Воронежская область. Новоусманский район.
Село Новая Усмань.
Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь Казанской иконы Божией Матери — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области.

У красивой реки Усманки царский слуга В.В. Собакин обзавелся землями, получившими прозвание по его фамилии - «Собакина поляна». В 1598 году основано поселение, которое в исторических документах фигурирует под несколькими названиями: Собакино, Усмань (Собакина) и т.д. Было основано как село в 1601-1602 годах под названием Собакина или Большая Усмань.

В XVII - XIX веках Большую Усмань еще не делили на Первую, Вторую, Третью. Было единое большое село и построили в нем усманцы деревянные церкви. В центре - Дмитриевскую, а ближе к Воронежу - возможно, Николаевскую, о коей сообщают документы 1740-1760 годов. Но старожилы уверены, что их деревянная церковь, как потом и каменная, называлась именем Казанской иконы Божией Матери.

Первые деревянные церкви села

По сведениям «Дозорной книги» 1615 г., в Большой Усмани уже была Димитриевская «церковь с трапезою, древесны, клетцки, с папертью, два престола: престол во имя Николая Чудотворца, престол Великого Мученика Дмитрия Солунского, а в церкви образы и книги и всякие церковныя строенья попа Власа да приходных людей...». Храм, рубленый из дуба, простоял почти 150 лет. По своей архитектуре он представлял собой трехчастный объем с выделяющейся центральной кубической частью, с примыкающей к ней с востока пятигранным алтарем, а с запада - прямоугольной трапезной.

В исторических документах Дмитрия (Самбикина) есть упоминания об этом храме: «На основании одного старинного документа, относящегося к 1732 году, можно думать, что в Усмани, принадлежавшей к ведению г. Орлова (ныне бывшей город в 10 верстах от Усмани), была издавна церковь св. Димитрия».

Ниже приводится выдержка из этого документа: «1732 года июля 13 дня Орловской станицы станичный атаман Сергей Григорьев, сын Скачев, есаул Иван Клевешов и старшины Антон Федоров, Алистрат Ларионов, Михайло Сухой, Антон Иванов, Семен Петров, Борис Григорьев и всей станицы казаки на станичном сборе дали сию сказку по указу вел. господина Преосвященнейшаго Иоакима, епископа Воронежскаго и Елецкаго, старосте поповскому Преображенскаго (вероятно, Толшевскаго Спасо-Преображенскаго) монастыря игумену Игнатию, понежемы всею станицею перешли селением на иное удобное и сухое место, а на прежнем старом месте от многих перебоин и от водомоин жить невозможно, а ныне еще церковь Божия храм Димитрия мироточца имеется на старом месте, и дабы нам станицею благословением отца игумена Игнатия оную церковь перенесть, каковое место в наш переселенной городок, на хорошее и сухое (место) и чтоб управить, кончая оную в год, со всем ко освящению быть готову, а ежели мы в год не управимся взять на нас помянутому отцу игумену штрафу на всемй станице пятьдесят рублев, в том мы станицею и подписуемся».

Самбикин продолжает: «За неграматных подписался дьячек той же станицы Ерофей Семенов. Под городком нельзя разуметь г. Усмань, и что Усмань была городом с 1625 и не могла принадлежатьк другому городу (Орлову) и в Усмани (ныне Тамбовской губернии) насколько известно нет Димитриевской церкви и даже придела».

В архивах "Указателя храмовых празднеств в Воронежской епархии за 1881-1884 годы" можно прочитать: «Из документов 1740-1760 г. большой Усмани (собакиной) видно, что была Николаевская церковь, в 1730 году при ней был священник Иоанн».

Казанская церковь

Казанская каменная церковь в Новой Усмани была построена в 1870 году в стиле классицизма. Освящал храм архиепископ Воронежский и Задонский Серафим.

Дмитрий (Самбикин) в своих архивах далее отмечает: «Казанская церковь в Большой Усмани, каменная с колокольнею, построена в 1870 г. Земли 24 десятины пахатной. Причт получает % с 356 рублей капитала (256 рублей по завещанию свящ. Феодора Стефановскаго, а сто рублей крестьянки Карцевой). В деревянном церковном доме находится сельское училище. Прихожан 1170 душ мужскаго пола. Хутор Подклетный (в 5 верстах)».

Вероятно, вышеупомянутый отец Федор Стефановский служил и в ранней, еще деревянной церкви, так как известно, что копии метрических книг имелись с 1857 г., а отец Федор служил до 1885 года, до своей кончины. Вдова священника Олимпиада Петровна Стефановская работала в Казанской церкви еще многие годы.

