Воронежская область. Репьевский район.
Село Краснолипье. Церковь Косьмы и Дамиана

Церковь Косьмы и Дамиана — православный храм Россошанской и Острогожской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Краснолипье Репьевского района Воронежской области.

Краснолипье (ранее – Красное; на картах 1870-х гг. – Краснолипецкое) возникло в 1774 году. Вероятнее всего, как во всяком случае утверждают местные легенды и рассказы, название свое село обрело практически сразу после основания за необычайную красоту и уют, царившие в небольшом поселении (отсюда часть названия — Красно, то есть красиво), а близ образованного поселения произрастали необычайно красивые липы, что и дало в общем название Краснолипье. До 1928 года село территориально входило в состав Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии.

Первая деревянная церковь в селе была построена в 1775 году и освящена в честь безсребреников Космы и Дамиана Асийских. Спустя 40 лет решено было возвести храм в камне, но почему он не был освящен в прежнее храмонаименование – неизвестно. Так или иначе, в новопостроенной Вознесенской церкви, в память о первом храме решено было освятить придел во имя Космы и Дамиана.

Вознесенская церковь (утрачена)

Величественная каменная церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа была построена 1821 году. Вот что по этому поводу писал в документах середины 1880-х годов ректор Воронежской Семинарии Архимандрит Дмитрий (Самбикин): «Церковь въ селе Красномъ Нижнедевицкаго уезда съ приделомъ свят. Космы и Дамиана, каменная съ колокольнею, построена в 1821 году. Земли усадебной 3 десятины, пахатной 66 десятин. Два дома, въ одномъ караулка, а въ другомъ сельское училище. Прихожанъ 2100 душ. Два штата».

Церковь поражала своим великолепием: храм построен на беломраморном фундаменте, колокольня устроена в 3 яруса. Вокруг – ограда сплошной кладки. Внутри и снаружи храм был украшен стенною живописью. При нем работала церковно-приходская школа, открытая в 1885 году

По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате Вознесенской церкви числились: два священника (Поворинский Митрофан Михайлович и Лебедев Григорий Алексеевич), диакон (Базилевский Владимир Антонович) и два псаломщика (Азаров Алексей Никифорович и Поликарпов Алексей Иванович). Земли церковной – 74 десятины. Приход насчитывал 555 дворов, в которых проживало 2369 душ мужского и 2332 женского пола.

До революции в селе было две школы: одна земская (95 учеников: из них 86 мальчиков, 9 девочек), другая церковно-приходская школа (44 ученика: 42 мальчика и 2 девочки). В годы гражданской войны одно из зданий школы было разрушено.

Вознесенский храм пережил войну, но в 1966 году по решению партийных активистов колхоза был взорван. Очевидцы рассказывали, что когда храм взрывали, то не смогли разрушить с первого раза. Церковь дрогнула, словно бы вздохнула, и всё же устояла. Был произведён второй взрыв, и тогда уже она рухнула… Сельчане рассказывают, что принимавший участие в сносе храма председатель колхоза умер от онкологического заболевания, раскаиваясь в содеянном. Сам он говорил соседям, что слышал жалобный плач и пение ангелов там, где стоял разрушенный храм.

Космо-Дамиановская церковь

В 1998 году собралась группа верующих сельчан Краснолипья и испросила благословения на устройство временного храма и строительство новой церкви. Храм святых безсребреников Космы и Дамиана Асийских уже несколько лет ютится в разрушающемся здании заброшенной школы.

19 октября 2000 года благотворители из Москвы пожертвовали храму частицы святых мощей Космы и Дамиана. Это произошло чудесным образом. Член приходского совета Мария Павловна Гаршина и ещё несколько прихожанок решили обратиться за советом по поводу возведения храма к старцу Алексию, мирянину-инвалиду из города Старый Оскол Белгородской области. Ждали приёма у старца почти полдня, не понимая, почему он никак их не примет. Уже вечером их позвали. Алексий ответил на несколько вопросов о судьбе храма и попрощался. Но когда женщины вышли, их внезапно остановили и сказали, что старец попросил передать им частицы мощей святых Космы и Дамиана. Оказывается, в тот же вечер к старцу приехали две женщины из Москвы и привезли ему эту святыню. А он сразу же отправил их вслед за прихожанками Космодамиановского храма. Марию Павловну удивило то, что они в беседе со старцем ничего не сказали о названии своего храма. Старец, по воле Божией, передал им мощи небесных покровителей их прихода. Впоследствии монахиня Афанасия из Воронежа написала для храма большую икону святых Космы и Дамиана, в которую и были помещены частицы их мощей.

После молитв у мощей святых Космы и Дамиана дело стало понемногу продвигаться. В 2005 году правящий архиерей благословил служить на приходе иеромонаха Иосифа (Бражникова). Настоятель и прихожане прикладывали все усилия, чтобы храм построился. По копейке и по рублю, с миру по ниточке набрали на строительство. Вместе с двумя-тремя каменщиками настоятель и старушки из храма трудились на стройке. Женщины и отец Иосиф поднимали на стройку тяжёлые бетонные блоки. Приходили помогать даже старики из местного дома престарелых. На лошадях подвозили кирпич, который по цепочке передавали для постройки стен. К сожалению, настоятель храма иеромонах Иосиф, страдавший хроническим заболеванием, 28 апреля 2012 года отошёл ко Господу в возрасте 36 лет. Вечная ему память. Жители Краснолипья вместе с новым настоятелем иереем Олегом молятся об упокоении души иеромонаха Иосифа и надеются завершить строительство храма.

Сейчас храм оживает, оживает и село. Литургии в церкви совершаются каждое воскресенье и по праздникам. Сюда начали даже переезжать на постоянное место жительства некоторые семьи с детьми. Население составляет около 1500 человек. Местные жители и гости села по воскресеньям могут с благоговением приложиться к большой иконе с частицами мощей святых Космы и Дамиана.

Судьба Краснолипья и других деревень решается сегодня. Будет храм и литургия, будет здесь и жизнь. Кирпичные стены храма уже возведены под купола. Есть возможность пригласить каменщиков, но нет денег на зарплату для них. Приход святых Космы и Дамиана просит у добрых людей молитвенной и материальной помощи.



Использованы материалы: статья Сиротинской "Сельский храм" сайта Русский Дом
Использованная литература:
Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
Яндекс-фотки

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Яндекс.Метрика