музей-заповедника — 1100 га. Под защиту музея-заповедника были взяты пойменная часть и крутые склоны коренного правого берега реки Тихой Сосны и Дона, меловые столбы — дивы и пещерные храмы, археологический комплекс Маяцкое городище, уникальные ландшафты, растительный и животный мир. При помощи специалистов из Эстонии, Москвы, Воронежа была отреставрирована пещерная церковь. Вокруг Больших Див была благоустроена территория: установлена лестница, ведущая к пещерному храму и к Маяцкому городищу, обустроены пешеходные дорожки, оборудовано место для установки туристических палаток на берегу Тихой Сосны.

Возрождение монастыря

Первое богослужение состоялось 28 августа 1991 года в пещерной церкви Больших Див, где в 1831 году была чудесно обретена Сицилийская икона Божией Матери. В 1997 году монастырь возвращён Воронежской епархии. Первым был передан разрушенный Успенский храм. Алтарная часть, уничтожена в 1951-1952 годах, полностью отсутствовала.

Вскоре начались богослужения, а затем — большие восстановительные работы. В 2003 году на куполе храма установлен крест. Обустроено хозяйство монастыря: подведены вода и газ, возделывается земля, есть пасека, коровы. С 2004 года в селении Масловка существует подворье монастыря — Никольская церковь. В 1998 году наместником назначен игумен Парфений (Шалатонов) (позднее возведён в сан архимандрита). 25 декабря 2009 года Священным Синодом отстранён от должности наместника. Сейчас настоятелем обители назначен игумен Максим (Лапыгин).

Богослужения совершаются каждый день, для помощи паломникам при епархиальном управлении работает экскурсионно-паломнический центр.

В настоящее время Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь в составе Археологического комплекса "Маяцкий" является объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.



Настоятели монастыря

  • игумен Гурий (упом. 1653)
  • игумен Амвросий (упом. 1658)
  • игумен Тихон (упом. 1671)
  • игумен Андроник
  • архимандрит Анания
  • архимандрит Гавриил (упом. 1721)
  • архимандрит Варфоломей (упом. 1727-1737)
  • архимандрит Лазарь (упом. 1742)
  • неизвестный настоятель (упом. 1745)
  • архимандрит Феодосий (упом. 1753)
  • игумен Зосима (упом. 1767)
  • игумен Иов
  • игумен Афанасий (1831-1835)
  • иеромонах Илларион (1835-1836)
  • иеромонах Никодим (1837-1841)
  • иеромонах Назария (1853-1859)
  • иеромонах Анфим (1860-1898)
  • архимандрит Флоренций (1898)
  • игумен Парфений (1998-2009)
  • игумен Максим (2009)

  • Использованы материалы сайта: Википедия
    Использованная литература: Д. Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
    Яндекс-фотки

    Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
    Яндекс.Метрика