Воронежская область. Репьёвский район.
Село Платава. Церковь Димитрия Солунского

Церковь Димитрия Солунского — православный храм Россошанской и Острогожской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Платава Репьёвского района Воронежской области.

Село Платава Репьевского района – одно из старейших в районе. В документальных источниках, относящихся к 1705 г., оно упоминается как село с церковью. Название его произошло от рельефа местности "Сухой Платы", которая окружена оврагами, балками. До 1923 года село территориально входило в состав Коротоякского уезда Воронежской губернии.

Димитриевская церковь в XIX веке

Ректор Воронежской Семинарии Архимандрит Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь въ селе Платаве, Коротоякскаго уезда, каменная съ колокольнею, построена въ 1784 году, въ 1855 году распространена крестообразно, прибавлена трапеза и вновь выстроена колокольня. Въ с. Платаве существовала Дмитрiевская церковь еще въ 1738 году, при ней былъ попъ Тарасiй; въ 1785 году священником был Ант. Кораблиновъ. Земли пахатной 33 десятины, но 4 десятины подъ бол. дорогою изъ Острогожска въ Воронежъ и оврагами. Прихожанъ 1350 душъ».

На рубеже XIX-XX веков в штате церкви числились: священник (Iаков Захарович Владимиров), диакон (Андрей Мишин) и псаломщик-диакон (Iоанн Иванович Путинцев). У церкви отмечено 31 десятина земли. Дворов в приходе в это время насчитывалось 365, в них проживало 3033 человека.

Священник Иаков Владимиров

В 1918 году настоятелем Дмитриевского храма продолжал служить отец Иаков Владимиров. По воспоминаниям старожила Натальи Федоровны Швецовой, отец Иаков был ревностным священником, прекрасным хозяином и к своим прихожанам относился, как отец к детям, учил их не только тому, как обустроить свою душевную жизнь, но и как совершенствовать свою культуру хозяйства и заводить пасеки. Крестьяне слушались его советов и были заметно зажиточнее, чем в соседних селах. Большевики впоследствии называли жителей Платавы «кулацкой бандой». Придя к власти, они сразу же открыли гонение против Церкви, истребляя влиятельных и авторитетных священников. Один из жителей села – в прошлом известный конокрад, а в советское время большевик – написал донос на отца Иакова, охарактеризовав его, как «влиятельного попа». Вскоре после доноса к отцу Иакову явились пять «следователей» и попросили разрешения переночевать в его доме, тем более что у них, между прочими мелкими делами, есть «пустяковая жалоба» на него, которую они все-таки обязаны утром разобрать. Поужинав, они стали любезно беседовать с членами семьи священника, а ему самому посоветовали пойти ночевать в школу, чтобы люди подумали, что разговоры отца Иакова подействовали на «неподкупную совесть следователей».

Тревожные слухи поползли по селу. Поздно вечером к школе пришли человек шестьдесят, чтобы провести ночь со своим духовным отцом и не дать его в обиду. Утром, поблагодарив жену священника за вкусный завтрак, «следователи» пошли в школу на дознание. Все село было уже здесь. Народ собрался, чтобы защитить своего пастыря, предполагая, что будет производиться расследование. У магазина вдруг появился пулемет...

«Следователи» вышли с отцом Иаковом из школы на улицу и двинулись к магазину. Подошла жена священника с пятнадцатилетним сыном Алексеем. Старший «следователь» отобрал у отца Иакова золотые часы и положил себе в карман. Только теперь люди увидели, что за магазином вырыта яма, к которой и подвели священника. Отец Иаков осенил себя крестным знамением и начал молиться, ни одного слова не произнося в свою защиту. «Следователь» приподнял волосы священника и выстрелил ему в затылок. От выстрела часть лица была вырвана, отец Иаков упал в яму. Другой палач подошел к жене священника и выстрелил в нее. Она упала. Потом он подошел к Алексею и сказал: «Я думаю, что тебе незачем жить после этого. Так зачем сапогам пропадать? Садись и сними сапоги». Алексей сел, снял сапоги и был тут же убит. Народ, потрясенный происшедшим, в ужасе разбежался. По приказу люди с плачем засыпали яму. Другой сын священника, Иван, которому было тогда только шестнадцать лет, ночевал в полуверсте от села. Друзья отца Иакова поспешили найти Ивана и рассказали ему обо всем, что случилось. Не заходя, домой, он покинул село и вернулся лишь тогда, когда палачи уехали из Платавы, и прямая опасность расправы миновала.

Нравственный подвиг новомучеников Платавских

Священномученик Тихон (в миру Тимофей Ульянович Кречков) родился в 1862 году в селе Платава Коротоякского уезда Воронежской губернии в крестьянской семье. С детства, стремясь к иноческой жизни, он поступил в Алексиевский монастырь, где был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. За монашескую ревность и подвижничество его назначили казначеем монастыря. Много сил отец Тихон прикладывал для благоукрашения святой обители. Многие иконы долгое время сохраняли надпись: «сооружена иждивением иеромонаха Тихона». В 1924 году он был возведен в сан игумена, через три года – архимандрита.

Однако господь готовил ему не только преподобнический, но и мученический венцы. В 1930 году архимандрит Тихон вступил на крестный путь: он был арестован вместе с братией монастыря. Во время изнурительных допросов исповедник отвечал богоборцам с евангельской мудростью. Вместе с ним были арестованы иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священник Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников. Виновными в предъявленном обвинении они себя не признали.

Коллегия ОГПУ приговорила отца Тихона к расстрелу. Он был расстрелян 2 августа в десять часов вечера неподалеку от Воронежа вместе с десятью осужденными. Вместе с другими всероссийскими и Воронежскими новомучениками прославлен на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года в лике святых.

Судьба Димитриевского храма

Церковь, как тысячи подобных в России, пережила годы запустения. Летом 1918 году она была разрушена, а в 1954 году храм взорвали.

Спустя 45 лет, в 1999 г., почти на том же месте на средства жителей села сооружен храм, который строился 8 лет. По воспоминаниям очевидцев и старожилов были восстановлены события страшных послереволюционных годов. Настоятель Дмитриевского храма в 1990-2006 годах отец Андрей (Климов) вместе с прихожанами приложил много усилий к сбору информации о новомучениках. Он работал в архивах г. Москвы. На средства прихожан была написана икона Платавских новомучеников вместе с другими всероссийскими и Воронежскими новомучениками, прославленными на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 2000 года в лике святых. В настоящее время эта икона украшает Дмитриевский храм. Она очень почитаема среди прихожан села.



Использованы материалы сайта: Воронежско-Борисоглебская епархия
Использованная литература: Реферат ученика Репьёвской СОШ Золотарева Никиты "Становление православия на воронежской земле", 2011 г.
Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
Яндекс-фотки

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Яндекс.Метрика