Воронежская область. Острогожский район.
Село Урыв. Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца — православный храм Россошанской и Острогожской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Урыв Острогожского района Воронежской области.



Село Урыв было основано в 1648 г. как крепость в составе Белгородской защитной черты. Крепость располагалась на самом высоком месте и имела четырёхугольную форму общей длиной 258 метров и высотой 4 метра. Стены были построены из толстых дубов. Дубы были врыты в землю один рядом с другим. Южная стена крепости шла вдоль обрыва к Дону и была неприступной для врага. Руководил строительством стольник и воевода Данила Семенович Яковлев.

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Урыв был некогда городом в Воронежской губернии. Основан этот город в XVII веке. Царь Алексей Михайлович, взошедший на престол в 1645 году, для безопасности Воронежа от татарских набегов, укрепил сей город учреждением в нем военных людей разный статей, в 70 верстах ниже Воронежа (по реке Дон) построил города Коротояк, Урыв и другие остроги и провел за Коротояком земляной вал.

Впоследствии, при том же Государе в Урыв переведено было несколько семей черкас их Коротояка и Острогожска. Урыв, как город упоминается в записной тетради певчих дьяков, бывших под начальством Шеина, в 1696 году "апреля 29 дня в среду после обеда проплыли город Урыв, и того числа приплыли к вечеру в г. Коротояк"… (Воронежские акты, книга 1). Урыв в административном отношении был подчинен Воронежу, а в церковных делах считался (XVI-XVII вв.) в Острогожском запасе»
.

Покровская церковь (утрачена)

Дмитрий (Самбикин) в своих архивах предполагает: «При основании г. Урыва, без сомнения, построен был и храм, так как построение храма в старину считалось первым и важнейшим делом, но когда была основана церковь в Урыве, неизвестно. Храм этот в старинных актах называется соборным. Каменная Покровская церковь, с колокольнею, была построена в 1791 году. Земли пахатной 33 десятины. Один подцерковный дом (для священника). Прихожан 775 душ».

По "Справочной книге для духовенства Воронежской епархии за 1900 год", в штате Покровской церкви числились: священник (Прозоровский Иоанн Михайлович), диакон (Сазыкин Митрофан Георгиевич) и псаломщик (Акимов Василий Иванович). У церкви отмечено 28 десятин земли. Дворов в приходе 225, прихожан 1482 души.

Успенская церковь (утрачена)

Архиепископ Дмитрий в "Указателе храмовых празднеств в Воронежской епархии" упоминает про Успенский храм: «Первая деревянная Успенская церковь была построена в конце царствования Алексея Михайловича переселенцами из Коротояка черкасами». Если Покровский храм считался собором, то Успенская церковь была приходской. Церковь эта отмечена в Острогожских хрониках 1759 и 1769 годов. В середине 1880-х годов Самбикин упоминает Митрофановский придел в этой церкви.

По документам епархии за 1900 год, в штате Успенской церкви числились: священник (Проскуряков Андрей Григорьевич), диакон (Устиновский Василий Федорович) и псаломщик (Казьмин Антоний Вавл.). Церковной земли 78 десятин. Приход насчитывал 373 двора, в которых проживало 3149 человек.

Никольская церковь в Голдаевке

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в трудах середины 1880-х гг. отмечал: «Голдаевка, по преданию, населена при царе Алексее Михайловиче, инвалидами, служившими в Урывской крепости , построенной для отражения татарских набегов на русскую землю. Голдаевка почти смежна с Урывом и отделяется только ручьем Змайловым. Говорят, что Алексей Михайлович, быв при осмотре Урывской крепости, приказал на склоне горы, где ныне Голдаевка, построить на казеный счет 40 хат для семейных, инвалидов, которым было тесно жить в крепости и тогда же отпустил деньги на постройку церкви в честь св. Николая. От Государя в эту церковь были присланы (и доселе сохраняющияся) две книги цветная и постная триод и икона св. Николая, ныне в серебряной позлащенной раме; она стоит в алтаре и выносится в храмовые праздники для народнаго целования. Антиминс в эту церковь был прислан из Москвы, по благословению патриарха Никона (1660 г.). Этот антиминс в 1868 г. был передан в ризницу Воронежскаго Митрофановскаго монастыря».

Деревянная Никольская церковь сгорела во время пожара 1872 года. Об этом факте Самбикин тоже упоминает: «Нынешняя церковь каменная построена в 1877 г. вместо деревянной, сгоревшей в 1872 г. Земли пахатной 33 десятины. Сенокосом и лесными участками причт пользуется на равне с прихожанами. Церковь эта приписана к Успенской церкви слободы Урыва. Два подцерковных дома. Прихожан 515 душ».