"Ведомости" отмечают хорошее качество здания, крепкое, но холодное. Каменная колокольня, кирпичная ограда. В архивных документах Воронежской епархии за 1900 год указан штат Казанской церкви: священник (Иосиф Иванович Ефремов), диакон (Николай Евфимович Пятницкий, с 1890 г.; – брат Митрофана Ефимовича Пятницкого, знаменитого русского музыканта, исполнителя и собирателя русских народных песен) и псаломщик-диакон (Николай Петрович Пересветов, 1872-1890). Земли у церкви отмечено 26 десятин. Приход насчитывал 336 дворов, в которых проживал 2831 чел.

В 1910-1920 годах церковным старостой был Александр Лукьянович Костин. Служил в этом храме и священник Алферов Петр Антонович, 1890 года рождения. Арестован в феврале 1932 года, осужден на 5 лет лагерей. До закрытия храма дьяконом служил Георгий Федорович Гаврилов (1936 год), певчим был Лукин Василий Андреевич, расстрелянный в 1937 году.

Закрытие церкви

По словам очевидцев в 1933 году сняли колокол. Службы в храме велись до 1936 г., Butterfly когда власти закрыли его. Имена всех священников, служивших в этот период не известны. Последний настоятель – Иосиф, был арестован в ночь великой Пятницы в 1936 году. И после этого местонахождение его не известно. Имеются скудные сведения о том, что в хоре Казанского храма пела Ефросиния Калашникова, уроженка Новой Усмани, впоследствии участница хора М. Пятницкого. После закрытия храм использовался властями как склад, мастерская. Алтарь был разрушен.

В храме до войны находился автопарк. После разгрома церквей, в Новоусманском районе действующих храмов Божиих не было. Но многие верующие продолжали молиться у домашних икон, носить крестик, читать Евангелие, Псалтырь, тайно крестили детей.

Возвращение епархии

После долгих лет запустения в 1990 г. была организованна «Церковная двадцатка» и начались восстановительные работы храма. Первым штатным священником был Butterfly иерей Иоанн Огиевич (1990-1991 годы), трудами которого были завезены стройматериалы, храм был очищен от толстого слоя грязи и мусора. В 1991-1992 гг. настоятелем церкви был иерей Димитрий Поваляев, при котором продолжилось заготовление стройматериалов, были вставлены рамы, восстановлены разрушенные стены. 14 марта 1991 года повесили первый колокол. С 1992 по 2003 годы настоятелем был протоиерей Виталий Лившук, который много сделал для полного восстановления храма. В 1993 году в храм подвели газ, было налажено отопление. В период с 1992 по 1994 годы храм был отштукатурен изнутри и снаружи, на колокольне был воздвигнут шпиль и святой крест, покрыта крыша. В 1999 г. начались занятия в воскресной школе, восстановительные работы продолжались. В 1996 году был восстановлен святой алтарь, поставлен иконостас, велась работа по духовному просвещению населения Новоусманского района.

В 2005-2010 годах Казанский храм посещал и совершал богослужения митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Владыка посетил приход четыре раза. Пришедший в 2004 году настоятель протоиерей Михаил Мансуров продолжил восстановительные работы. Было написано много новых икон, развернулась миссионерская деятельность.

С ноября 2009 по март 2011 года настоятелем был иерей Михаил Андреев, который продолжал работать над улучшением приходской жизни, особое внимание было уделено воспитанию подрастающего поколения прихожан.

В 2011-2012 гг. настоятелем Казанского храма являлся иерей Иоанн Масько, который продолжил благоукрашение храма: обновилась церковная утварь. Самое важное – началось строительство церковного административного здания.

В 2012 году настоятелем был иерей Кирилл Даниличев, его сменил иерей Алексий Воронин. В храме также служили: клирик – иерей Роман Вараксин (2004-2005); диакон Николай Александрович Ануфриев (2007-2010); клирик – иерей Игорь Володько (2010-2011); клирик – иерей Дмитрий Балакирев (2011-2012), а также клирики – протоиерей Николай Боровлев, иерей Илия Востриков и иерей Александр Глущенко.

В настоящее время церковь Казанской иконы Божией Матери является объектом исторического и культурного наследия областного значения. Региональная категория охраны № 510.



Реликвии и святыни храма

  • икона собора Псково-Печерских святых с частицей земли с места упокоения
  • икона святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей
  • частица мощей святой блаженной Матроны Московской
  • ковчег с мощами святых
  • частица мощей святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца

  • Использованы материалы сайтов: Воронежско-Борисоглебская епархия, Официальный сайт Казанского храма
    Использованная литература:
    Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
    Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
    Моя статья в Википедии Яндекс-фотки

    Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
    Яндекс.Метрика