Воронежская область. Верхнехавский район.
Село Верхняя Хава.
Церковь Новомучеников и Исповедников Российских

Церковь Новомучеников и Исповедников Российских — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Верхняя Хава Верхнехавского района Воронежской области.

До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.

История села

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Первоначально заселение села Хавы относят к XVI столетия. Первым поселенцами считаются четыре семьи, выселенныя из Киевской губернии помещиком Княжевым, - за тем к ним стали переселяться крестьяне из других мест, тка что к 1690 году здесь образовался поселок в 60 дворов. Село получило свое название от реки Хавы, на берегу которой оно расположено. О названии же реки Хавою народныя предания различны. По одному сказанию, что в этой местности лет тому 180-200 назад (конец XVII в. - прим.), здесь были непроходимые леса, в которых скрывались разбойные шайки; разбойники эти скрывали награбленное ими, или по местному говоря "ховали" среди непроходимых лесов в курганах. О курганах этих в народе ходит много легендарных сказаний: так на одном (Грачевском) будто бы видят огоньки - признак скрытаго клада, и слышат иногда шум, на другом - под Иванов день 24 июня ежегодно выходит огненная полоса, а третий курган в первый день Пасхи между первым и вторым ударами к утрени раскрывается и открывается скрытый в нем клад. Курганам приписывают татарское происхождение. По другому преданию, Хава заимствовала название свое от того, что татарская царевна Хава утонула в реке.

Разбойничьи шайки были уничтожены высланными против них Правительством солдатами (но когда неизвестно), а по мнению других солдаты (в количестве 2000 человек) были высланы для тушения пожара. О существовании в этой местности разбойников доказывают и народныя песни, воспевающия русских солдат, которые, убив главнаго их атамана, разсеяли разбойничьи шайки и надгробные памятники (к сожалению, не сохранившиеся), на них были надписи: "кто и за что когда был убит разбойниками". Так на одном памятнике была надпись, что в 1680 году монах Иоанн был убит разбойниками за их обличения.

В местности близ Хавы и доселе находят в земле разныя старинныя вещи; так в 1859 году в овраге на северной стороне села на глубине в полуаршин найдены были старинные монеты. На одной стороне что-то похожее на начертание быквы П, а другая сторона - совершенно гладкая; в 1865 году близ этой же местности были найдены чугунныя пули и заостренный осколок железа, а также большия серебряныя кольца»
.

Введенская церковь

Архиепископ Самбикин в своих трудах пишет: «В 1701 году поселившиеся на реке Хаве крестьяне, с благословения святителя Митрофана, построили первую деревянную в честь Введения Божией Матери церковь. К этой церкви относились поселки: Перово (названное по фамилии помещика, ныне здесь устроена своя особая церковь), Таловое (ныне приписанное к церкви с. Гаев), Коверино, Лутовиново и др. Первоначальная церковь существовала до конца прошлаго века (конец XVIII века - прим.). Вторая, каменная церковь и в то же наименование (Введения), окончена и освящена в 1795 г., при чем в грамате, выданной священнику Федору Иванову Феофилом, епископом Тамбовским, предписывалось: "старую деревянную церковь продать; ради чего при разобрании оной церкви перстол снять и лес употребить в церковном строении, или на печенье просфор и алтарное место, где тайна совершалась приходским людям оградить и не прикосновенно хранить". На месте алтаря бывшей деревянной церкви поставлен из кирпича небольшой памятник.

В 1869 году каменная церковь, по случаю ея обветшания, разобрана и начата постройкою; в этой церкви определено главный престол освятить в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а придел в честь Введения Пресвятой Девы. Придел был освящен в 1875 году, а настоящая еще доселе отстраивается. Прежде бывшая церковь была крестообразной формы, с удлиненными концами на восток и запад; окна в ней были продолговатыя, створчатыя с железными решетками. Колокольня, каменная, соединена с настоящею церковью посредством придела, шпиль деревянный, обитый белою жестью; высота ея 12 сажень; прежде в церковной ограде был фруктовый сад, но, по случаю постройки новаго храма, вырубленный.

Из священников, служивших в Введенской церкви, известны: Калинник Кириллов, умерший в 1783 году, Феодор Иванов (из диаконов села Яблонова); с 16 марта 1795 года Феодор Смирницкий (родственник Антония архиепископа Воронежскаго), впоследствии был переведен в Вознесенскую церковь г. Воронежа. С 1815 года священник Иоанн Покровский; с 1853 года Феодор Разумовский; в настоящее время
(1881-1884 - прим.) два священника: Иоанн Марковский и Димитрий Ключанский».

В "Указателе храмовых празднеств в Воронежской епархии за 1881-1884" Дмитрий Самбикин указывает так же Троицкую церковь, но в последующих документах, в частности, в "Справочной книге Воронежской епархии 1900 года" П. Никольского, Троицкий храм не фигурирует. Можно сделать предположение, что строящаяся Троицкая церковь в итоге была освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (данные уточняются).

Дмитрий Самбикин же упоминает: «Троицкая церковь в Вехней Хаве, еще строится (с 1874 года) с приделами на правой стороне Покрова Божией Матери, на левой (в трапезной) Введения во храм Пресвятой Девы, каменная с такою же колокольнею. Земли (по плану 33 десятины, но причт пользуется издавна 45 десятинами); два штата, прихожан 2100 душ».

Подводя итоги, можно сказать, что в 1874 г. село украсил большой трехпрестольный каменный храм с приделами во имя Покрова, Введения и Животворящей Троицы.

По документам Воронежской епархии, в 1900 году в штате церкви числились: два священника (протоиерей Иоанн Николаевич Марковский и Димитрий Иванович Ключанский), диакон (Иоанн Николаевич Аскоченский) и два псаломщика (Михаил Часовников и Стефан Яковлевич Трофимов). Приход насчитывал 611 дворов, в которых проживало 5265 человек.

Незадолго до войны, храм был закрыт и в дальнейшем использовался под различные хозяйственные нужды. Уже в 1980-е годы обветшавшую церковь разобрали, а на ее месте построили здание районной администрации.

Новая церковь новомучеников Российских

В годы возрождения веры православные верхнехавцы решили возродить порушенную святыню. 9 мая 1995 года на месте будущего храма был совершен молебен и освящен поклонный крест. Основные работы по возведению церкви начались в 1996 году. Спустя три года в храме прошло первое богослужение, однако до полного завершения строительства и отделки церкви тогда было еще далеко. Большую помощь приходу оказала районная администрация, многие местные предприятия приняли участие во всенародном деле. Большим событием на пути духовного становления общины стало принесение в 2000 году в храм ковчега с частицей мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.

2 марта 2008 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил чин великого освящения храма в честь Новомучеников и исповедников Российских.

В 2000-х годах в храме служили священники: Олег Марчуков (настоятель, с 1999 г., награжден набедренником и камилавкой), Андрей Брониславович Согдеев (с декабря 2004 года, настоятель), Николай Михайлович Уразов (с февраля 2007 г., награжден набедренником, клирик).



Использованы материалы сайта: Воронежско-Борисоглебской епархии
Использованная литература:
Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"
Яндекс-фотки

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Яндекс.Метрика