Однокупольный храм отличался выразительным и пластичным декором, был построен в классическом стиле с элементами византийского храмового зодчества. Форма основания храма – крест, высота – 24 метра.

По данным епархии за 1900 год, в штате этой церкви числились: священник (Михаил Васильевич Кедров) и псаломщик (Василий Петрович Рясовский). У церкви 40 десятин земли, в приходе 174 двора, в которых проживало 1190 человек.

Судьба храмов в XX веке

В 1930 году проводилась кампания по снятию колоколов и закрытию церквей. В конце января прибыли люди, чтобы снять колокола с Успенской церкви. В это время около нее собралась большая группа верующих сельчан. Butterfly Когда им стало ясно, что ничто уже церковь не спасет, они попросили утешить их верующие души, позволить звонарю отзвонить для них в последний раз. Им позволили, и местный звонарь, Кирилл Макарович, начал звонить, да вначале как по покойнику, ударил в набат, затем перешел к веселому перезвону. В округе люди в недоумении пожимали плечами, стали собираться группами и направляться к церкви, чтобы выяснить, что происходит. В это время накалились страсти и у Никольской церкви, где также собрались верующие и требовали открытия церкви и ответного перезвона. Под давлением большинства верующих люди, прибывшие для закрытия церкви, уступили. И вскоре голос никольского колокола вступил в перезвон с успенским. А в толпах около обеих церквей возмущение выливалось наружу. Крики протестующих людей слились со звоном колоколов. Кто знает, чем бы закончился стихийный протест, если бы во втором часу дня в селе не появилась кавалерия, активных участников арестовали и церкви все-таки закрыли.

Во время Великой Отечественной войны на колокольне Никольского храма, как на самом высоком месте в селе, долгое время стояло наше зенитное орудие, сбивая вражеские самолеты и оставаясь неуязвимым, как и храм. Но за земли Урыва шли ожесточенные бои, и прямым попаданием колокольня все же была разрушена. Село было захвачено, и венгры расположили здесь свой штаб.

По воспоминаниям местных жителей, их всех согнали в центр села и заперли в Успенской церкви. Люди стояли в тесноте и духоте, и стар и млад, без воды, больше суток. Стоны, крики, плач, вопли, детский лепет… Выживших повели, добивая по дороге отстающих, к глубокому яру на расстрел. Затем оккупанты переменили решение и отправили урывцев по этапу в Германию. На ночевки их часто запирали в церквях. В Курской области наши войска освободили пленных урывцев. Долгое время, кто как мог, добирались до родного села.

Их встретила истерзанная земля с торчащими остатками труб на местах домов. За время их мытарств, Урыв трижды переходил от советских войск к немцам и наоборот – ни одного дома не уцелело. Покровский и Успенский храмы были разрушены, а Никольская церковь выстояла! Правда, она сильно пострадала от бомбёжки: остались покосившиеся стены, а колокольня, порталы притворов, купол и крыша храма были разрушены. Народ копал землянки, и, чтобы хоть как-то обогреться, из уцелевших обломков храмовых кирпичей складывал печи… В послевоенные годы Никольский храм использовался под зернохранилище.

Восстановление Никольской церкви

Лишь в 1990 году верующие села Урыв, узнав, что повсюду восстанавливают храмы, объединились идеей открыть и восстановить Никольскую церковь. В 1991 году храм был возвращен епархии, началось восстановление храма стараниями жителей села при поддержке колхоза «Тихий Дон». По благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия храм был открыт на радость всем верующим села. 28 августа 2009 года снова раздался колокольный звон на восстановленной колокольне.

До октября 2007 года настоятелем церкви был Сергий Николаевич Трофимов (переведен настоятелем в Преображенскую церковь Острогожска), его сменил Вячеслав Александрович Юрьев. С 2011 года настоятелем Никольского храма служит иерей Сергий Фисенко.

По традиции жители села чтят, как престольные, не только дни памяти святителя Николая (22 мая и 19 декабря), но и праздники Покрова и Успения Пресвятой Богородицы – в память о разрушенных в годы войны и разобранных в послевоенное время сельских храмах.



Реликвии и святыни храма

  • икона прп. Марии Египетской (мироточила в 2001 году)
  • икона "Нечаянная радость"
  • икона "Рождество Христово"
  • икона святителя Спиридона Тримифунтского
  • икона святителя Николая Чудотворца

  • Использованы материалы сайтов: Сайт Никольского храма, Народный Каталог Православной Архитектуры, Воронежско-Борисоглебская епархия
    Использованная литература:
    Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
    Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
    Яндекс-фотки

    Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
    Яндекс.Метрика